Неужели тебе девяносто? / 90-летие "СамАрта"

Выпуск №7-237/2021, Портрет театра

Неужели тебе девяносто? / 90-летие "СамАрта"

Когда театроведы пишут об истории «СамАрта», всегда вспоминают «Пеппи Длинный чулок». Спектакль по сказке Астрид Линдгрен был сыгран более шестисот раз. И как сыгран! Невероятно искренно и магически сказочно! Не помню, в каком возрасте я впервые увидел Пеппи Людмилы Гавриловой. Не могу с уверенностью сказать, сколько раз я в разные годы был на этом спектакле. Наверное, раз пять или шесть. Взрослея, я влюблялся в другие спектакли и в других сценических героинь...

Вот, скажите, как на нескольких страницах написать о жизни того, кого любишь, кого ценишь? Я сейчас не только о той Пеппи. Я о театре, который тогда назывался Куйбышевским ТЮЗом, потом стал Самарским ТЮЗом, потом театром «СамАрт». Я о том, что было со мной и с такими, как я в детстве и в юности. Любовь - она ведь всегда «с последствиями»! Вслед за Театром юного зрителя находят свой уголок в сердце и театр драматический, и опера, и балет. А не влюбись я тогда в Пеппи? Долой сослагательное наклонение! Никаких «если бы»!..

В декабре 2020 года «СамАрт» - Самарский театр юного зрителя - отметил 90-й день рождения. Кто только не поздравил известный на всю страну, абсолютно молодой театр с обретением возраста мудрости!..

Первый спектакль Самарского краевого театра юного зрителя «Аул Гидже» по пьесе Н. Шестакова в постановке Бориса Смирнова был сыгран в конце 1930 года в Клубе коммунальников. Средневолжский край тогда был обширен, первый спектакль небольшого театра из девятнадцати актеров был посвящен жизни исламского населения и ликвидации неграмотности. Вскоре в театре появляются новые артисты, режиссеры и даже свой оркестр. На афише - «Дубровский», «Тартюф», «Дон Кихот», «Хижина дяди Тома», «Том Сойер». В 1937 году Театр юного зрителя вошел в систему народного образования, предвоенные годы провел с творческим подъемом, однако в июне 1941 года в связи с началом Великой Отечественной войны театр был расформирован. После того как 27 августа 1942 года группа преподавателей пединститута публикует в газете «Волжская коммуна» открытое письмо «ТЮЗ должен быть», исполком Куйбышевского областного совета издает постановление о возобновлении работы театра, второе рождение которого состоялось первого июня 1943 года премьерой «На заре туманной юности». Художественным руководителем театра был назначен Николай Абалкин. Особое место в репертуаре занимали спектакли на военно-патриотическую тему. Критики отмечали такие постановки как «День живых» А. Бруштейн, «Надежда Дурова» А. Лискерова и И. Кочеткова, «Финист - Ясный сокол» Н. Шестакова.

В конце сороковых годов в ТЮЗ пришел Михаил Свинин, ставший затем главным художником, он прослужил в театре более тридцати лет. Ведущими актерами театра многие годы были Александр Васильев, Георгий и Вера Гребенкины, Лидия Любимова, Вера Синина. В историю театра вошли спектакли классического репертуара - «Накануне», «Гроза», «Мещане». Основу детского репертуара составляли постановки по пьесам Сергея Михалкова, Виктора Розова, Льва Кассиля. Несколько раз в разные годы был поставлен спектакль по «РВС» Аркадия Гайдара. В пятидесятые годы театр едва не был назван именем Пушкина, правительство оставило без внимания просьбу об этом, но приняло решение выдвинуть спектакль «Конек-Горбунок» на соискание Сталинской премии в области театрального искусства.

В 1960 году театр начал активно работать с местными драматургами. На основе повести журналиста Андрея Вятского о самарских девчонках и мальчишках революционных лет «Лидка-чапаенок» был поставлен спектакль «Выросли мы в пламени». Пьеса Владимира Молько «Когда в сердце тревога» была принята к постановке не только Куйбышевским ТЮЗом, но и театрами других городов Советского Союза. Тема героизма Гражданской и Великой Отечественной войн на многие годы определила дальнейший поиск репертуара, связанного с романтикой подвига.

В творческих поисках возглавлявших театр Наума Генцлера и Якова Лобача героику спектаклей определяли не победы в бою, а социально-психологические истоки подвига, его романтика. Ярким примером этому была премьера спектакля «Как закалялась сталь» (в роли Павки Корчагина - Алексей Симкович). Инсценировка местного драматурга Семена Табачникова, созданная по роману и письмам Николая Островского, отличалась от предыдущих сценических осмыслений этого произведения попыткой обнажить сложный внутренний мир героя.

