КЫЗЫЛ. Скифские страсти

Выпуск №8-238/2021, В России

КЫЗЫЛ. Скифские страсти

В Национальном музыкально-драматическом театре Республики Тыва имени Виктора Кок-Оола музыкальных спектаклей практически нет. Конечно, как и в многих других театрах страны на нашей сцене идут растиражированные спектакли «Ходжа Насреддин» Леонида Соловьева и Виктора Витковича и «Ханума» Владимира Константинова и Бориса Рацера, но они не пользуются большим успехом у публики. Складывается впечатление, что эти спектакли поставлены просто потому, что надо было по плану сделать музыкальную комедию. Постановки очень провинциальные, в плохом смысле этого слова. А зритель ждет музыкальные спектакли на родную тему, основанные на тувинской истории, фольклоре, традициях, а также на современной жизни народа. И, кажется, дождался...

Отличие нового музыкального спектакля «Янтарные бусы» заключается в том, что это абсолютно новый материал, созданный на скифскую тему, связанную с раскопками известнейших на весь мир курганов Аржан в Туве. Курганы грабили, уничтожали в советское время. Так в книге «Сокровища Долины царей» приводятся слова археолога Михаила Грязнова об Аржане-1: «В нескольких местах, где выступали углы срубов, кем-то делались попытки прорубить бревна или прожечь их, чтобы проникнуть внутрь сооружений... Через курган, по его середине, была проложена шоссейная дорога». Константин Чугунов писал, что «каменные наземные сооружения подвергались интенсивному разрушению. Камень добывался из их насыпей при помощи бульдозеров и экскаваторов и вывозился для строительства хозяйственных объектов новых совхозов. Множество древних памятников было нарушено или полностью уничтожено при строительстве дорог в районе». Но несмотря на варварское отношение людей к уникальным памятникам скифской культуры, курганы все же сохранили произведения искусства, не уступающие золотым коллекциям Трои и Древнего Египта. Однако автора пьесы Саяну Ондур заинтересовали больше янтарные бусы, принадлежавшие царице в кургане Аржан-2 (VII век до н. э.) и ставшие символом любви в придуманной ею легенде.

Автор пьесы является дебютантом в жанре драматургии и надо отметить, что первый блин не стал комом. В свою очередь пьеса прошла в Абакане через семинар-лабораторию национальной драматургии, организованную кабинетом национальных театров СТД РФ, где под руководством известных театральных деятелей России Е. Покорской и Е. Морозовой авторы из Горного Алтая, Тувы, Якутии, Хакасии работали над своими произведениями. Этот опыт СТД РФ стал эффективным, поскольку несколько пьес из лаборатории увидели свет рамп. Теперь такой же семинар будет проведен и в других округах нашей страны.

В начале марта в театре состоялась премьера музыкального спектакля «Янтарные бусы» в постановке Бориса Манджиева, заслуженного деятеля искусств России, известного режиссера из Калмыкии. Приступая к работе над новой постановкой, он всегда точно знает, что хочет. Спектакль должен быть музыкальным, ярким, очень динамичным, без малейшей пошлости, к которой, к сожалению, уже привыкли зрители Тувинского театра.

Режиссер как в восточном театре использует минимум декораций (художник-постановщик Начын Шалык, народный художник Тувы), на сцене только небольшой круглый постамент, изображающий и скифский курган, и юрту, и вершину горы и несколько свисающих сверху канатов, помогающих актерам показать стремительные скачки на лошадях и воинственные схватки героев. Художник по костюмам Кулчаана Шоюн решила свою задачу также в едином ключе с режиссером: минимум золота и различных украшений, при этом они очень нарядные, как и принято в красивой сказке.

