Клоуном быть непросто... / "Муха-цокотуха" в Курском театре кукол

Выпуск №6-236/2021, Мир кукол

Клоуном быть непросто... / "Муха-цокотуха" в Курском театре кукол

Спектакль по сказке К.И. Чуковского «Муха-цокотуха» Курского театра кукол создан в не совсем свойственной театру кукол манере. На сцене - клоуны.

Поставленный с помощью мимики и жеста, «Муха-цокотуха» - результат творческого эксперимента режиссера Игоря Семяновского и художника Артура Вольховского. Стихотворение Корнея Ивановича Чуковского можно прочитать за 48 секунд. Постановщики превратили его в полноценный спектакль.

- Хотелось сделать что-то не совсем похожее на то, что мы обычно видим, - говорит режиссер-постановщик. - Мы с художником Артуром Вольховским постепенно пришли к мнению: действие надо наполнить таким смыслом, который, может быть, будет вступать в противоречие с привычным зрителю представлением о сказке. Мы решили, что это будет театральный цирк: артисты театрика «Чукоккала» каждый день играют разные спектакли по произведениям Чуковского, и сегодня им выпадает возможность показать один из любимых, «Муха-цокотуха».

Спектакль, основанный на пантомиме, стирает грань между цирковым и театральным представлением, и порой кажется, что действие происходит на арене. За легкостью и непринужденностью, с которой актеры разыгрывают свои миниатюры и виртуозно импровизируют, стоит большая работа.

- Для меня сложность состояла в том, чтобы выстроить вразумительный пластический рисунок спектакля, - продолжает Игорь Семяновский. - Пришлось заставить артистов придумывать этюды, и через форму клоунских этюдов мы пришли к такому решению. Было тяжело. Клоунада - особый жанр. Чтобы его освоить, артисту надо или просмотреть множество цирковых номеров, исполненных на высоком уровне, или внутренне ощущать не совсем обычное клоунское поведение.

Артисты с помощью буффонадно-цирковых приемов в течение 40 минут удерживают внимание зрителя, ни на шаг не отступая от авторского текста. По задумке режиссера, внутри театрика «Чукоккала» существует определенная иерархия. Прима театра - беззаботное, веселое, изящное насекомое. На сцене - главная героиня Муха-цокотуха (Анастасия Окунева) в образе утонченной стюардессы появляется довольно неожиданно и феерично. В начале действия Муха жадна и тщеславна, но к финалу, после пережитого потрясения, ее мировоззрение меняется. Кровожадный Паук (Вадим Козлов) вовсе не собирается есть Муху, он стар и одинок. Нападение на именинницу - лишь попытка привлечь к себе внимание и продемонстрировать превосходство над соперником, разудалым Комаром. Бесспорный лидер Комар (Юрий Лисняк) - организатор, ведущий, он координирует действия участников представления, по сути являясь его режиссером. Бабочка-красавица, он же Мотылек (Руслан Евстигнеев), комичный, практически, карикатурный персонаж, беззлобное флегматичное существо, выступает в роли мальчика для битья. Бабушка Пчела (Евгения Лисняк, Ирина Слюсарева, Татьяна Баркалова) - очень энергичная дама средних лет в прекрасной физической форме, ответственная и исполнительная.

Спектакль «Муха-цокотуха» насыщен музыкально. Буффонадные ритмы сменяются современными узнаваемыми мелодиями. Вообще, для Игоря Семяновского музыка является важнейшей составляющей в его творчестве:

«Все начинается с музыки, - говорит он. - Сначала я слышу, как все происходит музыкально, а потом к музыке подключается действие. Иногда достаточно трудно объяснить композитору, каким должно быть звучание, музыкальная фактура, характер. Для нескольких своих спектаклей я писал музыку сам, брал балалайку или гитару, искал музыкальное решение».

Лучшей оценкой спектакля, по словам Игоря Семяновского, было мнение зрителя, оставленное в книге отзывов после просмотра спектакля «Муха-цокотуха»: «Мы шли в театр кукол, а попали в балаган. Безобразие какое-то!»

А это значит - цель достигнута: спектакль «Муха-цокотуха» занял достойное место в ряду постановок эксцентричного жанра, в нем соприкоснулись и гармонично живут разные формы зрелищного искусства, ведь Театр кукол место для воплощения самых смелых идей.

Фотогалерея