Из года в год успехом у юной публики пользовались сказки «Красная шапочка», «Черный алмаз», «Лапти-самоплясы», «Серебряное копытце» и спектакли на школьную тему «Вовка на планете Ялмез», «Будьте готовы, Ваше Высочество». Пока в здании театра несколько лет шел ремонт, коллектив вынужден был играть спектакли на сценах городских и сельских клубов, выезжать на длительные гастроли.

В 1971 году ТЮЗ открыл сезон в обновленном здании на Самарской улице. Критики писали об особом образно-поэтическом мире в спектаклях Льва Шварца и о музыкальной атмосфере, созданной композитором Леонидом Вохмяниным. В 1977 году спектаклем «Допрос» по пьесе Станислава Родионова в постановке молодого ленинградского режиссера Геннадия Егорова открылась малая сцена.

Чуть ли не каждые десять лет злодейка-судьба испытывала театр бытовой неустроенностью, лишая его то крыши, то сцены - один ремонт за другим, переезд за переездом. Не жизнь - а сплошная перестройка! Слабых трудности ломают, а сильных закаляют. Этот театр из разряда сильных...

Режиссер детского театра - не только постановщик спектаклей, он еще и педагог. Таким в историю Куйбышевского ТЮЗа вошел Евгений Фридман. Уже первая его работа «Донские рассказы» М. Шолохова показала, что театр будет жить по-новому. «Том Сойер» М. Твена, «Четыре девушки и странный персонаж» Д. Угрюмова, В. Молько, «Винни-Пух и все, все, все» А. Милна, «На дне» М. Горького - все эти спектакли отличались творческим поиском. Режиссер Фридман в спектакле «Четыре девушки и странный персонаж», а затем в трогательной истории о Шишке открыл театральной Самаре актерский талант заслуженного артиста России Игоря Данюшина.

В восьмидесятые годы событиями становятся «Гуманоид в небе мчится» и «Завтра была война» в постановке Михаила Карпушкина, «Разбойники» Александра Золотухина. Окончив высшие режиссерские курсы, в театр вернулся Анатолий Болотов. Он поставил полюбившиеся публике спектакли «Вей, ветерок» Я. Райниса, «Кошка, которая гуляла сама по себе» Р. Киплинга, «Емелино счастье» В. Новацкого и Р. Сефа. «Песнь о комдиве» В. Разумневича и В. Молько. В 1982 году главным режиссером театра стал Владимир Муравец. В его режиссуре зрители увидели спектакли «Подсвечник Чаадаева» Георгия Полонского, «Король-Олень» Карло Гоцци, «Салют динозаврам!» Геннадия Мамлина, «Вечно живые» Виктора Розова. Нам еще только предстоит проанализировать возникший тогда на сцене ТЮЗа феномен куйбышевской театральной режиссуры. Эдуард Терехов стал самым молодым заслуженным артистом Российской Федерации. Алексей Симкович, заслуженный артист РФ, проявил режиссерский талант в постановках спектаклей для детей «Похождения храброго Кикилы» Б. Гамрекели и Г. Нахуцришвили, «Конек-Горбунок» П. Ершова, «За рекой моя деревня» Ш. Роква.

В начале восьмидесятых годов не долго, но ярко в театре работал Андрей Дрознин. Выпускник студии Олега Табакова и режиссерского факультета Высшего театрального училища имени Б.В. Щукина, он поставил наполненный сложным пластическим рисунком спектакль «Маугли», объединенные в одну постановку «Пирог» и «Урок дочкам» И.А. Крылова, собственную инсценировку научно-фантастической повести А. и Б. Стругацких «Малыш», наполненную психологизмом, аллегориями и гротеском пьесу Э. Ветемаа «Ужин на пятерых». В 1989 году Дрознина пригласили в театр уже в качестве главного режиссера. Старое здание было в аварийном состоянии. Руководство театра приняло решение снять с репертуара все спектакли, в том числе и поставленные Дрозниным, чтобы в 1990 году открыть обновленный театр целым рядом премьер. Кстати сказать, с подачи Андрея Дрознина начавший новую творческую жизнь Самарский ТЮЗ был переименован в театр «СамАрт».

