"Плесните колдовства в хрустальный мрак бокала!.." / Галина Фатхутдинова (Владимир)

Выпуск №9-239/2021, Лица

"Плесните колдовства в хрустальный мрак бокала!.." / Галина Фатхутдинова (Владимир)

2 июня отмечает свой полувековой юбилей Галина Геннадьевна (Гусмановна) Фатхутдинова, 31 год жизни отдавшая Владимирскому театру драмы.

Весной 1990 года на сцене Владимирской драмы состоялась премьера, которую в городе ждали как «свежего ветра перемен». Еще бы - актуальная молодежная тема. Авантюрная, криминальная история, но о... «большой и чистой любви»! Грохот «живой» рок-музыки на сцене, свой ансамбль! И совсем юная актриса, дебютантка - в главной женской роли. Ну разве не сенсация?

И она не подвела. 18-летняя Галина Фатхутдинова, выпускница Казанского театрального училища, блестяще дебютировала в роли Светланы в спектакле Юрия Галина «Я тоже хочу на бал! Возьмите меня с собой!» по пьесе Феликса Демьянченко. Ее партнером был тогда почти никому не известный Александр Дедюшко, позднее ставший звездой отечественных сериалов о героях локальных войн. А юная актриса - хрупкая черноглазая девочка с темпераментом «Пепиты-дьяболо», которой Владимирский театр устроил такой ответственный экзамен на профессионализм, легко, абсолютно «играючи» (простите за каламбур) пленила зрительские сердца своей запредельной органикой. Ее харизме режиссеры театра не замедлили найти достойное применение в спектаклях Малой сцены, где персонаж живет и дышит буквально в двух шагах от зрителя. Уже в следующем сезоне у Галины - еще три новые роли! Юная сумасбродка Либби Таккер в драме Нила Саймона «Хочу сниматься в кино» выходила на Малой сцене прямо из зала и воспринималась «проблемными подростками» 90-х как «абсолютно своя». Зато другая ее героиня в магнетически мощном спектакле А.Созонтова «Жизнь Василия Фивейского» по повести Леонида Андреева, мрачная, болезненная девочка-подросток, дочь главного героя, была подобна хилому цветочку, выросшему без солнца. Ее мистический настрой и трагическая судьба из той эпохи, из рубежа веков ХIХ и ХХ, словно зловещий призрак грядущей беды тревожили и западали в душу зрителям.

В том же сезоне на большой сцене Галина Фатхутдинова сыграла Арманду Бежар в спектакле «Личная жизнь господина де Мольера» («Кабала святош») М. Булгакова - юную возлюбленную великого драматурга, разрушившую его последние иллюзии, его покой, благополучие... его жизнь, и без того омраченную скандальными слухами, преследованиями Церкви, сумасбродством короля-Солнца. И здесь актриса была саркастична и жестока: она даже не пыталась оправдать свою героиню, безжалостно разоблачая в ней бездушную куклу - наивную, прелестную и коварную - возможно, как раз в силу полудетского эгоистичного простодушия.

Впрочем, увенчала победную галерею ее первых шагов на нашей сцене роль в спектакле... для самых маленьких! Да, Золотой Цыпленок из популярной музыкальной сказки по пьесе Владимира Орлова! Конечно, в юбилейной статье о многогранной актрисе с тридцатилетним творческим стажем приличнее было бы вообще не вспоминать о таком персонаже, скажете вы? Однако у детского спектакля режиссера А.Ерина - счастливая судьба: пылкая любовь зрительской аудитории от мала до велика, долгая жизнь почти в тринадцать лет, двенадцать из которых Цыпленка играла наша юбилярша (1991-2003)! Роль оказалась судьбоносной. Одним из исполнителей роли Волка был тогда еще заслуженный артист России Михаил Асафов. И почему-то в образе хищника, усыновившего доверчивого птенца, он был особенно прекрасен, благороден и неотразим. Пришлось соответствовать! Дуэт Фатхутдиновой-Цыпленка и Асафова-Волка в этой сказке - отменный образец психологической школы Станиславского. Редкий образец комедийного совершенства. И не менее совершенный пример лирической гармонии...

Недаром режиссуре захотелось повторить подобную, искрящуюся юмором любовь-дуэль, любовь-поединок, где побеждают оба. Но уже во взрослой трактовке. И через три года это произошло в гусарской балладе (так был обозначен жанр) «Давным-давно» А.Гладкова. Озорная и пленительная Шурочка Азарова, влюбленная в поручика Ржевского-Асафова, виртуозно перевоплощается в юного корнета и едет на фронт. Не отдавая себе отчета в том, что едет за любимым. История Отечественной войны 1812 года десятилетиями обрастала такими невероятными - смешными и романтическими сюжетами. И постановка главного режиссера Алексея Буркова озорно и остроумно, глубоко и нежно вовлекала зрителей в размышления о любви, о Родине... «о доблестях, о подвигах, о славе». В 146-й сезон Владимирского театра драмы (1994/1995) Галина Фатхудинова вступила в роли корнета Азарова. Надо сказать, что перевоплощение в «юнца безусого» далось ей нелегко в силу ярко выраженной женственности. Зато размахнула вширь и вглубь ее творческий диапазон. Попутно, практически, «без отрыва от театра» Галина в 1995 году окончила Высшее театральное училище им. М.С.Щепкина, курс народной артистки СССР Элины Быстрицкой, успев еще и родить дочку Викторию, которая вскоре оказалась причастной к сценической деятельности: во Владимирском театре очень серьезно и с любовью относятся к юным участникам спектаклей...

