Развитие цифрового театра в эпоху COVID

Выпуск №8-238/2021, Взгляд

Развитие цифрового театра в эпоху COVID

С неожиданно вспыхнувшей пандемией коронавируса и последующей изоляцией абсолютно все сферы общественной и социальной жизни претерпели изменения. Эффекты пандемии особенно остро отразились на сфере театрального искусства: люди потеряли возможность посещать театры и наслаждаться спектаклями в привычных для них условиях. Театру пришлось искать новые средства для выживания, что ускорило появление таких форм зрелищ, как цифровой театр.

Что же такое цифровой театр? Это перспективная форма искусства, представляющая собой сочетание традиционных театральных практик и современных цифровых решений. Несмотря на то, что свой расцвет цифровой театр обрел в период изоляции, первые постановки, в основе которых лежали цифровые технологии, появились еще в начале 2010-х как в России, так и за рубежом.

«Rimini Protokoll», немецко-швейцарская группа, чья деятельность началась еще в 2000 году, стала новатором в театральном искусстве, создав несколько проектов в жанре цифрового сайт-специфического спектакля: «100% City», «Remote X» и «Call Cutta», где зрители становились действующими героями, а их окружение - театральными декорациями.

В России одним из первых, кто начинает популяризировать данное явление, становится театральный режиссер Андрей Могучий, соединивший театральное зрелище и передовые информационные технологии в 2012 году на IV фестивале-лаборатории современного искусства «Театральное пространство Андрея Могучего (ТПАМ)». Зрители через интернет могли наблюдать за всеми этапами создания мультимедийного проекта-спектакля по роману «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского. В этом же году к цифровым технологиями прибегают Дмитрий Волкострелов и Семен Александровский в своей постановке «Shoot/Get Treasure/Repeat» для театра Post, где события финала разворачивались на платформе Facebook, и любой зритель имел возможность присоединиться к переписке между персонажами.

К концу 2010-х на российской театральной сцене появляется все больше постановок, базирующихся на цифровых технологиях. Режиссеры начинают прибегать к различным цифровым новшествам: активно используют интернет-платформы, а также бинауральные (например, наушники) и VR-технологии (шлемы виртуальной реальности), что существенно сказывается на разнообразии цифровых спектаклей. В 2017 году тюменский режиссер Данил Чащин ставит первый спектакль с использованием VR-технологий - «В поисках автора», а в лесосибирском театре «Поиск» проходит премьера спектакля-чата «Лесосибирск Лойс» Радиона Букаева, где весь сюжет разворачивается в социальной сети ВКонтакте. В 2019 году режиссер Михаил Зыгарь основывает Мобильный художественный театр (МХТ), где создаются аудио променад-спектакли, которые представляют собой прогулку по заранее заготовленному маршруту в наушниках. Именно через них зрители, а точнее участники спектакля погружаются в его сюжет.

Все эти примеры наглядно показывают, что появление цифрового театра связано не только с обрушившимися на общество обстоятельствами, вызванными пандемией COVID-19, но и с закономерным технологическим прогрессом. Театральные деятели обращались к цифровым технологиям и до 2019 года, осознавая, что цифровизация общества необратима и стремительно проникает во всех сферы жизни в том числе и в театр.

Тем не менее, во время эпохи масштабных ограничений, наступившей после объявления пандемии, множество деятелей искусства начали осваивать цифровые технологии еще активнее, чем это было ранее. В связи с этим возникла и потребность в осмыслении всего происходящего в культурной жизни общества.

За рубежом больших результатов в области цифровых практик добились японские театральные деятели. Первым примером цифрового театра в Японии можно считать опыт компании «Chocolate», которая запустила в 2020 году труппу «Gekidan Telework» на платформе Zoom, где зрители смогли влиять на театральное действие. Следующим этапом в развитии цифрового театра становится онлайн-проект Zoom Kabuki, который представил спектакль «Yaji Kita» на Amazon Prime в декабре 2020 и запланировал выпуск еще 11 спектаклей на этот год, а также работа над созданием новой высокотехнологичной цифровой театральной платформы, которая получила название «Immersive 4K Live-streaming Theater».

Особой популярностью в японском театре в период пандемии стал пользоваться VR-театр. Именно к этому формату прибегает популярный японский режиссер Куро Танино и создает в 2020 году две VR-работы: «Dark Master VR», где зрители погружаются в атмосферу небольшого ресторана, наблюдая за одиноким шеф-поваром, исполняющим приказы невидимого хозяина, и «Marzo VR» - одновременно ужасающее и захватывающее действо, в котором зрители становятся свидетелями хирургических операций над собственными животами.

