Своя тема / Аркадий Кац (Москва)

Выпуск №6-236/2021, Лица

Своя тема / Аркадий Кац (Москва)

Аркадий Фридрихович Кац собственных юбилеев не любит. До недавнего времени вообще старался уехать на это время, чтобы избежать чествований и панегириков. И все же 90-летие, которое пришлось на 22 февраля, - дата значительная. Но дело не в цифре, конечно же, вызывающей уважение и восхищение, а в том, что происходит в жизни человека здесь и сейчас. В день юбилея Мастера в Театре «У Никитских ворот» сыграли его недавний спектакль «Мудрец» по А.Н. Островскому, всегда собирающий полные залы. Февральская афиша Московского драматического театра Армена Джигарханяна пополнилась мольеровским «Скупым» - тоже новая работа Аркадия Каца. И не случись пандемии и закрытия границ, он к этому времени уже завершил бы постановку пьесы А.Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты» в Национальном академическом театре русской драмы имени Леси Украинки в Киеве.

Народный артист Латвийской ССР, народный артист Украины, заслуженный деятель искусств Российской Федерации. «Вы только вдумайтесь, как это звучит сегодня», - шутит Аркадий Фридрихович. К высоким званиям он тоже равнодушен, и потому назовем их просто маркерами биографии режиссера, прошедшего школу великих учителей, построившего свой театр, ставившего на разных сценах в России и за рубежом и сохраняющего по сей день подлинную творческую свободу.

«Детство - самая далекая, но и самая четкая часть воспоминаний. И хотя она чрезвычайно мозаична, ей можно доверять - она не замутнена». Это из книги Аркадия Каца «Похвала бессоннице», увидевшей свет в 2014 году и выходящей далеко за рамки автобиографии, потому что автор пишет о выдающихся людях театра, размышляет о драматургии, современном сценическом искусстве. И все же дорогого стоят воспоминания о городе детства и юности - Одессе, наполненные каким-то особым музыкальным ритмом, объемными характерами, интереснейшими подробностями из довоенной и послевоенной жизни одесситов. Как всякий мальчишка, выросший на берегу моря, он мечтал стать моряком, но когда в шестнадцать лет встал перед выбором - мореходка или театральное, выбрал второе.

Аркадий Фридрихович вспоминает своего самого первого учителя - Ивана Федоровича Полетаева - артиста Одесского ТЮЗа, руководившего в Доме пионеров драмкружком и доверившего новичку самую первую в его жизни роль - Вральмана в «Недоросле». По словам Каца, это не только «отравило», но и научило многим тайнам профессии. После Одесского театрального училища, где тогда преподавали Алексей Матвеевич Максимов, Мария Исаевна Каменецкая, Зинаида Григорьевна Дьяконова, Кирилл Владимирович Иванов и другие талантливые педагоги, молодой актер успел поработать в Одесском театре Советской Армии и Русском драматическом театре города Бельцы в Молдавии. Играл в основном эпизоды, но именно тогда пришло понимание: на сцене нет проходных ролей, даже если это седьмой матрос без единого слова текста. Потом его призвали в армию, он отслужил положенные четыре года на Балтийском флоте и, даже не сняв военной формы, отправился в город на Неве. Ему очень повезло - он сумел поступить на режиссерский факультет Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии, учился у выдающихся театральных педагогов Александра Александровича Музиля и Аркадия Иосифовича Кацмана. И вытянул счастливый билет - встретил «девочку с колокольчиком», как называли студентку актерского факультета Райну Праудину за ее звонкий смех. С той поры они не расставались.

В 1960 году Аркадий Кац окончил институт и, несмотря на приглашение Г.А. Товстоногова работать в БДТ, принял решение распределиться в Ижевск. Там, на сцене Русского драматического театра Удмуртии имени В.Г. Короленко, уже год служила его жена Райна. Свои первые спектакли делала Татьяна Швец - выпускница факультета сценографии ЛГИТМиКа, ученица Николая Павловича Акимова, ставшая в итоге на многие десятилетия соавтором Каца в его постановках. «Мы всю жизнь благословляли этот театр», - говорит Аркадий Фридрихович.

