Думал, говорил и писал о своем народе / Вспоминая Бека Абадиева (Ингушетия)

Выпуск №8-238/2021, Вспоминая

Думал, говорил и писал о своем народе / Вспоминая Бека Абадиева (Ингушетия)

Есть талантливые люди искусства, которые несмотря ни на какие преграды остаются верны своей профессии и продолжают идти вперед, вдохновляя других на творческие поиски. Бек Вагапович Абадиев к своему призванию шел долгим и трудным путем. Судьбу он определил в 1960 году, когда поступил на театроведческий факультет Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии. С течением времени любовь к искусству становилась все сильнее, а учебное заведение стало благоприятной почвой для развития таланта.

По окончании института работал режиссером народного театра в Назрани, научным сотрудником Республиканского музея изобразительных искусств, инспектором отдела искусств Министерства культуры ЧИАССР. В 1967 году был назначен директором Республиканского театра кукол, там же в апреле 1969 года Бек Абадиев создает первую в истории ингушского народа труппу, которая играет спектакли на ингушском языке. Выступая в роли режиссера, Бек Вагапович поставил спектакль с ингушской труппой «Домик в лесу» по одноименной пьесе Умара Гайсултанова. Образованная Беком Абадиевым труппа театра, пройдя сложный путь, радует своих маленьких зрителей теперь как ТЮЗ РИ в городе Назрань.

Плодотворная организаторская деятельность Б.В. Абадиева прервалась в 1973 году за участие в общенациональном митинге, где народ требовал восстановления конституционных и гражданских прав: он был исключен из рядов КПСС и уволен с должности директора театра. Но даже в те, очень сложные годы Беку Абадиеву было важно находиться в гуще культурных событий республики.

Он работал корреспондентом, затем заведующим отделом культуры республиканской газеты «Сердало». Спустя восемь долгих лет, в 1981 году Абадиева восстанавливают в партии, и он вновь возвращается в искусство.

Бек Абадиев окунулся в театральную жизнь: он работает заведующим литературной частью Республиканского русского драматического театра имени М. Ю. Лермонтова, затем руководителем ингушской труппы Чечено-Ингушского драмтеатра имени Ханпаши Нурадилова. В январе 1988 года Б.В. Абадиева назначают директором Чечено-Иргушского республиканского музея изобразительных искусств имени Петра Захарова, где он трудится до 1991 года. Годы работы в театрах, музее, газете «Сердало» были плодотворными, Бек Абадиев много пишет о творчестве актеров, художников, поэтов, рецензии на спектакли республиканских театров на ингушском и русском языках.

В 2004 году в статье «Он был артистом от Бога» после ухода из жизни заслуженного артиста РФ Магомеда Цицкиева Бек Абадиев признается: «Я пишу, чтобы современники и будущие поколения знали, что мы умеем ценить талантливых людей, нужных народу, республике, цвет нации, тем более, таких одаренных личностей, каким был Магомед Цицкиев. Артист с большой буквы, артист в самом высоком и благородном смысле этого слова, артист от Бога, которых не так много в мире искусства».

Магомед Цицкиев создал яркие запоминающиеся образы во многих спектаклях, некоторые перешли на сцену Ингушского государственного драматического театра имени Идриса Базоркина, полюбились зрителю. Каждый образ нес высокую идейную нагрузку. В небольшой рецензии «Заявка на признание» Бек Абадиев рассказал о начале молодого коллектива, состоящего из выпускников Щукинского училища: «С творчеством щукинцев я встретился не на их главном спектакле «Из тьмы веков», поставленном по бессмертному роману Идриса Базоркина, а на спектакле-концерте, который щукинцы давали в ГДК Назрани для молодежи. Артистичность и музыкальность молодых актеров привлекали. Это ярко выразилось в спектакле-миниатюре по отрывкам из чеховских водевилей «Предложение» и «Медведь», а также в музыкальных номерах и студенческих этюдах, вынесенных на сцену как самостоятельные театральные номера. На фестивале чеховских пьес в Таганроге, где принимали участие Московский МХАТ, Свердловский Академический театр, Таганрогский театр имени А.П. Чехова и другие театры СССР, наибольшего успеха добился именно ингушский театр и его спектакль «Юбилей» в постановке Руслана Хакишева. Об успехе театра узнали в Москве. По просьбе руководителей ВТО спектакль «Предложение» был вывезен в Москву на празднование Международного Дня театра. В концертной программе, посвященной этому празднику, участвовали москвичи, гости из разных городов Советского Союза. «Предложение» ингушей проходило на «ура», шквалом аплодисментов и нескончаемым смехом встречали игру артистов зрители. Участники постановки Тамара Яндиева, Руслан Наурбиев и Ибрагим Беков, да и весь театр стали героями праздника. Это был триумф самого молодого театра в Союзе.

Начиная с 1991 года Бек Абадиев принимает самое активное участие в восстановлении Ингушской республики. Он был делегатом II и III Съездов ингушского народа, членом Оргкомитета и Народного Совета по восстановлению ингушской автономии. После образования Ингушской Республики работал в Министерстве промышленности транспорта и связи, затем трудился во Временной Администрации по урегулированию Осетино-Ингушского конфликта. Как он сам признавался, работал не по специальности и не по призванию, но приносил людям пользу. В 1997 году по приглашению Министерства культуры исполняет обязанности директора Государственного музея краеведения имени Тугана Мальсагова. Направляя всю деятельность сотрудников музея на поисковую исследовательскую деятельность по сбору материалов и документов об участниках ВОВ, заказывает художникам Ингушетии портреты политических деятелей из ингушей, стоящих у истоков развития государственности, культуры, народа и участников ВОВ.

В июле 2002 года был приглашен в МВД РИ для создания Музея истории МВД Ингушетии, открытие которого было приурочено к празднику 200-летия единения с Россией и 10-летия МВД Ингушетии, где проработал до 2014 года.

Бек Абадиев автор пьес «Приключения Ибрагима» и «Кусочек курдюка», которые ставились на сцене ТЮЗа в Ингушетии, книги «Достойные сыны Отечества». Он также подготовил материалы для издания «Книги памяти» о милиционерах, погибших при исполнении служебного долга и для книги-очерка об истории Ингушской милиции. Готова к изданию его неопубликованная книга «Становление ингушской драматургии».

Бек Абадиев был заслуженным деятелем искусств РИ, членом Союза журналистов России, Союза театральных деятелей РФ, ветераном труда.

Какие бы темы Бек Абадиев не поднимал в своих публикациях о горной Ингушетии, о ветеранах ВОВ, о героях Первой Мировой войны, о тех, кто стоял на страже правопорядка, для него всегда главной оставалась тема пригородного района, судьбы людей, лишенных возможности проживать на земле своих отцов. Об этом он думал, говорил и писал. Рану, нанесенную каждому человеку, потерявшему близких, родных он ощущал в глубине своего сердца.

Уже будучи больным, он вновь и вновь перечитывал произведения о депортации, материалы о последствиях Осетино-Ингушского конфликта.

Бек Абадиев ушел из жизни 13 сентября 2015 года.

Фотогалерея