Если ты слышишь меня / "Баба голубиная" в ЦАТРА

Выпуск №7-237/2021, Премьеры Москвы

Если ты слышишь меня  / "Баба голубиная" в ЦАТРА

В праздничный День защитника Отечества имя народной артистки РСФСР Алины Станиславовны Покровской можно было услышать на всех федеральных телеканалах. Каждый кадр, каждую фразу ставшего культовым фильма «Офицеры» разобрали на составляющие, нашли смыслы, о существовании которых вряд ли догадывались даже создатели картины. Любимый народом, фильм уже полвека не сходит с экранов, ненавязчиво напоминая о непроходящих ценностях - дружбе, любви и верности - не только другому человеку, но и себе, своей стране. Немалая заслуга в этой кинематографической удаче принадлежит исполнительнице главной роли жены советского офицера - Алине Покровской. Своей мягкостью, цельностью, своим неповторимым женским обаянием она уравновешивала двух бравых красавцев - Георгия Юматова (Алексея Трофимова) и Василия Ланового (Ивана Варавву) - и ее героиня стала поистине олицетворением крепкой семьи и надежного тыла, который обеспечивают женщины своим мужчинам, выбравшим опасные для жизни профессии. Этого бы не случилось, если бы актриса в роли Любы Трофимовой не пошла от себя, от своей сути...

Поступив в труппу Центрального театра Советской армии сразу после окончания Щепкинского училища, юная Алина Покровская в первом же сезоне сыграла Лику в «Моем бедном Марате» А. Арбузова в постановке Л. Хейфеца, сразу же обратив на себя внимание. Перед вчерашней студенткой стояла сложная задача - не потеряться среди уже известных актрис. По этой же пьесе Анатолий Эфрос выпустил спектакль с Ольгой Яковлевой в Москве, а Игорь Владимиров с Алисой Фрейндлих в Ленинграде. Но все зрители и критики единодушно отмечали, что Покровская создала образ удивительной теплоты и непосредственности своей героини, прошедшей путь от блокадного подростка до мудрой взрослой женщины. Тем более ей было тяжело в сравнении с Алисой Бруновной, познавшей все тяготы жизни блокадного города...

Внешне и внутренне соответствуя амплуа героини, Покровская сыграла достаточно много разноплановых ролей, в числе которых были Мария в «Святая святых» И. Друцэ и Екатерина маленькая в его же «Обретении» (оба спектакля ставил И. Унгуряну), Маргарита Готье в «Даме с камелиями» А. Дюма-сына и Мария Стюарт в «Вашей сестре и пленнице» Л. Разумовской (обе постановки А. Бурдонского), Луиза Жермон в «Давным-давно» А. Гладкова (обновленная постановка А.А. Попова). И всегда она наполняла своих таких разных героинь живыми и теплыми чувствами.

Но, такая «уютная», по утверждению Хейфеца, она неожиданно поражала твердостью характера и предельной жесткостью рисунка в образах королевы ЕлизаветыВаша сестра и пленница»), Агриппины, матери Нерона («Британик» Расина), и ярким гротеском в роли нелепой КапюлаПриглашение в замок» Ануя) или Валерии, жены авантюриста и такой же, в сущности, авантюристки в спектакле «Моя профессия - сеньор из общества» в постановке П. Хомского. Алина Покровская являлась гордой и чистой Ларисой в «Бесприданнице», поставленной Н. Эриным, мучительно переживающей жизнь в неуютном доме Еленой Андреевной в «Дяде Ване» (режиссер Л. Хейфец), сильной и принципиальной Рашелью в «Вассе» (режиссер - А. Бурдонский).

Сегодняшний репертуар актрисы состоит из самых разнообразных ролей, начиная с эксцентричной Лидии Васильевны в «Старомодной комедии» А. Арбузова (режиссер А. Бадулин), заканчивая императрицей Марией Федоровной в «Красном колесе» А. Солженицына (постановка Б. Морозова), единственной из всей семьи понимающей, что отречение Николая несет гибель не только семье, но и России.

Глубоко и сильно входит актриса Алина Покровская в каждый образ, ломая рамки амплуа, но никто и никогда даже представить себе не мог, что она примерит на себя роль Надежды Кузякиной, главной героини пьесы В. Гуркина «Любовь и голуби». В сознании каждого человека, кто видел одноименный фильм В. Меньшова - Надя-Надюха равно Нина Дорошина. И очень сложно сломать стереотип восприятия. Многие режиссеры пытаются ставить в театрах эту пьесу, но удач, прямо скажем, маловато.

Режиссер Центрального Академического Театра Российской Армии Андрей Бадулин выбрал иной, но не менее тернистый путь. Привлекательный и яркий образ сельской жительницы Надежды Кузякиной он нашел в трагикомической пьесе Дмитрия Минчёнка «Когда голуби улетели». Это история жизни героини тридцать лет спустя. Спорный и неоднозначный материал режиссер переделал, превратив многонаселенную пьесу в моноспектакль-бенефис к юбилею Алины Станиславовны, который она отпраздновала в 2020 году. «Баба голубиная» (такое название дано спектаклю) - рассказ женщины, на плечи которой выпали самые тяжелые и страшные испытания - измены, потери родных и близких, расставания с самыми дорогими людьми и как итог, трагическое одиночество.

