О мифах и легендах / Московскому драматическому театру им. М.Н. Ермоловой 95!

Выпуск №6-236/2021, Портрет театра

О мифах и легендах / Московскому драматическому театру им. М.Н. Ермоловой 95!

Далекие и не очень - события со временем имеют особенность превращаться в мифы и легенды, ведь их непосредственные свидетели и участники уходят, а сохранять историю и передавать ее дальше надо нам, живущим. И мы уже никогда не узнаем всех подробностей. Но будем догадываться и фантазировать.


Начнем с самого начала: в 1919 году актриса Малого театра Елена Лешковская организовала театральную студию. В то время это дело пользовалось спросом, давало возможность не только творчества, но и заработка в трудное время. Легенда, что молодые студийцы пришли к великой Ермоловой и попросили разрешения дать студии ее имя, - жива до сих пор. А уж как это было на самом деле - никто теперь не расскажет.

Или вот еще: Ермоловская студия была создана в 1919 году. А отсчет существования Театр Ермоловой ведет с 1925 года. На наш запрос в Государственный архив Российской Федерации был получен ответ: «...Сообщаем, что в не полностью сохранившихся документах архивного фонда Народного Комиссариата просвещения РСФСР за 1925 год протокола Наркомпроса РСФСР от 23 октября 1925 г. №47 не обнаружено». Есть дата, год и номер. А документов нет. Но ведь были? Загадка.

Одну отгадку мы нашли случайно: в газете «Правда» от 23 октября 1925 года вышло объявление о том, что «Передвижной драмколлектив МОНО начал свою работу.» То есть студия приобрела статус Передвижного театра. Совпадение дат, чисел и событий. Теперь уже миф. Но, тем не менее, Театру Ермоловой уже 95 лет.

Вот такая история. Одна из.

А вот еще: в здании бывшего особняка на Тверской, дом 5/6, в котором с 1946 года размещается Театр Ермоловой, в 30-е годы находился ГосТИМ и работал Всеволод Мейерхольд. Здесь рождалась знаменитая постановка «Дамы с камелиями». На этой сцене играли молодые Игорь Ильинский, Эраст Гарин, Зинаида Райх, Мария Бабанова, Лев Свердлин, Максим Штраух... Здесь 7 и 8 января 1938 года прошли два последних спектакля ГосТИМа: «Дама с камелиями» и «Ревизор». Это не миф и не легенда, а истинная правда, но имя и судьба великого режиссера сами по себе - предание.

Ну а уж подземные ходы и подвалы под нашим театром, старинные изразцы и кирпичи - отдельная тема для исследований и написаний мистических романов.

В жизни театра, как и в жизни людей, есть поворотные, ключевые моменты. Они - совокупность воли, забот, желаний и стремлений. Так в страшном для страны 1937 году благодаря усилиям и воле Марии Кнебель произошло слияние ермоловцев со студией Николая Хмелёва, чуть позднее - приглашение в 1940 году на постановку Андрея Лобанова... Череда поступков и случайностей, не только спасших театр и позволивших выжить, но и давших нам счастливую возможность отмечать в сезоне 2020-2021гг. 95-летний юбилей.

Есть еще один интересный факт. Он не из области фантастики или фантазий, а самый что ни на есть реальный: Хмелев и Лобанов родились в один день, но с разницей в один год. Вот так распорядилась судьба, подарив миру 10 августа этих замечательных мастеров.

40-50-е годы ХХ века определили особое место Ермоловского театра на культурной карте Москвы. Это был театр интеллигенции, у него был свой голос, негромкий, но внятный, было особое благородство тона, был даже свой репертуар, что в пору всеобщей унификации можно считать своеобразным подвигом.

Роковой стала для великого режиссера Андрея Лобанова постановка драмы Леонида Зорина «Гости» в 1954 году. Спектакль был запрещен после первого же показа. Желание говорить со сцены правду мало кому тогда нравилось. Драматург оказался в больнице, пережил шквал убийственной критики, обрушившейся со страниц центральной прессы. Очевидцы рассказывали, как табличку с названием «Гости» заменяли на «Невольницы».

