ВОЛГОГРАД. Когда все составляющие складываются

Выпуск №8-238/2021, В России

ВОЛГОГРАД. Когда все составляющие складываются

Волгоградский ТЮЗ в конце 2020 года выпустил две премьеры, очень разные, но полные дыхания настоящей жизни с ее страстями, печалями и радостями.

На пьесу нового драматурга Даны Сидерос (пишет около пяти лет, есть постановки в российских театрах, имя ее уже известно тем, кто занимается современной драматургией) «Черный апельсин» директор театра и режиссер Альберт Авходеев случайно наткнулся в начале 2020 года. А премьера состоялась лишь в декабре. Жанр обозначен как «Жизнь - комедия, ужастик, триллер». Точное определение. Если спросят, о чем пьеса - смело можно ответить - о самой обычной жизни самых обыкновенных подростков, с ее страхами, истинными и мнимыми, переживаниями, радостями, растерянностью перед серьезными проблемами, жаждой любви и тепла.

Здесь нет ничего из ряда вон выходящего: трое друзей живут в нормальных семьях, накормлены и ухожены, в школе тоже учатся без особых проблем. Но снова и снова окружающая действительность ошеломляет, подкидывает трудные задачки, требует нетривиальных решений и непростого выбора. В центре - увы! - реально существующая проблема суицида. Но решена тема небанально, приводит к неожиданному финалу.

Старый, больной, замкнувшийся в себе дед (Борис Кудрявцев) просит правнука помочь ему избавиться от никчемной, зависимой от близких жизни: дед передвигается в инвалидной коляске, его мир ограничен стенами небольшой квартирки.

Парень мечется между желанием помочь деду, ужасом лишения жизни близкого, страхом перед возможным наказанием. Двенадцатилетний Жека выбирает милосердие. Он готов сделать укол деду, уже достал нужное лекарство, теперь надо научиться пользоваться шприцем. С самого начала в тексте и описанных ситуациях драматические коллизии тесно связаны с бытом, с современным слэнгом, с забавными воспоминаниями. Пьеса Даны Сидерос - лихо написанная трагикомедия, где сниженная лексика, откровенно грубые слова и обороты. Но из этой бытовой истории рождаются философские, практически не решаемые вопросы о свободе волеизъявления человека, о его праве вмешаться в Промысел Божий.

Подростков Машу, Камиля (Каму), Жеку играют взрослые актеры. И если Анастасии Голубевой (Маша) и Евгению Балагурову (Кама) по двадцать с небольшим, то Альберт Шайдуллов (Жека) актер опытный, больше десяти лет работающий в театре, исполнивший немало ролей. Все они не «сюсюкают», не играют подростков. Они ими становятся, точно передавая определенную пластику, а главное, внутренний мир этих юных, таких ранимых, так остро переживающих события окружающей действительности ребят.

История заканчивается столь редким сегодня хэппи-эндом, который усиливается режиссером. Дед отказался от своей идеи распрощаться с жизнью. В доме обещают сделать лифт, дед сможет гулять. Все собираются в квартире Жеки, его друзья, родные и одинокая отчаявшаяся женщина Лидия (Елена Бабкина), которая, возможно, найдет себе утешение в заботах об очень немолодом, но умном, насмешливом деде.

Спектакль, на первый взгляд, прост, но режиссер расцвечивает его множеством тонких придумок, которые делают героев очень живыми, узнаваемыми, заставляет полюбить их, поразмышлять и о своих проблемах. Драматическое и забавное соединяются неожиданно, рождая ощущение реальной жизни. Замечательный эпизод, когда Жека пытается научиться делать уколы: в глубине сцены он, слушая инструкции из интернета, приспускает штаны, пытается уколоть себя. Внезапно входит мать (Татьяна Доронина), которая, не поняв, в чем дело, выскакивает из комнаты, а потом начинается диалог матери и сына в духе знаменитого театрального приема античного театра - «кви про кво», где каждый говорит о своем, а эффект получается комический.

Оформление Таисии Хижы предельно лаконично: выгородка, белые стены, большое окно, двигающаяся вдоль рампы дверь, обозначающая комнаты в квартире Жеки. Унылое черно-белое пространство, быт, лишенный ярких красок. Среда обитания, которая заставляет ребят стремиться к чему-то яркому, необычному и необыденному.

 

В ноябре 2020 года состоялась и премьера «Дон Кихота», музыкальной трагикомедии по роману Мигеля де Сервантеса.

