Сентиментальный этюд о "Молодом балете" (Смоленск)

Выпуск №9-239/2021, Портрет театра

Сентиментальный этюд о "Молодом балете" (Смоленск)

Смоленскому театру «Молодой балет» Дворца творчества детей и молодежи исполнилось 30 лет. Он родился в революционном 1991 году. К тому времени в городе уже был театр балета при Доме учителя, основанный еще в конце 50-х заслуженным работником культуры РСФСР Ириной Константиновной Джавровой - ученицей легендарной А.Я. Вагановой. Этому провинциальному коллективу, который имел статус «народный», журнал «Театральная жизнь» в 1975 году посвятил целый разворот, а имя Джавровой как его руководителя упоминается в энциклопедии «Балет» 1981 года в статье «Балетная самодеятельность».

Но к началу 90-х И.К. Джаврова была уже на пенсии. Кадровый состав Дом учителя волею руководства претерпел ряд изменений, в результате чего несколько хореографов народного театра балета оказались не у дел. В том числе работавшие здесь много лет балетмейстер-постановщик Елена Егорова и балетмейстеры-репетиторы Виктор Смольяков и Инна Ефимова - ученики Джавровой.

По предложению директора Дворца пионеров, только что тогда переименованного во Дворец творчества детей и юношества (ныне - Дворец творчества детей и молодежи), «бездомные» хореографы решили создать альтернативный театр танца, который и получил название «Молодой балет». Возглавила его Елена Ивановна Егорова.

Балет стал содержанием жизни Елены Егоровой с детства, точнее, с момента знакомства в 1969 году с И.К. Джавровой. Угадав в своей воспитаннице будущего балетмейстера, Ирина Константиновна (редкостных душевных качеств человек) позволила ей работать со своим коллективом параллельно собственным занятиям, когда Егорова в 1983 году, отработав по распределению после института, вернулась в родной Смоленск. Настоящий педагог, Джаврова умела радоваться успехам своих учеников, ценила их подвижничество, умение трудиться не щадя сил во имя искусства.

Параллельно Елена Ивановна - выпускница хореографического факультета Ленинградского института культуры (класс Р.Ю. Вагабова и Б.Я. Брегвадзе) - преподавала в Смоленском колледже искусств, ставила хореографические миниатюры в Вильнюсской школе искусств им. М. Чюрлёниса, ее приглашали на разовые постановки в Смоленский драматический театр, Камерный театр и Смоленский театр кукол. Работоспособность Елены Ивановны, ее увлеченность делом, художественный вкус, душевная открытость, светлое восприятие жизни, неистощимость на выдумку в области пластических форм поражают и вызывают восхищение.

Как все новое, рождался «Молодой балет» трудно. Не было не только костюмов и декораций, не хватало пуантов, специально оборудованных для занятий балетом классов и многого другого. Костюмы и реквизит, накопленные за многие годы И.К. Джавровой, остались в Доме учителя. Было по чему вздыхать: Ирина Константиновна обеспечивала свой театр всем необходимым благодаря многолетней дружбе с педагогами Большого театра в Москве. Ведь со многими из них она была близко знакома еще по совместной учебе в детской балетной школе и Ленинградском хореографическом училище. К тому же у Джавровой был замечательно легкий характер. Для нее не существовало проблемы раздобыть в Большом списанные пачки и пуанты. А «Молодому балету» предстояло обзаводиться всем в пору обвала цен и хронического безденежья, что порой тяжелее тотального дефицита.

Правда, были и радости: практически все юные балерины и танцовщики, которые в Доме учителя занимались у Егоровой, Ефимовой и Смольякова, вслед за своими педагогами перешли во Дворец творчества. Ощутимая поддержка новому коллективу также была оказана областным методическим центром народного творчества.

В это же примерно время в качестве балетмейстера-постановщика Егорова была приглашена в штат Смоленского экспериментального театра драмы (так с осени 1991 по сентябрь 1999 года назывался областной драматический театр, ныне - Смоленский государственный академический драматический театр им. А.С. Грибоедова), творческий лидер которого Петр Дмитриевич Шумейко мечтал создать в Смоленске синтетический театр, где наряду с драматическими были бы музыкальные и пластические спектакли.

