Скупой не только скуп / "Скупой" в Московском театре Армена Джигарханяна

Выпуск №8-238/2021, Премьеры Москвы

Скупой не только скуп / "Скупой" в Московском театре Армена Джигарханяна

Стихию мольеровской «комедии характеров» осваивают артисты Московского драматического театра Армена Джигарханяна. Недавняя премьера «Скупого» в постановке Аркадия Каца украсила афишу именем выдающегося французского комедиографа XVII века.

В спектакле звучит музыка Владимира Брусса, а в лаконичной сценографии Татьяны Швец ненавязчивыми штрихами обозначены время - старинные черно-белые гравюры на вертикальных полотнищах, а также условность сюжета - большой сундук, несколько бесформенных мешков и колченогий стул. На протяжении всего действия этот неказистый предмет будет находиться в центре событий, с ним связана внутренняя драматургия взаимоотношений персонажей.

Тайное свидание Элизы и Валера начинается с условного стука - из «напевов» морзянки складывают нежные фразы, заводят любовную игру. Впрочем, совсем скоро она переходит в деловой разговор. Валер Дмитрия Матыкина, вполне соответствуя второму названию этой пьесы - «Школа лжи», прекрасно знаком с техниками уловок и обольщения, может войти в доверие к любому и с гордостью говорит об этом избраннице. Элиза Марии Железновой напоминает послушную ученицу, когда внимает правилам Валера: подражай людям в их склонностях, потворствуй слабостям, восторгайся - и делай из них что хочешь. Сомнительные убеждения, особенно из уст благородного юноши, но он уверен, что все это ради любви.

На его фоне Элиза чиста и наивна, легко поддается манипуляциям, особенно когда Валер напоминает о ее чудесном спасении во время кораблекрушения и тем самым намекает на благодарность. Молодой человек раздражен: отец Элизы - скряга, сам он ничего не имеет за душой и потому не может претендовать на роль жениха. Садится на видавший виды стул и с грохотом падает, в сердцах хочет его сломать, но тут уже девушка проявляет твердость.

Фраза: «Это папин стул!» еще не раз прозвучит в спектакле. Когда появится удрученный незавидным положением Клеант и тоже попытается выместить досаду на трехногом «уродце», Элиза строго напомнит брату, чей это стул. Небольшая деталь, вплетенная режиссером в действие, не только усиливает комический эффект, но и добавляет глубину в трактовку мира Гарпагона и его детей. А он шаток и неустойчив для обитателей, хоть они и научились сохранять равновесие. Во многом благодаря искренней привязанности Элизы и Клеанта к отцу, умению прощать его патологическую жадность. «Папа никогда не падает», - заявляет Гарпагон, осторожно усаживаясь на дорогой сердцу предмет мебели и, действительно, до определенного момента ему это удается.

Пылкий и добрый Клеант Тимура Тихомирова совсем еще мальчишка, но кажется, что и повзрослев не освоит «школу лжи», которой в совершенстве владеет Валер. Потому и попадается в сети Гарпагона и невольно признается в любви к Марианне. Он становится свидетелем сомнительной сделки отца, бросает ему в лицо жесткие обвинения, но чуть позже пойдет на мировую и даже позволит уговаривать себя жениться на богатой вдове. И не потому, что приспосабливается и лукавит, а из сыновней привязанности и желания понять, почему Гарпагон поступает именно так.

Гарпагон Алексея Анненкова, без сомнения, главная фигура в спектакле. Ни на секунду не снимая маски скупца и свободно существуя в игровой стихии мольеровской комедии, актер незаметно выстраивает в характере персонажа второй план. (Вспоминается другая работа Анненкова в спектакле «Мольер» по М. Булгакову, где он замечательно воплощает образ самого драматурга.) Вопреки известному утверждению А.С. Пушкина, Гарпагон Алексея Анненкова не только скуп. За обликом скряги, чья жадность приобретает космические масштабы, скрывается неуверенный в себе и глубоко несчастный человек. Богатство давно уже стало для него непосильной ношей, сделало подозрительным, изменило характер. Гарпагон искренне любит своих детей и желает им добра, но есть то, что сильнее - бездушная власть денег. Когда в сцене знакомства с Марианной (Алсу Сулейманова) Клеант широким жестом дарит отцовский перстень, Гарпагон испытывает настоящий ужас, словно его лишили защитного талисмана. Целуя руку красавицы, на которой вознамерился жениться, несчастный не контролирует себя и припадает губами к драгоценному камню.