Режиссер-постановщик спектакля Альберт Авходеев вместе с журналистом Владимиром Апаликовым стали авторами инсценировки. Сохранена основная канва романа, все главные подвиги Рыцаря Печального Образа. Но авторы сумели передать не только сюжет, но и сохранить философию романа, облечь основные идеи автора в живую речь страстного и нелепого поборника справедливости и свободы. Этот спектакль заставляет думать, сопереживать, спорить. В соединении с умными, убедительными песнями, с интересно поставленными хореографическими номерами (балетмейстер Татьяна Аксенова), спектакль увлекает откровенной театральностью, яркостью.

Когда обращаешься к классическому материалу, важно иметь актеров, готовых воплотить твой замысел. В волгоградском ТЮЗе труппа сильная и разнообразная.

Внешний вид сценических Дон Кихота и Санчо Пансы полностью соответствует авторскому описанию. Однако попадание тут не только внешнее. Исполнители - долговязый худой Дон Кихот Игоря Гришалевича и приземистый «шарик» Санчо Альберта Шайдуллова виртуозно обозначают особенности характера, манеру поведения, своеобразие реакций на окружающий мир своих персонажей.

Романтически приподнятая манера Гришалевича, его нарочито картинные позы, откинутая голова, прямая спина, пафосная речь рисуют образ истинного рыцаря или окончательно сошедшего с ума несчастного Алонсо Кихано из Ламанчи.

Санчо, напротив, по-крестьянски обстоятелен. Очень конкретен, и простодушен, и сметлив. Удивительным образом этот настырный, порой мелочный, абсолютно земной конкретный малый в финальных сценах словно «поднимается» до Дон Кихота, приближается к нему; этому Санчо передается святое безумие его господина.

В спектакле «Дон Кихот» изобретательно и эффектно выстроены массовые сцены, дающие спектаклю «плотность», подлинность жизни, окружающей героев.

Танцы погонщиков, крестьян, герцогских слуг, избиение злодеями-каторжниками своего освободителя Дон Кихота, сражение на мечах Дон Кихота и Рыцаря Зеркал (бои на мечах Владимира Пивоварова) - сцены, сделаны изобретательно, увлекательно, демонстрируют незаурядную подготовку актеров. Спектакль завораживает и показом пестрой многообразной жизни, законы которой не может постичь Рыцарь Печального Образа.

Оформление и костюмы Таисии Хижы и лаконичны, и выразительны. Трехэтажная конструкции по периметру сцены, напоминающая строительные леса, задрапирована тканями охристого и серо-бежевого цвета, множество дверей, отверстий в тканях, драпирующих конструкции, позволяют создавать неожиданные мизансцены, стремительно менять место действия. И, конечно, надо отдать должное композитору Андрею Шишлянникову, написавшему музыку, в которой звучат испанские мотивы, при этом перед нами оригинальное музыкальное произведение, передающее характер, темпо-ритмы, настроение жаркой, страстной, танцующей и поющей Испании.

 

Спектакль «Ревизор» в афише театра уже несколько лет. Критики стремятся попасть на первые показы, на премьеры. Но именно через определенное время спектакли, как правило, набирают силу, «наращивают мускулы», обретают внутренний ритм, актерскую свободу. Именно таким, крепко сбитым, гармонично соединенным во всех частях предстал «Ревизор», поставленный Альбертом Авходеевым. Казалось бы, что нового тут можно сказать? Можно, если вдумчиво и непредвзято, освободившись от груды штампов и привычных оценок, читать хрестоматийные строки.

Начинается вполне современно: серый суперзанавес ограничивает узкое пространство авансцены (художник Наталья Белова), перед ним - длинный канцелярский стол, покрытый зеленым сукном, обычные стулья. У порталов на высоких постаментах бюсты Гоголя.

В этом спектакле, особенно в первом действии, активно задействован зал. Чиновники появляются из зала, одетые в современные костюмы. Актеры заранее заняли места среди зрителей. Прием не новый, но в этом спектакле звучит особенно смешно и убедительно. Текст Гоголя, увы, остается не просто актуальным - остро злободневным. А чиновники, поднимающиеся со своих мест в разных концах зала, выглядят как наши современники, так же по-сегодняшнему звучит и текст их реплик.

С появлением Хлестакова в гостинице действие возвращается во времена Гоголя - костюмы уже исторические. Возникает простор для собственно театральной игры, законы которой Авходеев знает и умеет ими виртуозно пользоваться.

