Лекарство от безразличия / Юбилей у Владимира Богатырева (Москва)

Выпуск №7-237/2021, Юбилей

Лекарство от безразличия / Юбилей у Владимира Богатырева (Москва)

9 марта отметил 70-летний юбилей режиссер РАМТа Владимир Александрович БОГАТЫРЁВ. Выпускник ЛГИТМиКа, не просто ученик, но, можно смело сказать, последователь Зиновия Корогодского. Как и для его Мастера, для Владимира Богатырёва актеры и зрители самых разных возрастов остаются «детскими человеками» или взрослыми детьми. Потому в каждом его спектакле возникают важные смыслы - на все времена... И, вероятно, именно по этой причине так много значит для режиссера понятие «команда» - единомышленники по ощущениям, по восприятию мира, по настроенности на одну волну.

Такую команду Богатырёв обрел в стенах РАМТа, немало поработав в театрах Астрахани и Твери, Тулы и Новосибирска, Ленинграда-Санкт-Петербурга и Томска, Нижнего Новгорода, Челябинска, Норильска. Ставил спектакли и в московских театрах, в частности в «Et Cetera», где с большим успехом много лет шли постановки Юджина О'Нила и А.Н.Островского.

Невозможно и десятилетия спустя забыть один из первых спектаклей Владимира Богатырёва на сцене РАМТа - режиссер написал инсценировку романа Э. Ажара «Жизнь впереди» и создал пронзительное по атмосфере и глубине чувств действо, в котором блистали артисты старшего поколения, Нинель Терновская, Иван Воронов, Михаил Андросов и совсем молодой Илья Ильин. И запомнились надолго «Жили-были...» Ф. Зальтена, «Поллианна» Э. Портер, «Идеалистка» А. Володина - удивительно нежный, чистый моноспектакль о любви....

Кто-то назвал спектакли Владимира Богатырёва «играми воображения», но, думается, точнее было бы определить их как особое восприятие реальности - то, что должно и может сбыться, если очень стремиться. Вероятно поэтому режиссер часто сам создает инсценировки по тем произведениям, которые кажутся ему наиболее важными и необходимыми, чтобы выделить главное - ту самую «жизнь человеческого духа», что единственно способна органически соединить мечты и реальность, жизнь и искусство.

Уже много сезонов репертуар РАМТа украшает спектакль «Сказки на всякий случай» по произведениям Евгения Клюева, в равной степени понятный и интересный и детям, и взрослым. Именно с учетом этого Владимир Богатырёв писал инсценировку и ставил спектакль, искусно сочетая элементы комические, иронические, нежные и откровенно шаловливые, острые и «приглушенные». Дополненная импровизациями, переодеваниями, этюдами эта причудливая «смесь» стала едва ли не одинаковой радостью как для артистов, так и для зрителей.

«Взявшись играть поучительные истории обыденных вещей, а также высоких материй типа «времени надежды или мечты», - писала Наталия Каминская, - актеры купаются не только в остроумных пластических наблюдениях, но и в точнейших психологических мотивировках. Что создает замечательный комический эффект и одновременно настраивает на печально-философский лад».

«Нечасто можно увидеть в театре сказку, которую актеры играют, будто решили вспомнить, чего ради они, собственно, когда-то в актеры подались», - справедливо добавляет Елена Груева. И необходимо отметить, что своим спектаклем Владимир Богатырёв открыл нам имя почти неизвестного современного сказочника, еще раз обратившись к его творчеству в спектакле «Думайте о нас». И снова создал ту удивительную атмосферу доверительности, в которой каждому зрителю кажется, что именно к нему, к его чувствам, эмоциям, мыслям обращено все происходящее.

Но не только как веселый и грустный, мудрый и опытный сказочник являет себя в спектаклях Владимир Богатырёв. Яркий пример тому - «Жизнь одна», действо, в котором режиссер соединил «Колымские рассказы» Варлама Шаламова и «лейтенантскую прозу» одного из неповторимых авторов этого особого жанра Вячеслава Кондратьева. В тесном союзе с артистами Богатырёв затрагивает самые болезненные, самые тонкие струны души и не проходящей памяти для поколений тех, кто знает о войне лишь по книгам и фильмам. И та атмосфера доверительности, интимности повествования, которой режиссер владеет и как педагог, на протяжении длительного времени преподающий в мастерской Алексея Владимировича Бородина в ГИТИСе, помогла ему по-особому раскрыть каждого из молодых артистов.

В одном из материалов истории Российского молодежного театра о Владимире Александровиче Богатырёве сказано как о неутомимом сказочнике, предлагающем артистам и зрителям «лекарство от безразличия».

Вряд ли можно сказать точнее.

Здоровья, успехов Вам, дорогой Владимир Александрович, во всем и всегда!

 

Фото с официального сайта РАМТа

Фотогалерея