Отслужив три года в Ижевске, Кац и Праудина получили сразу несколько предложений о работе в других городах. Можно было поехать в Москву, в Центральный академический театр Советской Армии, но они выбрали Рижский театр русской драмы. В 1963 году Аркадий Кац стал его главным режиссером и в течение 25 лет создавал в этих прославленных стенах свой театр, признанный в итоге одним из лучших в стране. В интервью 1992 года «Балтийской газете», когда Аркадий Фридрихович и Райна Борисовна уже уехали из Латвии, Кац вспоминал: «Трудно мне в Риге не было с самого начала. Здесь свободней жилось, была возможность ставить то, что, скорее всего, в России поставить бы не позволили. В те годы Рига была театральной Меккой, в ней собиралось огромное количество талантливых актеров, режиссеров».

Время напряженной работы и ни с чем не сравнимого счастья, которое испытывает человек, имеющий возможность свободно творить. «Грешная деревня» Я. Дрды, «Варвары» и «На дне» М. Горького, «Телевизионные помехи» К. Сакони, «Жанна д'Арк» А. Упита, «Визит старой дамы» Ф. Дюрренматта, «Дни портных в Силмачах» Р. Блауманиса, «Ревизор» Н.В. Гоголя, «Волки и овцы» А.Н. Островского, «Дядя Ваня» и «Вишневый сад» А.П. Чехова, «Король Лир» У. Шекспира, «Трехгрошовая опера» Б. Брехта, «Что случилось в зоопарке» Э. Олби и многие другие спектакли всегда становились событиями, шли на аншлагах, на них было трудно попасть. В 1973-м Аркадий Кац выпустил «Утиную охоту» - первую постановку пьесы Александра Вампилова в стране. И первым же, вместе с Леонидом Белявским, создавал мюзиклы на драматической сцене.

В книге, изданной к 100-летию Рижского театра русской драмы, о творчестве Аркадия Каца написал Зиновий Николаевич Сегаль: «А.Ф. Кац - режиссер и по призванию, и по складу характера, и по приверженности профессии. Но он еще и строитель. Строитель театра, создающий его идейно-художественный комплекс. Вникающий в каждую клеточку сложного театрального организма. Всецело сосредоточенный на нем. В своей режиссуре А.Ф. Кац добивается ясного, доведенного до конкретности смыслового решения спектакля. Глубоко проникая в мир драматурга, он вычленяет из него то самое важное, что необходимо сегодня. Его режиссура отличается четкостью замысла, фантазией, лаконизмом и последовательностью воплощения, актуальностью и значительностью мысли. Около 50 спектаклей поставил А.Ф. Кац на сцене театра, и они определили его художественный почерк. Он много сделал для создания гибкого актерского ансамбля, одинаково владеющего средствами психологического и синтетического театра».

Сам Аркадий Фридрихович говорит о служении в Рижской русской драме очень коротко: «Это театр, которому я отдал жизнь. Это мой театр. Это вся моя жизнь». Последней работой главного режиссера на Рижской сцене стал «Гамлет» У. Шекспира. Когда спросили, о чем его спектакль, Кац ответил: «Любая власть порождает злодеяние».

В 1988 году Аркадий Фридрихович и Райна Борисовна переехали в Москву. Это стало временем абсолютной свободы. Поработав недолго в Вахтанговском театре, где Кац поставил «Женитьбу Бальзаминова» А.Н. Островского, «Варваров» М. Горького и «Мартовские иды» Т. Уайлдера, они ушли в Московский театр «У Никитских ворот» к Марку Розовскому. Рождались новые спектакли - «Игра в джин» Д. Кобурна, «Скупой» Мольера, «Правда - хорошо, а счастье лучше» А.Н. Островского, «Два Чехова» по произведениям А.П. Чехова, «Идеальный муж» О. Уайльда, «Я, бабушка, Илико и Илларион» Н. Думбадзе, «Софья Петровна» Л. Чуковской...