Статус штатного балетмейстера-постановщика государственного театра придавал уверенности в своих силах и профессионализме. Для артистов театра были введены тренинги по пластике. Набрана также балетная группа. В первый состав вошли семь человек: брат и сестра Казаковы - Елена и Дмитрий, Ирина Иванина, Инна Переходцева, Людмила Пушкина, Ольга Ярошенко, Алексей Прощенков. Среди первых поставленных на сцене драматического театра хореографических миниатюр - «Болеро» на музыку Равеля - потрясающей экспрессии короткометражный спектакль на двоих, драматургической основой которого стала пьеса «Жизнь человека» Леонида Андреева. Исполняли «Болеро» Елена и Дмитрий Казаковы. Очень выразительным по пластике и эмоционально наполненным получился номер по пьесе С. Беккета «Приходят и уходят» на музыку Бетховена с участием всей балетной группы.

Летом 1993 года, когда Смоленский театр драмы с «Капитанской дочкой» и «Коньком-горбунком» участвовал в фестивале по русской классике в Калуге, зрители и журналисты не поверили главному режиссеру Петру Шумейко, что в Смоленске не музыкальный, а драматический театр...

Благодаря спектаклю-сказке «Конек-горбунок» я и познакомилась с Еленой Ивановной Егоровой как с балетмейстером. Роль Кобылицы исполняла солистка театра «Молодой балет» Елена Казакова - в ту пору еще студентка мединститута. Она только танцевала. Слова Кобылицы, обращенные к Ивану-дураку, звучали в записи. Получилось совершенно как в сказке - настоящее волшебство.

Весной 1994 года в театре драмы появился Игорь Войтулевич - очень музыкальный, бесконечно увлеченный профессией молодой режиссер. Их творческий союз с Еленой Егоровой и художником-постановщиком Николаем Агафоновым оказался счастливым и необычайно плодотворным.

Логическим продолжением занятий танцем и пластикой в театре драмы стал спектакль «Играем в кабаре». Он появился в 1996 году во время финансового кризиса в стране. Актеры и сотрудники театра по три месяца не получали зарплаты. В театральном буфете еда отпускалась в долг. Первый показ спектакля на зрителя был в костюмах из подбора. Инсценировку написали Игорь Войтулевич и артист Александр Тараньжин, а музыку подбирали все участники спектакля. Получился, образно говоря, настоящий коктейль из произведений Майка Наймана, Филипа Гласа, других композиторов, песни и музыкальные фрагменты из репертуара Марлен Дитрих, Александра Вертинского. Принцип построения действия - в виде пантомимы - напоминал фильм Э. Сколы «Бал». Завсегдатаи кабаре, каждый со своими привычками и комплексами, бурно приветствуемые хозяином, роль которого исполнял Александр Тараньжин, встречаются по вечерам, общаются или присутствуют молча. Вместе с сидящими в зале зрителями смотрят концертную программу, составленную из вокальных и хореографических номеров, а также драматических миниатюр. Но вот начинается Первая мировая война, мужчины уходят на фронт. Потом они возвращаются, конечно, не все...

Из ярких хореографических вставок мне вспоминается танец «Расставание» в исполнении Елены и Дмитрия Казаковых. Несколько лет спустя эту миниатюру уже не в спектакле, а как отдельный номер исполняли новые выпускники «Молодого балета» Олег Кудрявцев и Дарья Аристархова.

Олег Кудрявцев, который в 2008 году окончил Смоленский институт искусств как артист театра и кино и работал актером в театре драмы, много лет подряд участвовал в майских отчетных концертах «Молодого балета». Сейчас он является постоянным ведущим этих творческих вечеров.

Почти 15 лет в репертуаре Смоленского драматического театра продержался спектакль Игоря Войтулевича «Кармен», поставленный по мотивам новеллы Проспера Мериме. Пьесу написал сам режиссер, сценография Николая Агафонова. Во время встречи со зрителями в Доме актера после премьеры «Кармен», которая состоялась в конце театрального сезона 1996-1997 годов, Игорь Геннадьевич назвал этот спектакль «балетом со словами». И добавил: хотя образ Кармен давно его привлекает, однако он не решился бы поставить такой спектакль, если бы в театре не было Елены Егоровой, что фактически она его соавтор.

