Светят, несмотря ни на что / Татьяна Кокина, Сергей Радьков (Курган)

Выпуск №6-236/2021, Лица

Светят, несмотря ни на что / Татьяна Кокина, Сергей Радьков (Курган)

Артисты - звезды, но светятся они за счет своей внутренней энергии, сжигая себя изнутри. Термин: профессиональное выгорание - не про артистов, они не выгорают. Сгорают, порой, да. Но наши - светят, несмотря ни на что.


Живые куклы Татьяны Кокиной

4 февраля актриса Курганского театра кукол «Гулливер» Татьяна Кокина отметила юбилей. Любая ее работа убеждает нас в том, что это мастер высочайшего профессионального уровня. Независимо от того, какая кукла находится в ее руках - Филька, прибежавший к Панкрату каяться, или Бабка, в панике жалующаяся на отсутствие муки. Раненый конь или Сорока, в которую превратился обычный деревенский ковш - не возникает сомнений в наличии у этих кукол души и теплоты дыхания, которым Татьяна Кокина наполняет персонажей спектакля «Теплый хлеб».

У нее не бывает простоев - актриса активно занята в спектаклях репертуара. За годы своей деятельности только в театре «Гулливер» сыграла более чем в 30 спектаклях, и зачастую это были главные роли. В руках Татьяны оживает любая кукла, любой предмет становится живым и интересным. Самое главное качество этой актрисы - огромный творческий потенциал и желание совершенствоваться в профессии. Татьяна Кокина не просто удивительно тонко чувствует куклу, она словно срастается с ней. Зрители видят, как кукла послушна рукам артиста, и не предполагают, что каждая из них имеет свой характер. Каждую артист должен «приручить», стать с ней единым целым. Работа кукольника не из легких - иная кукла и весит довольно много, и держать ее надо на поднятой вверх руке. А бывает, художник с режиссером придумают полог, по которому кукольные персонажи ходят, как по полу, а артисты, скрючившись в три погибели, должны управлять куклами. И при этом озвучивать их.

Работая над спектаклем «Сияющая в ночи» с японским режиссером Ёити Нисимура, Татьяна Кокина осваивала японскую куклу, а помогала ей в этом японская актриса Мияко Куротани. О работе с нашей актрисой она отзывалась с восторгом: «Я училась водить эту куклу 10 лет, а Таня взяла ее в руки, и с первого раза кукла ожила». Не напрасно эта работа была номинирована на премию «Золотая Маска» как «Лучшая актерская работа» в спектакле «Сияющая в ночи».

Невозможно забыть роль Татьяны Кокиной в спектакле «Сны Арлекина» (режиссер Андрей Санатин), где была занята вся труппа, но среди прочих артистов глаз выделял и сразу фиксировал именно ее, хотя спектакль был воистину плодом коллективного творчества. Его необычность заключалась в том, что артисты не произносили ни единого слова, а спектакль, словно мозаика, складывался из эпизодов. Словно во сне, действие вдруг перетекало в другую плоскость. Пластика, жест и выражение бледных, как маска, лиц, музыка и игра света - почти весь набор средств, использованных режиссером для донесения основной мысли. Было важно, что и в тупике замкнутого лабиринта артист способен повернуться лицом к свету, ибо его призвание - нести свет! «Мы куклы Бога, в этом свет - ни первых, ни последних нет...» Вот и думайте после этого: кто от кого зависит - кукла от артиста, или артист от куклы, и где тот разумный вариант, при котором возникает полная гармония и взаимопонимание между куклой и человеком, и кто из них звезда...

Был у нас чудный спектакль о любви - «Сказка о рыбаке и рыбке», поставленный Станиславом Железкиным. И невозможно забыть Старуху - это еще одна замечательная работа Татьяны Кокиной. Роль, о которой принято говорить: «скаредная», наполнена глубоким драматическим звучанием. Татьяна создала образ неоднозначный, в начале всей истории даже симпатичный. Жили себе по средствам, небольшим, но, главное, - душа в душу, понимая и жалея друг друга... В образе Старухи просматривался характер актрисы - она не ропщет, принимает жизнь такой, какая она есть, из тех, о которых говорят: ведомая. В спектакле размышляли о том, как порой опасно идти на поводу у кого-то. Ведь за кем пошла? За любимым котиком! Всего-то! И каждый раз Старуха, получая желаемое, пытается остановиться - ведь это уже больше, чем то, о чем могла бы мечтать. Но рядом обнаглевший кот, для которого извечное противостояние - «кот и рыба», является постоянным стимулом для нового издевательства над Рыбкой. Унижая ее, он разрушает и жизнь Старухи...

Одна из последних ярких работ Татьяны Кокиной - Мелисанда в спектакле «Пелеас и Мелисанда» (режиссер Александр Янушкевич). Нежная, ранимая, неприспособленная к реальной действительности Мелисанда в исполнении актрисы, несмотря на сковывающие рамки, запреты и условности, излучает свет, который уходит вместе с ней. Жизнь хрупкая, сгореть, испытывая истинные чувства, так легко. Главное, чтобы остался свет.

Татьяна Кокина - актриса, излучающая свет, несущая любовь к окружающим, к зрителям, которые идут на встречу с ней с открытым сердцем.

 

Музей уникальных личностей

Заслуженному артисту России Сергею Радькову 8 февраля исполнилось 55 лет. 26 из них он посвятил Курганскому театру драмы. Все эти годы он честно завоевывал зрительскую любовь, выходя на сцену в спектаклях самых разных жанров. Радьков играл и играет в сказках для детей и заставляет взрослого зрителя задуматься над проблемами своих персонажей, ведь известно, что театр моделирует жизненные ситуации, а зритель часто ставит себя на место героя...

