От Брэдбери до наших дней / I Всероссийский фестиваль детско-юношеских любительских театров «Притяжение» (Красноярск)

Выпуск №7-237/2021, Любительские театры России

От Брэдбери до наших дней / I Всероссийский фестиваль детско-юношеских любительских театров «Притяжение» (Красноярск)

Фестиваль «Притяжение», проходивший в конце февраля в Красноярске, стал событием значимым и долгожданным. Творческая встреча театров и студий из разных регионов России, объединившая около 200 участников и организованная АНО «Театральное АртПространство» (Красноярск) при поддержке Союза театральных деятелей РФ и Российского центра Международной ассоциации любительских театров (АИТА) - первая в истории любительского движения этого сибирского города. Во многом она стала возможной благодаря гранту Президента РФ.

I Всероссийский фестиваль детско-юношеских любительских театров «Притяжение» - серьезный конкурс и настоящая театральная школа для детей и педагогов. В течение четырех дней здесь играли спектакли, участвовали в зрительских обсуждениях, занимались на мастер-классах по актерскому мастерству и сценическому движению, анализировали на режиссерских лабораториях методики работы в любительских коллективах. У руководителя и главного идейного вдохновителя проекта Евгения Крайзеля солидный опыт проведения фестивалей - в общей сложности десять «Театральных перекрестков» в Екатеринбурге, которые сегодня входят в число самых заметных общероссийских форумов театралов-любителей. Режиссер и педагог убежден: театр, как важная часть воспитательной системы, помогает подрастающему поколению правильно воспринимать окружающий мир, выбирать свой путь. И еще обрести чувство «большой сцены», что и происходит во время таких встреч.

На фестивале «Притяжение» вдохновенно читали М.Ю. Лермонтова. Поэтический спектакль «Демон» в школьном театре-лаборатории «Дети» из Красноярска поставила Валерия Рогозина и она же стала автором кукол - через них были решены главные образы лермонтовской поэмы. Сочные краски для музыкального спектакля «Ночь перед Рождеством» Н.В. Гоголя, сыгранного подростками из красноярской музейно-театральной студии «Сибирячок», выбрала режиссер Анна Шимохина. В постановке, наполненной радостью и юмором, удачно соединились фольклорные композиции, интересная сценография, для каждого персонажа этой истории был найден свой характер, колоритные черты. Веселые и грустные сюжеты рассказов О' Генри «Фараон и хорал», «Вождь краснокожих», «Пурпурное платье» легли в основу спектакля «Под открытым небом» театральной студии «Окно» из Барнаула, поставленного Любовью Беззубцевой. Приобщая своих ребят к лучшим образцам зарубежной классики, режиссер размышляла вместе с ними о том, как важны в нашей жизни мечты, пусть даже сбываются они не всегда.

Театр «Родничок» из Ангарска представил свою недавнюю премьеру - комедию положений Карло Гольдони «Слуга двух господ» в постановке Тагира Хамитова. В прошлом году коллективу исполнилось 40 лет, и за это время из его стен вышло несколько поколений детей, воспитанных на классике. В репертуаре «Родничка» А.Н. Островский, Г.Х. Андерсен, Д. Хармс, С. Маршак, А. Вампилов. «Слугу двух господ» репетировали полтора года, старшеклассники учились существовать в новом для себя жанре музыкального спектакля, сами сочиняли тексты, которые затем были положены на народную итальянскую музыку, осваивали искусство носить исторические костюмы. И в итоге вжились в непростой материал, сыграв Гольдони на одном дыхании.

Поэма Льюиса Кэрролла «Охота на Снарка», причисленная к образцам литературы нонсенса, на театральные подмостки выходит крайне редко. Когда автора спрашивали о смысле его произведения, он отвечал: «Как можно объяснить то, чего не понимаешь сам?» «Охоте на Снарка» посвящены литературоведческие исследования с попыткой расшифровать эту «аллегорию погони за счастьем». Кто-то даже увидел в поэме XIX века предвестье атомной угрозы грядущего столетия. Независимый театр-студия «И.Т.Д.» из Хабаровска предложил свою версию. Определив жанр спектакля как «сновидение проснувшегося», режиссер Вадим Лихоманов создал абсолютную фантасмагорию с живыми голосами фортепиано, гитары, укулеле, бубна, варгана. Булочник, Брокер, Бобер, Браконьер, Барристер и другие странные персонажи, ведомые сильной рукой Капитана, отправляются в опасное морское путешествие. Их общая цель - неведомое существо Снарк - в конечном итоге оказывается иллюзией, но в бешеном ритме преследования возникают сюжеты о доверии, дружбе, поиске своего истинного предназначения.

В среде литературоведов существует мнение, что «Охота на Снарка» повлияла на символиста Мориса Метерлинка, когда он работал над своей «Синей птицей». Эту волшебную сказку показали дети из Омского театра «Каруселька». Спектакль, сочиненный режиссером Татьяной Трошиной, сценографом Александром Реввой и художником по свету Андреем Васильченко, совсем еще юные артисты сыграли искренне и трогательно. В одной из самых красивых сцен, когда Тильтиль и Митиль навещают умерших бабушку и дедушку, звучит тема неразрывной связи ушедших и будущих поколений и благодарной памяти, которая и есть счастье. Тот же мотив в пьесе Дмитрия Калинина «Аве Мария Ивановна», посвященной бабушке драматурга, но затрагивающей трагические страницы истории нашей большой страны. Какие бы испытания ни выпадали на долю человека, он всегда будет надеяться и любить. Деревенский сериал в одном действии (так обозначен жанр спектакля) детско-юношеской студии «Камерный театр» из Москвы покорил подлинностью характеров двух деревенских парней и девушки, оказавшихся в ситуации любовного треугольника. В том, как современные подростки, знающие лишь в теории о раскулачивании, коллективизации, Великой Отечественной войне и ее потерях, прожили сценические судьбы своих героев, чувствуется большая и серьезная работа режиссера и педагога Елены Печенкиной.