«Балет со словами» - это, конечно, преувеличение, но, безусловно, есть здесь большая доля правды. Спектакль пластический, немного авангардный. Текст пьесы в некотором роде комментарий к происходящему. Произносит текст то главный герой - Хосе, то Автор. Очень красиво была решена сцена любви. Появление на сцене Тореадора - вообще чисто танцевальный номер. Не случайно роль Эскамильо в спектакле всегда исполнял артист Молодого балета: первым был Дмитрий Казаков, затем Евгений Кугаков и, наконец, Олег Кудрявцев.

Отчетные концерты «Молодого балета» ежегодно проходят на большой сцене театра драмы, которая благодаря своим размерам идеально подходит для балетных представлений. При составлении программы вечеров учитывается, что в зале присутствуют родители юных балерин и танцовщиков, которым хочется увидеть своих детей на сцене. Поэтому к итоговому концерту сезона обязательно репетируют композиции на детскую тему.

Восхищают вкус, чувство меры, такт постановщика, искренность и естественность юных исполнителей. И шуточный танец «Кавалеры» (музыка К. Хачатуряна) на троих танцовщиков, и живописный танец-игра «Болтушки» (музыка С. Гутеева), и «Летний дождик» (музыка И. Штрауса) с чудесными голубыми зонтиками, и полный щемящей искренности танец «Первое слово» (музыка Б. Жерара) в исполнении младшей и средней группы подкупают детской непосредственностью. Замечательна «многонаселенная» композиция «Фруктовый десерт» (музыка Е. Крылатова), которая заканчивается искусным трюком, когда из огромного торта, как из сказочного цветка, появляется крошечная девочка - самая юная артистка «Молодого балета». К слову, костюмы на протяжении многих лет придумывает и шьет своими руками беззаветно влюбленная в искусство балета мама одной из теперь уже бывших солисток театра - Наталья Борисовна Агеева, преданный и неутомимый союзник.

Во всем, за что берется Елена Ивановна Егорова, для нее наряду с внешней стороной всегда важны содержательная и воспитательная составляющие. В 2002 году ее ученики Никита Бабарин и Елена Антонова были признаны лучшим дуэтом Всероссийского фестиваля классического танца «Душой исполненный полет». Каждый год балетмейстер готовит что-то новое, а также восстанавливает и творчески переосмысливает уже знакомые и полюбившиеся публике танцы с другими подросшими и повзрослевшими исполнителями.

Несколько запоминающихся номеров из репертуара Дмитрия Казакова танцевал Олег Кудрявцев. А яркий, зажигательный танец аргентинских пастухов «Гаучо», который в 1990-е годы исполняли Дмитрий Казаков, Андрей Витченко и заслуженный артист РФ Анатолий Полозенко, в 2008 году возвратился в репертуар благодаря Алексею Ноздрачёву и девушкам: Валерии Агеевой и Марии Васильевой. И хотя, безусловно, «Гаучо» - мужской танец, и балерины, несмотря на костюмы, служили как бы фоном, учитывая творческую индивидуальность, мастерство и актерское обаяние Алексея Ноздрачёва, эксперимент можно признать удавшимся. А весной 2012 года «Гаучо» уже танцевали подросшие юные танцовщики Артем Сидоров, Арсений Кузнецов, Елисей Прощенков. Елисей - сын солиста «Молодого балета» Алексея Прощенкова, который входил в первый состав балетной группы Смоленского драматического театра.

За 30 лет работы художественный руководитель уникального коллектива «Молодой балет» Елена Егорова поставила пять оригинальных одноактных спектаклей. Участвуют в них не только солисты, но и кордебалет. Самой первой была «Белоснежка и семь гномов» на музыку Карена Хачатуряна. Существует две редакции «Белоснежки». Впервые спектакль был поставлен в начале 1990-х и горячо одобрен Ириной Константиновной Джавровой. Во второй раз - в 2008 году. Постановку приурочили к 90-летию со дня рождения любимого Учителя.