Совершенно без претензий на оригинальность утверждаю: этой актрисе титул «человек-праздник» вручен самой природой. Но трагикомический талант Галины Фатхутдиновой еще ждал своего часа. Во второй половине 90-х ей давали в основном роли красавиц. А она играла характеры, удивительно перевоплощаясь, преображаясь, порой не щадя природной красоты. И везде находила точное, камертонное звучание образа, будь то отвергнутая невеста, скромница Татьяна в «Женитьбе Белугина», лукавая и обворожительная Леонора в комедии Педро Кальдерона «С любовью не шутят»; мрачная, нелюдимая Наталья в «Наследниках» по первой редакции «Вассы Железновой» М.Горького, хищница-авантюристка Лилиан в «Священных чудовищах» Жана Кокто, театральный администратор Маша, заочно полюбившая талантливого драматурга («Жил-был у бабушки...» Льва Проталина) или мудрая и терпеливая учительница для великовозрастного баловня-аристократа, Марго в «Дикаре» А.Касоны... Кстати, эта роль - рекордсмен: играть ее Галине довелось 18 сезонов!

XXI век одарил актрису еще более разносторонним репертуаром. Здесь и блистательные комедийные характеры: в спектаклях А.Буркова - чудачка Марлен в «Ужине дураков» Ф.Вебера, бойкая простолюдинка Жозефина в «Корсиканке» И.Губача, сердобольная мошенница Глория в «Дорогой Памеле» Д.Патрика, мечтательница-горничная Дуняша в «Вишневом саде» А.П.Чехова (режиссер П.Хомский), служанка Дорина - единственный здравомыслящий человек в обезумевшем семействе Оргона - в «Тартюфе» Ж.-Б.Мольера; «роль в роли» (молодая актриса Дотти, играющая старушку миссис Клакет) в комедии положений «Шум за сценой» М.Фрейна; взбаламученная и буйная - «самая итальянистая итальянка» Валерия Папагатто в «Синьоре из общества» Скарначчи и Тарабузи... Противоречивая, истеричная, невыносимая, но и неотразимая Дина Федоровна в комедии «Пришел мужчина к женщине» С.Злотникова (постановка И.Райхельгауза) и многие другие.

Очень сложным, порой трагическим этапом в судьбе актрис лирико-героического плана бывает переход на возрастные роли. А вот характерным, острохарактерным актрисам это делать гораздо проще. А порой и интересней! Галина Фатхутдинова в 2006-м несколько в стиле «буфф» примерила на себя «комическую старуху» Марселину, чередуя ее с ролью прелестной Розины - графини Альмавива в «Женитьбе Фигаро» Бомарше. И когда сегодня на нее посыпались, как из рога изобилия, преимущественно трагикомические роли матерей, она с прежней виртуозностью принялась их разнообразить в условиях предельного, органичного перевоплощения. Это такая красочная палитра! И - многоликость, многогранность, чувство стиля, жанра, автора. Колоритная череда образов: мещанка Целованьева в «Зыковых» М.Горького, мадам Обноскина в «Фоме» («Село Степанчиково...») Ф.М. Достоевского, Кукушкина в «Доходном месте» А.Н. Островского, Матилдхен Илл в «Визите дамы» Ф.Дюрренматта, графиня Вронская в «Анне Карениной» Л.Н. Толстого... Но особенно неординарно и содержательно раскрываются характеры героинь Галины Фатхутдиной в спектаклях режиссера Петра Орлова: роль генеральши Лизаветы Прокофьевны Епанчиной в «Идиоте» Ф.М. Достоевского, такой неожиданно смешной и милой, и потрясающая в своей достоверности и глубине Голда в «Поминальной молитве» Гр.Горина... Много лет назад Галине Фатхутдиновой была присуждена областная премия «Триумф» за ее действительно триумфальное шествие по ступеням мастерства. Многократно награждалась Призом зрительских симпатий в номинации «Любимая актриса». Сегодня она удостоена Благодарности Министерства культуры РФ. И все же судьба скуповато «баловала» нашу юбиляршу наградами и титулами. Впрочем, сама она с юмором оглядывается на причуды Фортуны... когда ей о них напоминают. Поскольку жизнь ее всегда насыщенна и стремительна, всегда изобиловала яркими событиями, счастливыми, прекрасными, порой трагическими. А затем опять - прекрасными!

И как говаривала в свое время соперница ее любимой героини в комедии «Давным-давно»: «Я поднимаю сей фиал...» за дальнейшие, бесконечные, вдохновенные, счастливые творческие открытия актрисы Галины Фатхутдиновой!

Фотогалерея