Юбилей Николая Григорьева (Чебоксары)

Выпуск № 10-120/2009, Юбилей

Юбилей Николая Григорьева (Чебоксары)

 

Когда 18-летний простой чебоксарский строитель узнал, что его приняли в ГИТИС, он пешком одолел 40 километров до родной деревни. Не терпелось обрадовать мать. Через несколько лет он уже играл в Чувашском государственном драматическом театре им. К.Иванова влюбленного Ромео, молодого Владимира Ульянова, национальных героев и простых колхозников. За 40 лет сыграно более сотни ролей на чувашском языке. 25 апреля 2009 года народному артисту России Николаю Григорьеву исполнилось 70 лет.

Свое знакомство с театром Николай Данилович называет случайным: «На дворе стоял 1956 год, июль месяц, разгружаем баржу на Волге. А в нашей бригаде работал один мужик, бывший артист ТЮЗа. За обедом он мне и говорит: «Слушай, не хочешь учиться на актера? Как раз сейчас идет набор в студию, вот тут рядом». Шутя, завел он меня в театр: «Вот этот парень хочет в артисты, может, примете?»…Всю ночь я лихорадочно вспоминал из школьной программы басни и рассказы. Наутро пришел на экзамен. Многие готовились к этому экзамену со школьной скамьи. А что я? Вышел председатель приемной комиссии и зачитал список поступивших, я услышал свою фамилию». Для деревенского паренька, за плечами которого были лишь девять классов сельской школы, колхозные трудодни в родной деревне Синьялы Цивильского района Чувашии и год работы на стройке в Чебоксарах, это было больше, чем везение.

В ГИТИСе он встретил свою будущую жену Нину Ильиничну, красавицу-землячку. В 1961 году в дипломном спектакле «Ромео и Джульетта» влюбленные играли главные роли. После института молодожены вместе вернулись в Чебоксары и поступили в Чувашский академический драмтеатр. Через шесть лет Николая Даниловича вновь направили в Москву, уже на курсы директоров. Более двадцати лет он возглавлял театр, не оставляя любимой актерской работы. Наиболее значительными в его творческой биографии называют роли Сатина и Черкуна в пьесах М.Горького «На дне» и «Варвары», Акима в спектакле-долгожителе «Власть тьмы», а также народные образы Айдара («Айдар» П.Осипова), Тябука («Тудимер» Я.Ухсая). По меткому замечанию главного режиссера ЧГАДТ и председателя СТД Чувашии Валерия Яковлева, Николай Данилович – единственный чувашский артист, которому трижды удалось окунуться в творчество Шекспира. Помимо упомянутого Ромео, актер блистательно сыграл Фальстафа («Виндзорские проказницы») и герцога Орсино («Двенадцатая ночь»). А за роль молодого вождя пролетариата Владимира Ульянова в 1971 году был удостоен госпремии РСФСР им. К.Станиславского.

С 2002 года Григорьев преподает в Чувашском государственном институте культуры и искусств, заведует кафедрой актерского искусства. Именно при его активном участии создавалась эта кафедра. Сегодня Николай Данилович все свое время отдает студентам. Сцену мастер покинул два года назад: «Пришло время передавать свой опыт новому поколению актеров».

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.