В 1991 году коллектив переезжает в здание бывшего кинотеатра «Тимуровец», где первой постановкой Дрознина на новой сцене стал «Дракон» Евгения Шварца, режиссерскую экспликацию которого он готовил еще при поступлении в студию Олега Табакова. Затем Дрознин поставил эксцентрическую комедию Артура Копита «Папа, папа, бедный папа...», в которой глубина философского содержания сочеталась с изощренной сценической формой. В столь же ярком, экспериментальном характере была решена Анатолием Болотовым фолк-опера Владимира Дашкевича и Юлия Михайлова «Клопус-нормалис».

В 1993 году на фестивале «Театры Самары в Москве» с успехом сыграна «Поминальная молитва» в постановке Андрея Дрознина с народным артистом СССР Николаем Михеевым в роли Тевье и заслуженной артисткой России Любовью Альбицкой в роли Голды. Критики так же отметили яркие актерские работы Эдуарда Терехова (Перчик), Юрия Долгих (Менахем), Алексея Симковича (Урядник). Это был первый в истории театра и по-настоящему триумфальный выезд в столицу!

С большим успехом в постановке Дрознина прошла в Самаре премьера «Ромула Великого» Ф. Дюрренматта (в заглавной роли - Николай Михеев). Вскоре Андрей Дрознин покинул театр. После смерти Николая Александровича Михеева в память о нем в «Поминальной молитве» играли звезды столичного «Ленкома» Владимир Стеклов (Тевье) и Александр Абдулов (Менахем), артист Самарского академического театра драмы, заслуженный артист России Олег Свиридов (Тевье), народный артист Украины Олег Школьник (Лейзер).

Спектакль Анатолия Болотова по трагедии Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта» стал переломным в творческой судьбе сыгравшего Ромео Эдуарда Терехова, а в роли Джульетты позволил раскрыться творческим дарованиям Ольги Агаповой и Маргариты Шиловой.

«Гамлет» в постановке англичанина Аласдера Рамсея поражал необычным, абстрактным сценическим оформлением, эклектическим сочетанием исторических меток с откровенно рокерским видом персонажей. Событием было выступление артистов ТЮЗа Юрия Долгих и Юрия Землякова в спектакле «Кентерберийские рассказы» Д. Чосера в составе английской труппы.

На сцене «СамАрта» состоялся дебют голландского режиссера Рула Твейнстра. Поставленный им спектакль «Биение сердца» был показан на фестивале во Фрайбурге, а в 1998 году и на Авиньонском фестивале во Франции.

По предложению директора театра Сергея Соколова и начальника Управления культуры администрации Самарской области Светланы Хумарьян руководителем художественной программы театра стал известный режиссер Адольф Яковлевич Шапиро. Поставленный им в апреле 1997 года, спектакль «Бумбараш» был выдвинут в трех номинациях на премию «Золотая Маска», художник Юрий Хариков стал лауреатом в номинации «Лучшая работа художника». Спектакль Адольфа Шапиро «Мамаша Кураж» с Розой Хайруллиной в главной роли выдвигался на «Золотую Маску» в пяти номинациях и получил премию за сценографию.

В те же годы с театром начинают сотрудничать режиссеры Георгий Цхвирава и Александр Кузин. В постановке Цхвиравы выходят «Колобок, колобок...», «Чудовище синее» К. Гоцци, «Приключения Буратино в стране дураков» А.Н. Толстого, «Малюнки кузнеца Вакулы, или Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя, а в режиссуре Кузина - «Чу-ха-ха» К. Чуковского, «Доктор Чехов и другие» (по произведениям А.П. Чехова), «На дне» М. Горького, «Здесь живут люди» А. Фугарда, «Счастливый Ганс» братьев Гримм.

В 2010 году спектакль Анатолия Праудина по повести Льва Толстого «Фальшивый купон» в инсценировке Натальи Скороход был номинирован на премию «Золотая Маска». Постановку «Записок русского путешественника» Евгения Гришковца осуществил народный артист России Владимир Стеклов. Мюзикл Михаила Кислярова «Вино из одуванчиков», в котором занято шестьдесят четыре исполнителя - вся труппа, музыканты и дети, - на фестивале «Музыкальное сердце театра» был награжден премией за лучшую пьесу. Совместно с драматургом Михаилом Бартеневым «СамАрт» реализовал проект, посвященный детскому театру и Рэю Нусселяйну, выпустив три спектакля для детей: «Счастливый Ганс», «Жил-был Геракл», «Привет, Рэй!»

