Ушла из жизни Нинель Терновская (Москва)

Выпуск №8-238/2021, Скорбная весть

Ушла из жизни Нинель Терновская (Москва)

27 апреля на 95-м году ушла из жизни Нинель Федоровна ТЕРНОВСКАЯ, народная артистка России, прослужившая единственному в своей жизни театру, Центральному детскому - Российскому академическому молодежному 65 лет.

Поистине незабываемая актриса, обладавшая яркой внешностью, прекрасным голосом, незаурядным талантом и магнетически притягивающая к себе даже поверхностно знакомых людей доброжелательностью, открытостью, светлой улыбкой, женским обаянием.

Нинель Федоровна сама рассказывала о том, что с детства мечтала стать актрисой. И увидев в один прекрасный день объявление о наборе в студию при Центральном детском театре, решила, что непременно пойдет туда учиться. В 1945 году 17-летняя вчерашняя школьница была принята в студию, где преподавали выдающиеся педагоги: Л. Волков, А. Грибов, В. Сперантова, С. Гушанский, В. Колесаев, А. Георгиевская.

Нинель Терновская вспоминала: «По окончании студии меня пригласили в ЦДТ (ныне РАМТ), который я покинула в 2013 году. Мне было 86 лет - огромная жизнь, пролетевшая в один миг». Но до какой же степени был заполнен этот миг! Актрисе довелось работать с М. Кнебель, А. Некрасовой, В. Колесаевым, О. Пыжовой и Б. Бибиковым, Г. Товстоноговым, Г. Печниковым, В. Богатыревым, А. Бородиным и другими режиссерами. Не называя особенно полюбившихся ролей, Нинель Федоровна сказала просто и ясно: «Я благодарна всем за интересную жизнь. Писать о своих ролях невозможно, их было более ста - все они мне дороги». А как может быть иначе, если в каждую актриса вкладывала не только стремительно растущее профессиональное мастерство, но и значительную часть души! Достаточно вспомнить, как играла она в «Снежной королеве» в разное время Ворону, Маленькую разбойницу и саму Снежную королеву. Или вспомнить ее Гусыню в «Кошкином доме». Коварную и обольстительную Лису Алису в «Золотом ключике» или в спектакле по индийскому эпосу «Рамаяна», приведшем в восторг не только отечественных зрителей, но и индусов. А каковы были Злая мачеха в «Сказках Пушкина», тетка Елена в «Сказке о четырех близнецах», Купчиха в сказке «Про Иванушку-дурачка»...

О каждой из ста ролей, в которых Нинель Терновская представала для нас, зрителей разных возрастов, от малышей, впервые приведенных в театр, до подраставших зрителей, приходивших в тот зал на «Традиционный сбор», где она играла Ольгу Носову, или «Дом Бернарды Альбы», в котором была истинной испанкой Понсией - о каждой роли не напишешь. А потом, став родителями, приводили когда-то зрители-дети своих детей, помня собственные впечатления.

Нинель Федоровна замечательно сыграла госпожу Тенардье в «Отверженных», одном из первых чрезвычайно ярких и, можно сказать, программном спектакле возглавившего театр Алексея Владимировича Бородина, и запомнилась тем, что, как и другие персонажи этого многонаселенного, идущего в два вечера действа, казалась словно сошедшей со страниц романа Виктора Гюго. Как и все герои в интерпретации режиссером мировой классики - воспринимались живыми, полными самых разных чувств людьми. Одна из характерных особенностей Бородина-режиссера в том и заключается, что подлинная классика не может не прорастать в нашу реальность своими ростками, на которых мы обязаны учиться... А еще была трогательная, заботливая Винни в «Сотворившей чудо» Юрия Еремина...

... В 1977 году вышел французский фильм «Вся жизнь впереди» по роману Э. Ажара. Год спустя фильм был удостоен «Оскара» как лучший на иностранном языке. Роль Мадам Розы, бывшей проститутки, стареющей еврейки, пережившей Освенцим, открывшей приют для детей таких же, как была она когда-то, «девушек с низкой социальной ответственностью» (как их называют сегодня) играла Симона Синьоре. А спустя долгое время режиссер РАМТа Владимир Богатырев решил поставить спектакль «Жизнь впереди» по этому пронзительному роману. Ни один из видевших замечательный спектакль, никогда не забудет божественное трио старейшин РАМТа - Нинель Терновскую, Михаила Андросова и Ивана Воронова! Артисты неподдельной школы русского психологического театра, они каждой своей интонацией, каждым движением проникали прямо в душу зрителей, вызывая чувство то горечи, то радости, то комизма, то глубокого драматизма. Терновская на сцене, разумеется, отличалась от Синьоре на экране - тем живым общением, теми реакциями, которые разнят театр и кинематограф. А потому казалась более пронзительной, более близкой нашему зрителю. И, как кажется, ни о каком соперничестве с французской звездой не помышляющей. Она жила женской несчастливой судьбой своей героини и умирала в финале примиренной...

Последней перед тем, как Нинель Федоровна покинула сцену, стала роль миссис Стоуни в спектакле «Поллианна». Замкнувшаяся в себе женщина, скрывшая душу под маской неприступности, она по ходу развития сюжета научалась видеть людей и события по-иному, потому что маленькая Поллианна открыла ей секрет радости жизни.

10 лет назад, на праздновании 90-летнего юбилея театра, Нинель Федоровна Терновская участвовала в спектакле-празднике «В пространстве сцены». Это был подарок старейшей прекрасной актрисе и многочисленным зрителям-поклонникам.

Алексей Владимирович Бородин назвал ее «светлейшим человеком», и в этом нет ни малейшего преувеличения, потому что в Нинели Терновской сошлось все, что даровано природой и талантом, когда они существуют в неразрывном единстве.

Нинель Федоровна прожила долгую жизнь и сохранила в себе самое ценное - любовь и интерес к ней, верность своему единственному театру и всем, кто в нем служил и служит.

Светлая память и неиссякаемая благодарность за то, что щедро делилась этим с коллегами, друзьями, зрителями!

Фотогалерея