Больше, чем легенда / "Надежда Павлова"

Выпуск №9-239/2021, Книжная полка

Больше, чем легенда / "Надежда Павлова"

Светлана Потемкина. «Надежда Павлова». М.: Прогресс-Традиция, 2020.


Надежда Павлова - самая молодая в истории отечественного балета народная артистка СССР (этого звания ее удостоили в возрасте 28 лет) - больше, чем легенда хореографического театра ХХ века. Она - фигура, соединившая эпохи. Артистка, чей приход в большой балет был предначертан так же, как приход Галины Улановой, Майи Плисецкой, Владимира Васильева, Рудольфа Нуреева, Михаила Барышникова...

Павлова объявилась ровно в тот момент, когда исполнительское мастерство в балете столетия достигло зенита и все, что составило его коллективный портрет - сияло всевозможными красками, обольщало и восхищало, звало преклонить колени, сложить гимны, выгравировать прописями на скрижалях. Так и говорили: золотой век, большой балет, расцвет симфонического танца.

И вдруг - вспышка, осветившая и без того ослепительный Олимп. Молния. Сенсация. Маленькая девочка из Перми становится сначала золотым лауреатом Всесоюзного конкурса артистов балета (1972), затем получает Гран При на II Международном конкурсе в Москве (1973), неполные два года танцует ведущие партии в Пермском академическом театре оперы и балета имени Петра Чайковского («Жизель» Адольфа Адана, «Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева, «Дон Кихот» Людвига Минкуса, «Чудесный мандарин» Белы Бартока, во всех - главные партии) и в 1975 году становится солисткой главной сцены страны - Большого.

Автор книги «Надежда Павлова» феномен балерины старается разгадать не только через большое интервью с ней, ставшее центром и основой монографии, но и привлекая в «соавторы» многих выдающихся хореографов и артистов, кто с Павловой работал, кто ею восхищался, кто с первых ее дебютов говорил, что ей суждено изменить исполнительскую эстетику балета, перевести его в новый «регистр». Среди провидцев - Игорь Моисеев, Ростислав Захаров, Юрий Григорович, Асаф Мессерер, Владимир Васильев, Михаил Лавровский, Ролан Пети, Николай Боярчиков и многие другие.

Из книги Светланы Потемкиной мы узнаем, что Алексей Варламов, оказывается, хотел написать книгу «От Павловой до Павловой», а Николай Цискаридзе, обратившийся к читателям с предисловием, по сути сформулировал феномен самого явления Павловой, заметив, что «импресарио Соломон Юрок, который много лет возил артистов по миру, сказал точные слова: "Я первым привез в США Анну Павлову и теперь могу уходить спокойно - я показал Америке Надежду Павлову". Как Анна Павлова в начале ХХ века изменила эстетику балета, привнеся хрупкость, утонченность, рафинированность, красоту тонкой кости и высоких подъемов, точно так же в конце ХХ века Надежда Павлова изменила эстетику своими удивительными линиями. Все большие прыжки, pas de shat и то, что весь мир называет six o'clock, когда нога поднята высоко вверх, - все началось с нее, это Надежда Павлова. Никто из русских балерин конца ХХ века не получил такой популярности, которая выпала на ее долю. Такой успех и всенародная любовь уже не повторятся».

Надежда Павлова, определившая исполнительский стиль на многие годы вперед, из «вчера» в «сегодня», однако, вовсе не воспринималась беспримерной виртуозкой, сражавшей своей натренированностью и невиданными до нее техническими возможностями. Суть ее искусства - утверждаемся мы, перелистывая страницы книги Светланы Потемкиной, - заключалась в особом артистическом чувстве, рождаемом танцем. Это чувство хореограф Николай Боярчиков назвал интуицией пластики, когда движение (включая «большие прыжки, pas de shat и то, что весь мир называет six o'clock») может обнажить и выразить внутреннюю жизнь персонажа и художника, его воплощающего. Надежда Павлова, как Уланова, Плисецкая, Васильев и все, кто менял стиль танца кардинально, кто назван в начале этой заметки, имела свой голос. Голос, звучавший особыми тембрами, под власть которых не попасть было невозможно. После них, после Павловой, балет и балетный театр неизбежно становились другими, отводя в историю все свои прежние достижения. Не менее великие, но уступившие пространство новым.

В книге Светланы Потемкиной пять глав («Феномен Надя Павлова», «Надежда Павлова о том, как быть народной артисткой СССР», «Надежда Васильевна не меняет профессию», «Балетмейстеры говорят», «История одной фотографии»), композиция построена биографом вокруг захватывающего разговора с героиней, где она предстает человеком глубоким, несуетным, владеющим и даром прозрения, и даром смирения. Такой большинство из нас и представляет себе натуру выдающегося артиста-демиурга. Художника и философа одновременно.

«На Павловой, - пишет Светлана Потемкина, - закончилась эпоха легенд, когда в области балета мы были "впереди планеты всей". Она открыла новые технические возможности для существующего поколения, но сама осталась в той эпохе, когда запоминали артистов, им верили и поклонялись. Она успела попасть в число легендарных».

Фотогалерея