Когда мальчики и девочки, собирающие жильцов дома на свои представления, решают стать артистами, они, конечно, думают в первую очередь о том удовольствии, какое будут получать от выхода на сцену. Думают: какое счастье «прожить» много жизней за одну свою, счастье - слышать аплодисменты и видеть себя на афишах и обложках журналов... Им даже в голову не приходит мысль о том, что ролей своих они будут ждать долго, выходить в массовках и эпизодах. Что профессия артиста зависит от многих факторов, кроме таланта, что надо всегда держать себя в хорошей форме, чтобы быть готовым в любой момент к той самой роли, которая станет поворотным моментом в судьбе и изменит жизнь...

Сергей Радьков, выпускник Иркутского театрального училища, приехавший в Курган в 1994 году, не был измучен ожиданием - он всегда был плотно занят в репертуаре. За годы артистической карьеры сформировался огромный список созданных им интереснейших, незабываемых образов, целый музей уникальных личностей самого разного диапазона - интеллектуалов и маргиналов, прожигателей жизни и философов, не вписывающихся в реальную действительность.

Хорошо помню его Войницкого в спектакле «Дядя Ваня» (режиссер Л. Гушанский). Трагический образ одинокого, незаурядного человека, жизнь которого не принадлежит ему, складывается совсем не так, как могла бы. На склоне лет приходит прозрение, что свою жизнь, свой труд он посвятил чванливому, надутому от собственной значимости Серебрякову... Разочарование, вылившееся в бунт, сменяется попыткой забыться в работе. «Мы увидим небо в алмазах...» - мантра самоуспокоения, не несущая облегчения. Всем понятно, что в финале Войницкий на грани срыва. За него было страшно, казалось, что дуло злополучного пистолета он развернет к своему сердцу...

А вот Подколесин в «Женитьбе» (режиссер А. Горбань) - возвышенный в своем отношении к жизни, эстет. Ему нравится жить «вкусно»! Он получает удовольствие от одного осознания ответственности момента, подготовки к нему. Произносимое им: «Хорошо!», исходит из глубины души, от радости, которая содержится в жизни. А после первого поцелуя все вокруг просто заливается розовым светом и снова вырывается наружу почти сладостный стон: «Хо-ро-шо!»

- Мне нужен актер, который хочет работать, - говорил режиссер Александр Горбань, - когда я смотрю, как блистательно работает Виктор Чукин - это реактив невероятный при всех сложностях задачи! Как Сергей Сергеевич Радьков ныряет в острый рисунок, Иван Степанович Дробыш мучается, ищет, потому что он - холерик, а я требую от него быть сдержанным, это поиск характера, этим пьеса и сложна. Я знаю, что у нас получится!»

И, действительно, получается. Артист берется за работу и понимает что-то такое о своем персонаже, что делает его живым, обнажает нервы и болевые точки. Взять Ричарда из спектакля «Всё в саду» (режиссер Л. Гушанский), преданного собственной женой, оказавшегося не готовым к такому повороту судьбы. Помню, как убедительна была сцена выяснения отношений: динамичная, наполненная изнутри. Этот совсем недавно довольный жизнью человек вдруг оказался единственным сумасшедшим среди своих здравомыслящих гостей. Но при всей страсти, бился Ричард в исполнении Радькова, словно мотылек о стекло, натыкаясь на сильный характер своей супруги...

Сыграно за 25 лет актерской деятельности немало. И среди важных факторов, которые определяют успех артиста, есть еще умение чувствовать партнера. И в данном случае хочется сказать о дуэте Радьков-Савина, который время от времени мы видим в разных спектаклях. Джонни и его мамаша из спектакля «Калека с острова Инишман» - это просто спектакль в спектакле, где нет ничего случайного и непродуманного, начиная от внешнего вида парочки и до смысловых подтекстов.

Совсем другой жанр, а значит и другие отношения между партнерами в спектакле «Похороните меня за плинтусом» (режиссер Дмитрий Акриш). Конечно, ведущая партия в этом спектакле у Любови Савиной (Нина), но ее партнер - Сергей Радьков (Сеня) не просто держит уровень, между ними явная, хоть и невидимая связь. Артист обнаруживает такую беззащитность, хрупкость, беспомощность перед натиском и отторжением жены... Великолепный дуэт двух замечательных артистов - их судьбы, чувства, желания, нетерпение и неприятие так сплелись, что даже в моменты, когда на сцене видим только одного из них, ощущается - как тесно они связаны какими-то невидимыми, но неразрывными нитями, по которым идет тепло от одного - к другому.

Глубокий, искренний по отношению к театру, Сергей Радьков много читает, отдавая предпочтение классикам, среди которых любимый с юности Ремарк, несущий в себе энергию юности и утра жизни. Да, мальчик из Караганды, который в семь лет посмотрел спектакль «Лапти самоплясы» и навсегда определился с выбором профессии, не думал о возможных сложностях. Просто с тех пор театр стал частью его жизни - жизни яркой, насыщенной, интересной. Сергей доверял театру, а театр верил в него, никто из них за 26 с лишним лет не подвел друг друга.

Хочется пожелать Сергею Радькову, артисту и человеку, долгого и доброго жизненного утра, как у Ремарка, новых работ и ярких дуэтов.

 

Фото из архива театра

Фотогалерея