Аркадий Кац много ставил на российских и зарубежных сценах - Тамбовский государственный драматический театр, Ульяновский драматический театр имени И.А. Гончарова, Латвийский национальный театр, Национальный академический театр русской драмы имени Леси Украинки, Национальный академический драматический театр имени М. Горького в Минске. Созданный им в 2003 году спектакль «Немного нежности» А. Николаи до сих пор в репертуаре Московского художественного театра имени А.П. Чехова. Продолжая работу режиссера-педагога (в свое время Кац преподавал на театральном факультете Латвийской государственной консерватории имени Я. Витола), вел курс на актерском факультете Университета штата Мичиган (США), ставил дипломные спектакли в Учебном театре Школы-студии МХАТ.

Двадцать три года назад Аркадий Кац создал творческую лабораторию «Актерский дом», которая все это время живет под крышей Центрального Дома актера имени А.А. Яблочкиной. Аркадий Фридрихович называет свое детище «театром для души», и это правда. Играющие в его спектаклях актеры из разных московских театров не получают за свой труд ничего, кроме радости чистого творчества и любви зрителей. Аркадий Фридрихович не верит в академические сообщества, театральные школы. Верит в актерскую индивидуальность и актерское братство. Не верит в организационные и финансовые обстоятельства - только в общность работы. И еще в высокую литературу. Поэтому в афише «Актерского дома» А.П. Чехов, И.С. Тургенев, С. Есенин, И. Бунин, М. Булгаков, И. Бабель... Одна из последних премьер - «Так кто же он, Дон Жуан» по произведениям Ж.-Б. Мольера, Б. Брехта и А.С. Пушкина.

Как всякий серьезный мастер, Аркадий Кац неустанно размышляет о профессии режиссера. Считает, что главное в ней - интуиция, догадка, что-то сидящее глубоко внутри, что движет сознание, рождает энергию внушения. Но в момент перелома, на финише, вступают в силу профессионализм и опыт. И еще он убежден, что в театре нет и не может быть художника, который своим прошлым заслужил настоящее. До конца дней надо отстаивать право вести диалог с залом.

Аркадий Кац - блестящий рассказчик, у него легкое, ироничное перо. В 2013 году в питерском издательстве «Балтийские сезоны» вышла книга «Почти вся жизнь», а через год появилась уже упомянутая «Похвала бессоннице». Он продолжает писать - по ночам, на отдельных листках, порой на обрывках. Если собрать воедино все эти разрозненные мысли, получится еще одна книга, без сомнения, целостная, точно попадающая в сегодняшний день. Вот лишь небольшой фрагмент одного из недавних листков. Всего несколько строк, но в них - судьба Аркадия Фридриховича Каца.

«У каждого художника, прожившего долгую или очень долгую жизнь, все равно остаются две-три работы, и не более. Может быть, кому-то повезет, будет четыре, но это ничего не меняет. Я уверен, что самое главное заключается в том, что все эти работы объединяет одно - то, что мы называем темой. Тема одна. Мы приговорены к ней с рождения - природой ли, судьбой ли. Судьба выбирает для этой цели две-три пьесы за всю жизнь, и только так человек может проявить свою индивидуальность художника, и только это может измерить меру таланта...

Мне, человеку, который подводит итоги, это понятно. И я, перебирая в памяти поставленные спектакли, сразу называю два: «Ревизор» Н.В. Гоголя и «Утиную охоту» А. Вампилова - может быть, самую талантливую пьесу современной драматургии. Еще - «Гамлет» У. Шекспира, хотя понимаю, что его невозможно поставить, можно только сыграть. Благодаря этим трем работам я исчерпал свою тему».

Фотогалерея