Спектакли Константина Богомолова «Palimpseston» и «Счастливый Ганс» Александра Кузина приняли участие в двух десятках российских и международных фестивалей, а театр «СамАрт» в 2000-е годы побывал на гастролях в Берлине, дважды в Корее и Японии, Эстонии, Хорватии, Украине, Иране, Болгарии, Австрии и Франции.

Спектакль «Анна Франк» в постановке Екатерины Гороховской рождался в театре постепенно. Познакомившись с актерами, драматург Ася Волошина писала пьесу по дневникам Анны Франк. Чтобы прочувствовать жизнь своих героев, евреев, два года скрывающихся от фашистов в заброшенном доме, режиссер и актеры во время репетиций на несколько дней заперлись на чердаке в старом здании театра.

Сегодня творческая жизнь театра «СамАрт» - это фестиваль театров для детей и молодежи «Золотая репка», спектакли Георгия Цхвиравы, Александра Кузина, Михаила Кислярова, Анатолия Праудина в оформлении Юрия Харикова и Алексея Порай-Кошица, с музыкой Александра Пантыкина, Алексея Шелыгина, Василия Тонковидова.

В репертуаре театра «СамАрт» немало спектаклей, идущих десятилетиями: «Бумбараш», «Мамаша Кураж», «Василий Теркин». Актерский состав с годами меняется, а успех остается.

Труппа постоянно пополняется молодыми артистами, выпускниками Самарского института культуры, театрального факультета Саратовской консерватории, других вузов. Смена поколений в этом театре - явление не стихийное.

С 2006 года под руководством Михаила Бартенева и Олега Лоевского проходит творческая лаборатория, посвященная театру для детей. Молодые режиссеры за три-пять дней создают эскизы будущих спектаклей. В лаборатории в разные годы участвовали Галина Бызгу, Антон Безъязыков, Евгений Зимин, Юрий Алесин, Полина Стружкова, Никита Кобелев и другие режиссеры.

В «СамАрте» комфортные актерские гримуборные, есть своя театральная гостиница. Закончена вторая очередь реконструкции здания театра. Впервые за много лет в Самаре почти построено новое театральное здание. Почему почти? Да потому, что сразу же после открытия уникального зала-трансформера, в котором можно играть спектакли не только на традиционной сцене с поворотным кругом, но и в любой точке зала, строители начали работу над третьей очередью реконструкции.

Сегодня в репертуаре театра спектакли режиссеров, работающих в самых разных стилистических и эстетических направлениях: «Мамаша Кураж» и «Бумбараш» Адольфа Шапиро, «Горе от ума», «Ревизор», «Василий Теркин» Александра Кузина, «Гамлет», «Иванов», «Чайка», «Одиссея» Анатолия Праудина, «Отцы и дети», «Ханума» Георгия Цхвиравы, «Опять цветет акация» и «Женитьба Бальзаминова» Нины Чусовой, «Маугли» Татьяны Наумовой и Павла Самохвалова, «Вино из одуванчиков» Михаила Кислярова, «Пер Гюнт» Артема Устинова, «Ромео и Джульетта» Павла Маркелова, «Трехгрошовая опера» Доминика Бюттнера... Ярко проявляют себя в режиссерских работах художественный руководитель театра, заслуженный артист Самарской области Павел Маркелов, заслуженная артистка России Ольга Агапова, актер Дмитрий Добряков.

И, конечно, невозможно представить театр «СамАрт» без заслуженного работника культуры Российской Федерации Сергея Филипповича Соколова. Выпускник Высшего театрального училища имени М.С. Щепкина, в 1969-1978 годах - актер Куйбышевского драматического театра, с 1978 года он в Куйбышевском ТЮЗе: до 1980 года - актер, в 1980-1989 годах - заместитель директора, с 1989 года - директор. Его усилиями разработана и внедрена принципиально новая дифференцированная система оплаты труда работников театра, сформирована высокопрофессиональная труппа, «СамАрт» «прорубил окно» не только в Европу, но и во весь мир: театр стал членом Российского национального центра ASSITEJ, он активно гастролирует, организовывает театральные лаборатории, проводит известный далеко за пределами нашей страны Всероссийский фестиваль-лабораторию театров для детей «Золотая репка». Скажите, в каком еще театре директор и днем, и вечером перед каждым спектаклем лично встречает в фойе каждого зрителя?..

Судя по паспортным данным, театру «СамАрт» 90 лет. За этой цифрой - не старость, а все та же юношеская неуспокоенность, помноженная на мудрость и опыт.


Фото из архива театра «СамАрт»

Фотогалерея