С момента возвращения Хлестакова с прогулки, его сетований на судьбу и голод, его разговора со слугой, который принес скудный обед, начинается настоящая театральная феерия. Мне уже не раз доводилось писать о талантливом Альберте Шайдуллове. В этот раз я увидела его во всех трех спектаклях, где он раскрылся очень по-разному.

Общим остается своеобразное, наивно-детское, непосредственное и бесконечно обаятельное отношение его героев к миру.

Этот «внутренний ребенок» оказывается необыкновенно кстати в роли Хлестакова - мотылька, пустышки, который «несколько приглуповат, без царя в голове... чем более исполняющий эту роль покажет чистосердечия и простоты, тем более он выиграет». Эти слова гоголевской характеристики как нельзя лучше подходят исполнителю. Рассуждая о своем положении, Хлестаков Шайдуллова то пройдется гордо, небрежно помахивая тросточкой, то вдруг ловко подпрыгнет и стукнет ножкой о ножку, то жалобно начнет перечислять свои «несчастья». Уморительно смешна сцена с принесенным скудным обедом. Хлестаков выбивает миску из рук слуги, а позже они с Осипом прямо с пола начинают слизывать суп. Оправданная гипербола, раскрывающая и характеры, и обстоятельства.

Встреча Городничего и Хлестакова - блестящий эпизод, полный невероятных идей, приспособлений, интонаций. Высокий, поджарый красавец Городничий Игоря Гришалевича сразу вызывает ассоциации с современными самоуверенными управленцами, которым сам черт не брат.

Тут необходимо отметить выпукло и убедительно «нарисованные» характеры чиновников, создающих портрет коллектива коррумпированной верхушки уездного общества. Для каждого найдены свои краски, точные детали, запоминающиеся подробности. Это энергичный самоуверенный настырный Ляпкин-Тяпкин Андрея Селиверстова. Робкий, трясущийся от страха Хлопов Олега Шулепова, обстоятельный и значительный Земляника Василия Каменецкого, шустрый и суетливый Шпекин Евгения Жданова. Хороши Роман Гребенюк и Владимир Гордеев в ролях Петров Ивановичей Бобчинского и Добчинского.

После того, как поднялся суперзанавес, на сцене оказался пандус в виде изогнутой лестницы с памятником Гоголю в центре. Множество люков, из которых появляются и где исчезают герои спектакля, создают возможность самых разных и изобретательных мизансцен. Анна Андреевна (Ольга Никитина) - худая, словно высохшая, желчная, нервная, снедаемая жаждой славы и власти. Рядом с ней - пухлая, неспешная дочка (Ирина Талай), что не мешает ей энергично повалить несчастного любителя наслаждений Хлестакова и мощно «припечатать» его к полу. Эта контрастная пара забавна, добавляет неожиданные краски в картину существования семейства Городничего.

Финальная сцена решена неожиданно и изобретательно. Городничий страстно произносит свой монолог, говорит о «свиных рылах», которые ему везде чудятся. А все присутствующие, повернувшись спиной к залу, упали на колени. Но вдруг чиновники, их жены встали, повернулись к залу. На плечах у них... свиные рыла - маски свиней, с пятачками и ушками.

Умный, острый, злой, изобретательный, стремительный, необыкновенно живой и умный спектакль захватывает зрителей. Любопытно, но на нем я увидела достаточное количество взрослых пар средних лет. «Сарафанное радио» исправно работает, зритель идет на произведение школьный программы, уверенный, что встретится с оригинальной трактовкой привычного текста. Впрочем, сегодня не так уж много любителей чтения, поэтому вновь или впервые услышать строки классика - особое наслаждение.

Спектакль смотрится как злободневный памфлет, о многом заставляет задуматься и покоряет отменным профессионализмом исполнителей.

Волгоградский ТЮЗ год назад отметил свое пятидесятилетие. Пышным празднествам, показу капустника, на который было потрачено много сил и выдумки, помешал коронавирус: праздник планировался 18 марта 2020 года, как раз на день начала карантина. К юбилею выпустили увесистый, хорошо и умно написанный завлитом театра Галиной Беспальцевой том, отражающий все этапы существования коллектива.

Обидно, что театр редко выезжает на фестивали - его работы заслуживают показа на самых престижных форумах. Здесь обширный репертуар для маленьких и взрослых, талантливая труппа, много перспективной молодежи, яркое среднее и старшее поколение, энтузиазм и влюбленность в свое дело, вера в возможности коллектива и интереснейший режиссер Альберт Авходеев, сумевший сделать театр настоящим храмом искусства.

 

Фото Геннадия БИСЕНОВА

Фотогалерея