Период 50-х годов полон недомолвок, внутритеатральных конфликтов и противоречий, предательств и обвинений, побед и поражений. И это - история театра, навсегда ставшая легендой.

Череда художественных руководителей после Лобанова, его верный ученик Владимир Андреев, ставший в 1970 году на долгие 15 лет главным режиссером, его уход в Малый театр и приход в Ермоловский Валерия Фокина, возвращение Андреева в расколотый надвое театр, невидимая изнуряющая работа по объединению. Приглашение Андреевым в 2012 году на должность художественного руководителя Олега Меньшикова, встречи и прощания, новые имена, новая жизнь театра - все это тоже с каждым днем обрастает слухами, домыслами, превращая события в мифы и легенды.



О людях

О, сколько их! Прекрасных имен! Макс Терешкович, Азарий Азарин, Мария Кнебель, Николай Хмелёв, Андрей Лобанов, Виктор Комиссаржевский, Леонид Варпаховский, Александр Шатрин...

Всеволод Якут, Иван Соловьев, Лариса Орданская, Вероника Полонская, Ольга Николаева, Софья Павлова, Эсфирь Кириллова, Эдда Урусова, Иветта Киселева, Евгения Уралова, Елена Королёва, Дмитрий Фивейский, Семен Гушанский, Федор Корчагин, Георгий Вицин, Леонид Галлис, Валерий Лекарев, Николай Бриллинг, Юрий Медведев, Виктор Павлов, Александр Жарков, Александра Назарова, Владимир Андреев...

Я не знаю, что скажут вам, уважаемые читатели, эти имена. Но за каждым из них - десятки ролей, они - история и слава Театра им. М.Н. Ермоловой.

Будем помнить.



О спектаклях

Просматривая старые фотографии, афиши, программки ловлю себя на мысли, что очень бы хотела увидеть те спектакли.

И становится грустно от того, что нельзя заглянуть за занавес времени, чтобы хоть одним глазком посмотреть спектакли, ставшие легендой: «Дети солнца» М. Горького, «Бедная невеста», «Бешеные деньги» А.Н. Островского, «Как вам это понравится» У. Шекспира, «Шторм» Билль-Белоцерковского, «Старые друзья» Л. Малюгина, «Спутники» В. Пановой, «Люди с чистой совестью» П. Вершигоры, «Дачники», «Достигаев и другие» М. Горького, «Бег» М. Булгакова, «Старший сын» и «Утиная охота» А. Вампилова, «Дядя Ваня» А.П. Чехова...

И как здорово, что некоторые спектакли остались в записи! И пусть это всего лишь изображение на экране, но легендарный «Пушкин» А. Глобы, «Время и семья Конвей» Дж. Пристли, «Суббота, воскресенье, понедельник» Э. де Филиппо, «Прошлым летом в Чулимске» А. Вампилова, «Василиса Мелентьева» А.Н. Островского и Н. Соловьева, «Перекресток» Л. Зорина и другие - снова оживают, заставляя восхищаться, узнавать и сопереживать.



О любви. Монолог завлита...

За что я люблю свой театр? За радость и боль вместе. Можно ответить на это: а у всех разве не так? Не знаю, как у всех, но у каждого свое.

Когда я училась в РАТИ, или, привычнее, в ГИТИСе на театроведческом факультете, тема одной из курсовых называлась: «Я люблю» и «Я не люблю». Я писала о «люблю» - о своем Ермоловском театре. Тогда я была вне. И было в моей работе много общих слов, пусть и правильных, но холодных, повествующих подробно об истории, о спектаклях, о режиссерах. Сегодня я внутри и снова, уже по-другому, хочу рассказать всем о «Я люблю».

Я люблю свой Ермоловский театр. Он разный: капризный, сложный, проблемный, креативный, спортивный, популярный... МногоМудрый...

Вчера была радость. Сегодня боль. Завтра будет как сегодня. Или как вчера.