Из-за кулис небольшой Экспериментальной сцены театра, среди металлических решеток, где тут и там сидят воркующие голуби (удивительно похоже сделанные из больших кожаных перчаток), из темноты появляется растерянная женщина в длинном цветастом платье. Снимая со стены детские фотографии, она ставит их на стол посреди сцены (художник-постановщик и автор костюмов - Мария Вольская), встревоженно поглядывая то на воображаемые часы, то на предполагаемые окна. Она явно кого-то ждет и под проникновенную музыку (композитор Рубен Затикян), словно разговаривая с воображаемым собеседником, начинает долгий рассказ-монолог о своей жизни. О пятерых детях, один из которых приемный. Муж нагулял, а полюбовница Раиса умерла и завещала отдать маленького Васеньку на воспитание отцу, а фактически, значит, ей - Надежде Кузякиной. Да вот незадача, теперь в доме три Василия: отец и два сына-ровесника, но зовут их все - Белыш и Черныш. И нет никакой разницы: кто родной, кто нет - воспитывают одинаково. Но, как это всегда бывает, «добрые люди» рассказывают правду приемному Чернышу, и перестает он верить воспитавшей его женщине, и начинает катиться по наклонной. Эта линия - основная боль героини. О несчастном пареньке больше всего печалится, будто чувствует свою вину - недоглядела, недолюбила.

Алина Покровская точно передает внутреннее бесконечное мучение героини от невозможности возвращения в прошлое и исправления мнимых ошибок. Пересчитывая в уме ожидаемых гостей, перебирая и нервно переставляя стулья, то и дело возвращается она к тревожащим ее мыслям... Ленька, старший сын - большой человек в армии, прапорщик, в Сирию зачем-то летает, и Люда, дочь, непонятно от кого прижила двоих девчонок, и Олька-младшая с каким-то москвичом спуталась - как развязать большой узел этих бытовых семейных проблем? Бесконечные вопросы так и сыплются из ниоткуда - непонятно, как вызволить из тюрьмы Белыша, и кто мог дать несовершеннолетнему пареньку этот чертов рюкзак с какими-то пакетами с белым порошком... Он же ее сын! Не мог он стать плохим, он ведь и не курил никогда, и не пил! Кричит Надежда куда-то вверх, то ли мужу на любимую его голубятню, то ли в небо, с вопросом: «Что делать-то, Вася?» И словно в черно-белом кино проносится перед глазами вся ее жизнь с Васей, прошедшим путь от простого рабочего в леспромхозе, до его директора. Проклятая перестройка всё перевернула. Непонятно жить стало, потерял всё. Всегда за правду стоял, а теперь - не выдержал, не смог защитить людей. А ей как выдержать? На чье плечо опереться? За чью спину встать? Утыкается она лицом в любимый плащ мужа, едва сдерживая нахлынувшие слезы, а потом заворачивается в него, словно берет на себя всю тяжесть вдовьей жизни... Тишина в ответ, лишь жалобный звук гитарной струны напоминает о прошлом... А настоящее - лишь бесконечное ожидание. Ожидание в постоянной тревоге перед будущим. Не та жизнь стала, сложно в ней ориентироваться на старости лет. И телефоны непонятные, и москвичи на джипах носятся, и в магазинах не еду продают, а химию сплошную...

Столичная актриса Алина Покровская в образе деревенской женщины Надежды Кузякиной смотрится очень органично. Статная, аристократичная как внешне, так и внутренне, она извлекает из глубин собственной души то эмоциональное переживание, для которого нет сословных и географических различий - бесконечную боль за самых близких. Ей не приходится имитировать местечковый говор, хотя некоторые слова из деревенского жаргона и присутствуют, но у Покровской это получается естественно, эмоционально, объемно, она идет от своих внутренних переживаний, от глубокого прочувствования жизненной ситуации героини пьесы. Снова и снова проживая свою нелегкую жизнь, перебирая в памяти радости, беды и несчастья, Надежда Кузякина словно готовится к тому неизбежному будущему, которое уже маячит слабым огоньком. Она будто уговаривает себя еще пожить, но неожиданный подарок из прошлого - платье в горошек, купленное непутевым сыном Чернышом взамен испорченного мужниными голубями, становится спусковым крючком для понимания всей правды сложных семейных отношений. Вновь как в молодости, загораются глаза, и всё слышнее голубиное воркование, всё ближе и ее единственный любимый муж Вася, и старший Ленька, а руки так и тянутся вверх, то ли к голубям, то ли в бесконечное синее небо, что так предательски манит надеждой на неминуемую встречу с самыми родными людьми.

Фото с официального сайта театра

Фотогалерея