Стремясь сохранить и преумножить состояние, Гарпагон и не заметил, что жизнь со всеми радостями прошла мимо. Вот почему в его обвинительной речи о современной молодежи с петушиными голосами, кошачьими усиками и вызывающим фасоном штанов улавливается досада на собственный возраст и соответствующие болезни. Поучая Валера, что «случай нужно хватать за вихор», свой шанс он давно упустил. В надежде ухватить хоть краешек счастья скупец проникается откровенно лживыми россказнями Фрозины и робко спрашивает: «Так, по-твоему, я ничего?» И в наивном, по-детски доверчивом Гарпагоне проступают трагические черты. Но вот по подсказке Фрозины он напяливает огромные очки, чтобы понравиться Марианне, и мгновенно возникает атмосфера карнавала.

В окружении Гарпагона не самые идеальные люди. Вымогательница Фрозина Надежды Филипповой тоже неплохо усвоила «школу лжи», ее изобретательный ум, помноженный на алчность, позволяет жить безбедно. Жаль, что актрисе не удалось наделить героиню особой изворотливостью, хитроумием, коварством, и потому интрига Фрозины не вполне убеждает. Так же, как и Дмитрий Матыкин в своем Валере не избежал излишней пафосности, его персонаж остается неизменным на протяжении всего действия. Точный рисунок найден Иваном Гордиенко для маклера Симона: он сдержан, обходителен, но за благочестивой внешностью проглядывает настоящий хищник. На его фоне Гарпагон, который даже не пытается скрывать свой порок, просто милейший человек. И легкая добыча для таких ловцов удачи, как Комиссар Анатолия Федоренко, чья «неподкупность» измеряется количеством мешочков с золотом.

А вот наглец и провокатор Лафлеш Станислава Бурова совершенно лишен корысти. Он всего лишь хочет проучить Гарпагона, перепрятав шкатулку с деньгами, и от души повеселиться. Этот персонаж притягателен независимостью, грубоватой простотой, искренностью - не льстит, не юлит, всегда говорит правду. Но ему не хватает человечности Жака, который тоже никогда не врет хозяину, хоть и получает оплеухи за это «невыгодное занятие». Александр Багрянцев наделяет Жака характером философа, который принимает жизнь такой, какая она есть. Сегодня он маэстро повар, способный из ничего сотворить пиршество, завтра - деловитый кучер, который знает о лошадях все и, не боясь побоев скаредного хозяина, сумеет выпросить для них овса. Но главное, Жак единственный, кто принимает Гарпагона со всеми минусами и не осуждает. Потому что тоже угадывает под маской скряги неприкаянного, заболевшего от богатства человека.

Сюжетное колесо завертелось с огромной скоростью, все окончательно запуталось и, если бы не счастливый случай, неизвестно, чем бы завершилась эта история. С появлением Ансельма (Вадим Медведев) выяснилось знатное происхождение Марианны и Валера, и они обрели отца, у Гарпагона отпала необходимость искать для детей выгодные партии, влюбленные пары соединились, а главное, отыскалась заветная шкатулочка. Наконец, сброшены маски и можно просто посмеяться над собой. И, кажется, самый счастливый в этой компании Гарпагон, словно избавился, наконец, от тяжкого бремени, которое столько лет не давало дышать.

В финале актеры выходят на авансцену и исполняют песню на стихи Марка Розовского, в которой есть строчка: «Как же всем хорошо, что Мольер к нам пришел». Да, вновь пришел и подарил блистательный в своей простоте сюжет, убедив в очередной раз, что жизнь открыта для радости, стоит только очень этого захотеть.

И еще хочется вспомнить русского историка литературы Е.В. Аничкова, автора предисловия к первому Полному собранию произведений Мольера, вышедшему в России в 1913 году. Вслед за другом выдающегося драматурга, французским актером Шарлем Варле, известным под псевдонимом Лагранж, он написал о комедиях знаменитого автора восторженные слова: «...какое удовольствие ожидает тех, кто будет обладать ими в их полной чистоте».

Прикасаясь к Мольеру, это удовольствие, без сомнения, получают актеры Московского театра Армена Джигарханяна и передают живую волну в зрительный зал.

 

Фото предоставлены театром

Фотогалерея