Я люблю приходить на работу рано, когда еще никого нет. Тихо. Темные коридоры. Они видели столько, что можно только удивляться тому, что они не научились еще говорить. Слава и предательство, забвение и междуцарствие, стабильность и смута, раздел и воссоединение... Тему «мой театр» можно развивать по-всякому, у каждого свой ответ, свои мысли и свои аргументы.
Итак, «мой Ермоловский театр». Я ушла отсюда в 2000 году и вернулась в 2004-м. Совпадение судеб. Работа может быть любая, а может быть любимая. Может быть Дом.

И где бы ты ни работал, какие бы не встречались жизненные обстоятельства, ты туда вернешься. Так произошло и со мной. Поменяв несколько мест работы, набрав опыта профессионального и человеческого, я вернулась в свой дом, который все это время меня ждал. Я это знала, но не спешила. Должны были совпасть звезды. Они совпали, и вот мы вместе.
Я люблю людей, которые здесь работают: костюмеров, гримеров, осветителей, звуковиков, гардеробщиков, билетеров... Всех. Я люблю их преданность общему делу.

Я люблю ермоловских актеров. Они - дети. И всегда будут такими. Вне зависимости от возраста, опыта и званий. И зная, что спектакль получился «не очень», попадая на банкет, глядя на их искреннюю радость, думаешь о том, что это ты, наверное, не права. Они сыграли Роль. И это их достижение, их победа. А все остальное - обычные сопутствующие моменты. Они капризны, амбициозны, требовательны. И это может раздражать. Но ты их любишь, поэтому твои раздражения и претензии надовысказывать, только если попросят. Да и то делать это стоит, тщательно подбирая слова. Чтобы не обидеть. Я - завлит, и я - театральный критик - вещи совершенно разные. Твоя задача - защищать, если ты «внутри». И никогда «не выносить сор из избы».

Бесспорно, каждый, кто прожил 95 лет, имеет свое прошлое. И я люблю историю Ермоловского театра. Непростую, спорную, всякую. Здесь все повторяется, как в жизни. Совершая ошибки, мы всегда думаем, что это только наши ошибки, что никто так не страдал, как мы. А ведь все это уже было. Было непростое объединение, была травля главных режиссеров, были интриги, победы, потери и приобретения. Но такова человеческая память: давая клятвы помнить, спустя годы забываем. У каждого случаются более важные моменты. Пусть и сиюминутные. Только теряя, мы даем себе обещание помнить, и все равно забываем. Каждый из нас - эгоист. И это не обидное слово, это жизнь. И если сегодня обернуться и внимательно посмотреть назад, то словно в зеркале можно увидеть отражение сегодняшнего дня, только преломленное восприятием ХХI века.

Великие имена. Великие артисты. Великие спектакли. Сегодня, спустя десятилетия, кажется, что тогда (!) было лучше. Интереснее. Глубже. Глядя на фотографии, поражаешься красоте лиц, мастерству грима, попадания в образ. И остается только представить себе, как это было!.. Красивые лица. Талантливые люди. За каждой фотографией - судьба. Умение видеть второй план - дар не только артиста, но каждого уважающего себя человека. И если трепет не охватывает тебя от соприкосновения с историей - тогда ты здесь чужой. Тогда ты не сможешь оценить день сегодняшний. Можно иметь запись в трудовой книжке, но быть «чужим среди своих».

Меняется время, меняя человека. Но меняются ли человеческие ценности? Или все это сентиментальность? Дела давно минувших дней? Если честно, то ответ должен быть положительный. Да, это так. Но почему так сжимается сердце от беспокойства, почему хочется сделать лучше вопреки привычному «как обычно»? Да потому что знаешь: достойны. Потому что уверена: заслужили больше, чем многие. Потому что если твое время «не сегодня», то уж наверняка завтра. Потому что всегда есть люди, которые понимают. Чувствуют. А больше их или меньше - зависит от времени.

И все это - мой Ермоловский театр. Я верю в завтра. Хочу верить. Иначе зачем?


Фото из архива театра

Фотогалерея