Режиссер увидел в пьесе не столько любовную историю, сколько всепоглощающую материнскую страсть, разрушающую всё вокруг и своих близких. Так в постановке главной героиней стала Кадын, мать царя. Эта роль сродни страстям героинь шекспировских пьес. Ее замечательно сыграла заслуженная артистка Тувы Ляна Ондур. И здесь поистине с широким размахом актриса представила свои новые грани таланта, о которых не подозревали не только режиссеры нашего театра, но и поклонники творчества Ляны Ондур. Казалось бы, артисту в этой роли остается играть одну краску зла, желчи, но исполнительница нашла в своей, на первый взгляд, пропитанной ко всем ненавистью Царице, интонации несчастной женщины-матери, ставшей из-за огромной слепой любви к сыну невольным, может и сознательным разрушителем судьбы целой страны. И в финале позднее прозрение героини вызывает искреннее сожаление и сочувствие у зрителей... Это замечательная и неожиданная трактовка роли, творческая удача, ставшая событием в театральной жизни Кызыла, о чем горячо отозвалась пресса республики и зрители, написавшие в социальных сетях бесчисленные восторженные отзывы о работе актрисы Ляны Ондур. Давно мы не радовались таким открытиям! Молодых влюбленных очень чувственно сыграли Уран-оол Стал-оол в роли Алдара и Салбак Лапчар в роли красавицы Алдын, отважной наездницы, дикарки, как ее называет Царица. По авторской легенде Саяны Ондур она настолько хороша, что ее полюбили также и молодой царь, и его сын Тумиту (Онер Кызыл-оол).

У Бориса Манджиева много режиссерских находок. К примеру, когда скифский царь Арбак-Сай в исполнении Айдыса Даржая изображает, подобно актеру восточного театра, что выпускает из лука стрелу, свист от ее полета сам издает губами настолько точно, что хочется обернуться и посмотреть, куда она прилетела. Чтобы показать невероятную скорость езды на лошади дикарки Алдын, ее изображают на канатах две актрисы с похожей комплекцией и длинными волосами. Создается иллюзия, что она действительно не скачет, а летит на лошади по бескрайней степи. Замечательно решена сцена купания героини, которую подсмотрел Тумиту: режиссер использовал прием восточного театра теней, и зритель не видел актрису, а только силуэт. Очень целомудренная и очень эротическая сцена. Молодая героиня после потери любимого плакала беззвучно, но это было страшнее, чем громкий театральный крик.

Хотя в спектакле бушуют настоящие шекспировские страсти и главные герои погибают, он не стал трагедией. «Янтарные бусы» решены режиссером как красивая легенда: музыка как важная составляющая постановки смягчила излишнюю сентиментальность пьесы. Причем, музыка не классическая, как ожидалось. Это тоже идея Бориса Манджиева, он хотел, чтобы она была понятна молодым зрителям. Композитор Урана Хомушку написала арии для всех главных героев, поскольку все актеры театра прекрасно поют. Аранжировал арии молодой композитор Чингис Соржу. Органичны были в своих образах заслуженные артисты Тувы Олег Сат (Когел-Хаан) и Луиза Мортай-оол (Мать), а также Тана Ховен-оол, сыгравшая служанку молодой героини. Роли небольшие, но очень запоминающиеся.

Спектакль динамичный еще и благодаря работе режиссера по пластике, артиста балета Тувинского национального театра музыки и танца «Саяны» Буяна Мылдыка. В народных сценах задействованы в качестве артистов балета драматические артисты: заслуженные артистки Тувы Анай-Хаак Донгак и Олимпиада Чывырал, а также Орлан Оюн, Эдуард Ондар, Шенне Шоюн, Надежда Ооржак, Раволда Монгуш, Сайлык Суктермаа, Шораан Кужаан, Чылгычы Даваа. Хореограф не ставил отдельные номера, он гармонично вписал массовку в спектакль, делая известные тувинские танцевальные движения более естественными и свободными, чем в отдельном танце.

Секрет успеха постановок Бориса Манджиева заключается в том, что все создатели спектакля решают свои творческие задачи в одном ключе, предложенном мастером. Кажется, что это он написал музыку, нарисовал эскиз декораций, придумал скифские костюмы, о которых мало что известно, разработал пластику актеров. На самом деле над спектаклем работал большой коллектив...

Спектакль сыгран молодыми исполнителями, летающими на канатах, воюющими с акинаками - короткими мечами скифов и убивающими друг друга из-за большой любви. Несмотря на слезы чувствительных зрительниц в трагических сценах, он оставляет светлое чувство, его хочется смотреть еще и еще.

Фотогалерея