Актуально и жестко прозвучал «Дракон» по пьесе Евгения Шварца, подтвердив в очередной раз, что для обретения истинной свободы недостаточно победить Дракона - его нужно убить в себе. Спектакль поставила художественный руководитель театральной студии «Синий краб» из Нижнего Новгорода Елена Шульгина. Отдельным и важным персонажем режиссер сделала оркестр, и он стал пульсом всего действия. Песни менестрелей (стихи Елены Шульгиной, музыка Владислава Круглова) обострили и наполнили объемом сюжетные линии «Дракона», сыгранного в камерном пространстве, практически глаза в глаза со зрителем.

Так совпало, что в основе трех фестивальных спектаклей были произведения Рэя Брэдбери. По словам педагогов, выбор сделали сами ребята, а значит, этот материал им близок и понятен. Театр-студия «МаскаРад» из Новосибирска представил свое прочтение «Лихорадки» (в другом варианте «Это всего лишь лихорадочный бред»). Девять актеров ведут рассказ от первого лица, все они являются одним персонажем - заболевшим мальчиком Чарльзом, с которым происходят странные вещи. Он чувствует, как болезнь постепенно убивает в нем личность, замещая ее чем-то пугающим и темным, а главное, смертельно опасным для окружающих. Режиссер Леонид Твердяков соединил текст и пластическое решение (хореограф Юлия Крюкова), из белых эластичных лент создал необычное сценографическое пространство - вибрирующее, сплетающееся в тугой узел, распадающееся на отдельные фрагменты. Этот сильный визуальный образ позволил ощутить накал внутренней борьбы Чарльза за свою жизнь и невероятное облегчение, когда в финале все произошедшее оказалось лихорадочным бредом.

Обратившись к рассказу «Все лето в один день», режиссер Елена Бедрина и хореограф Анастасия Селиверстова исследовали природу детской жестокости. Не случайно в начале спектакля звучали слова: «Никто не думал о последствиях. Это была просто игра», отсылающая и к «Повелителю мух» Уильяма Голдинга, и к «Чучелу» Владимира Железникова. Историю о Марго, прилетевшей с Земли на другую планету и ставшей изгоем в классе лишь за то, что видела настоящее солнце, а родившиеся в глубинном убежище только на экране монитора, рассказали воспитанники Младшей мастерской Театра современного искусства «Этти дети» из Красноярска. В акварельном и многоцветном сценографическом рисунке спектакля Елены Бедриной главенствует зонт как символ нескончаемого дождя в этом придуманном мире.

Евгений Крайзель написал инсценировку по мотивам автобиографической повести Рэя Брэдбери «Вино из одуванчиков» и поставил ее со старшими ребятами Театра современного искусства «Этти дети». Спектакль о счастье просто быть, ощущать ветер на своем лице, следить за солнечным лучом, слышать дыхание земли артисты сыграли легко, с долей куража и абсолютным пониманием философии культового американского писателя.

Детский театр-студия «Диалог» из города Губахи Пермского края в последнее время все чаще обращается к современной драматургии. Новая работа ее руководителя Любови Зайцевой - «Церковь Пресвятого Макчикена» по пьесе Марии Малухиной. Музыку к спектаклю написал Андрей Мелешенков. Сюжет о том, как шестеро подростков организовали тайное сообщество, где можно рассказать о наболевшем и не бояться, что кто-то осудит. Герои пьесы переживают непонимание родителей, пытаются самостоятельно избавиться от внутренних комплексов, влюбляются, сталкиваются с предательством. Мир интернета позволяет им быть постоянно на связи, но не избавляет от острого чувства одиночества. Любовь Зайцева сделала к своей постановке важную ремарку: рассказ о первой любви с демонстрацией школьной формы. В начале спектакля, а затем в финале по условному подиуму проходят школьники - идеальные люди, с «правильными» выражениями лиц и одинаковыми движениями. Взрослые часто хотят воспринимать их именно в таком удобном «формате», стараясь не вникать в причины подростковой замкнутости или агрессивности. Так между поколениями возникает пропасть.

Драмеди по мотивам рассказа Макса Фрая «Давай ты все-таки будешь» - еще один яркий пример того, как сегодняшние любительские театры работают с современной литературой, адаптируя ее к сцене, выделяя самое важное для себя. Спектакль Дениса Кириллина в Молодежном народном театре «Игра» из Екатеринбурга придуман с большой фантазией и исполнен актерами с любовью. В истории двух братьев - реального и вымышленного, много по-настоящему смешного и трогательного, но финал неминуемо трагичен. Ведь чем глубже человек погружается в ирреальность, тем сильнее его отрыв от родных и друзей, а краски настоящего мира постепенно блекнут и стираются вовсе.

Небольшое отступление. Никита Нечаев и Николай Пушников играют в этом спектакле уже четыре года. Они взрослели, вместе с ними менялся рисунок постановки, проявлялись новые краски, смыслы. Но дело даже не в этом. Мальчишки настолько вросли в своих персонажей, что постепенно их дружба стала нечто большим. На обсуждении со зрителями они назвали себя братьями, и в это действительно веришь. Как и в то, что театральное братство в любительском движении вовсе не метафора.

 

Фото предоставлены оргкомитетом фестиваля

Фотогалерея