Одной из самых популярных на данный момент зарубежных работ в русле цифрового театра, безусловно, является документальный спектакль из Израиля «I Don`t Want to See This», который адаптировала в России компания «Импресарио». Удивительно, что этот спектакль имел первоначально офлайн-форму, однако COVID подарил ему вторую жизнь. Онлайн-действо основано на событиях 2017 года, когда в Facebook произошла утечка внутренних данных. Цель спектакля - столкнуть зрителей лицом к лицу с вопросами свободы слова, информации и морали в онлайне. Каждый зритель становился участником процесса цензуры контента в соцсети и решал, что можно публиковать, а что нельзя.

Россия же может похвастаться двумя событиями, связанными с цифровым прорывом в театральной среде: фестиваль «Точка доступа 2020», цель которого исследовать непривычные для театра пространства, каким в 2020 году был выбран интернет, и онлайн-фестиваль «Цифровой театр», организатором которого стал журнал «Театрал».

Фестиваль «Точка доступа 2020» выступил площадкой, объединившей опыт постановок цифровых спектаклей не только российских режиссеров, но и их зарубежных коллег. В основной программе были представлены разнообразные цифровые спектакли: zoom-спектакли «Черновик» Владимира Насташева и «Брак» Семёна Александровского, аудио-променад «Спектакль в коробочке», проект V-A-C Foundation и творческой лаборатории «Вокруг да около», спектакль-игра «Делегация» британского режиссера Тассоса Стивенса, спектакль «Bat's Watch» Михаила Патласова, созданный по законам компьютерных игр, и другие.

Онлайн-фестиваль «Цифровой театр» стал первой платформой, созданной непосредственно для ознакомления театральной аудитории с новыми для нее цифровыми форматами, появившимися в период карантина. На фестивале были представлены постановки с использованием различных цифровых технологий и платформ: zoom-спектакль «Выбрать троих» по одноименной пьесе Дмитрия Данилова, поставленный театром «Мастерская Петра Фоменко», Instagram-мюзикл «Мой длинноногий деда» Алексея Франдетти, «Пир во время чумы» Театра Романа Виктюка, созданный в жанре screenlife-спектакля, который интересен тем, что повествование происходит через общение героев в мессенджере специально созданной для этого социальной сети, VR-спектакль «Три сестры. Финал» театра «Практика» и другие постановки с использованием технологических новшеств.

Постепенно среди российских театральных деятелей складывается свое собственное понимание цифрового театра. Например, Михаил Рахлин, автор VR-спектакля «Три сестры. Финал», убежден, что цифровой театр - «это некий новый синтетический жанр, критерии которого определить очень сложно, потому что каждый отдельный проект, согласно своей задумке, существует по своим законам». Евгений Каменькович, художественный руководитель Театра-мастерской им. Петра Фоменко, находит в цифровом театре удачное решение важной для всех театров занятости артистов, однако не считает возможным для цифрового театра стать полноценным культурным явлением: «Онлайн-спектакли - вынужденная и временная мера».

Цифровой театр также становится предметом образовательных курсов в России. Иван Демикин и Денис Протопопов создали онлайн-курс «Кружок цифрового театра» на базе Центра имени Вс. Мейерхольда. Авторы курса дают своим учениками как теоретические, так и практические знания: они одними из первых разграничили понятия «цифровой театр» и «онлайн-театр», начали вести диалоги об этике и эстетике цифрового пространства, стали обучать своих учеников создавать театральные проекты с помощью чат-ботов, дополненной реальности, игровых механик и многого другого.

Несмотря на такое разнообразие и количество «цифровых постановок», многие творческие люди не верят в дальнейшие перспективы развития этого направления и задаются вопросом: «Есть ли у цифрового театра будущее?» Мы определенно уверены, что есть! Цифровой театр может стать новым жанром в современном театральном искусстве, который предоставит художнику недостающие раннее способы выражения, заметно расширив существующий инструментарий, так как возможности цифрового театра, как и возможности современных технологий, поражают своим масштабом и разнообразием.

Более того, цифровой театр обладает рядом экономических преимуществ: в первую очередь стоит отметить его доступность. Цифровой театр требует меньших финансовых вложений от постановщика, а значит и меньше затрат для зрителя. Для постановки цифровых спектаклей пропадает всякая необходимость в постоянном помещении, что потенциально позволяет вовлекать большее число зрителей, не опираясь на географическое положение. И, наконец, немаловажным достоинством цифрового театра является его близость к молодому поколению, для которого цифровая среда стала комфортной территорией существования.

И все же заменить собой «живой» театр цифровые достоинства вряд ли смогут...

 

Фото Ю. Люстарновой с сайта Международного форума театрального искусства «ТЕАРТ»

Фотогалерея