«Белоснежка и семь гномов» - спектакль динамичный, с внятно прочитывающейся сюжетной линией и драматическими акцентами. В то же время он красив по танцу и общей цветовой гамме. Как опытный режиссер, зная возможности каждого конкретного артиста, старается «прикрыть» недостатки и, наоборот, ярче осветить достоинства, так и Егорова использует такие хореографические приемы, чтобы ее танцовщики-любители оказывались на сцене в наиболее выигрышном положении.

Маленькие балерины, исполнительницы роли гномов (средняя группа театра «Молодой балет») в спектакле выполняют в основном декорационную роль. Не так просто отличить, кто из них Умный, кто Ворчун, кто Весельчак, кто Стеснительный, да это и не нужно. По сюжету они необходимы - и они есть: маленькие, в колпачках, в одинаковых красных штанишках и полосатых гольфах. Зато можно с полной уверенностью сказать: спектакль бы не получился, если бы в коллективе не было такого замечательного артиста, как Алексей Ноздрачёв. В «Белоснежке» он исполнил партию Принца. Кстати, Алексей - сын Елены Казаковой и родной племянник ее брата Дмитрия, то есть он является продолжателем артистической династии Казаковых, о которых, так уж получилось, здесь неоднократно упоминалось.

В 2008 году Алексей Ноздрачёв в номинации «Классический танец» участвовал в VII Дельфийских играх России, которые проходили в Новосибирске. Медали он не получил, проиграв в состязании с молодыми профессионалами - солистами Новосибирского театра оперы и балета (он выступал в возрастной категории 18-23). Однако жюри оценило артистичность молодого солиста, особенно отметив «Сентиментальный этюд» на музыку Ф. Шопена (хореография Елены Егоровой).

Кроме «Белоснежки» Егорова поставила одноактные балеты «Три поросенка», «Золушка», «Снежная королева», «Гадкий утенок». О том, какого уровня эти произведения, может свидетельствовать ряд побед театра «Молодой балет» на многих фестивалях и конкурсах. Взять, к примеру, V Всероссийский фестиваль детских любительских музыкальных театров «Синяя птица» 2004 года, собравший в столице десять балетных и восемь оперных детских коллективов со всей России. Конкурс проходил на сцене Государственного детского музыкального театра им. Н.И. Сац. Гран-при получил балет Елены Егоровой «Гадкий утенок». «Казалось бы, - пишет в газете «Дом актера» театровед Ирина Муравьева, - что нового можно открыть в этом старом андерсеновском сюжете о гадком утенке, заезженном вдоль и поперек в детских театрах, мультиках и кино? Однако в спектакле Егоровой сюжет датского сказочника заиграл совершенно другими красками: вдруг оказалось, что здесь полно юмора и иронии, веселых характеров и забавных ситуаций. И трогательный гадкий утенок попал здесь не в скучный неказистый мир домашних птиц, а в блестящий и невероятно смешной птичий двор, где есть свой герой - Петух, сердцеед с подсолнухом в руках, выделывающий эффектные «па» под музыку Россини и доводящий до обморока местных красавиц - Куриц и Уток. Любовные страсти на этом дворе разыгрываются нешуточные: одни пернатые дамы борются за Петуха, другие сплетничают, третьи отплясывают разухабистый «гусачий» рок-н-ролл. Королевские утки оттягиваются на полную катушку в «нэпманском» танго. Музыка, подобранная хореографом, соответствует предложенному миксу: пернатые резвятся под немыслимый набор из мелодий Брэговича, Гуно, Россини, Олдфилда. А особую прелесть этой дворовой катавасии придают юные танцовщицы, исполняющие роли утят и цыплят - птенцов, запутавшихся в любовных страстях мамаш. Егорова выводит их маленькие роли на уровень драматических, и зритель с увлечением следит, как послушные птичьи младенцы успевают на сцене все: и за яйцами приглядеть, и в дворовых плясках поучаствовать, и утенка, затанцевавшегося с ослепительной красавицей бабочкой, с глаз своих ревнивых мамаш прогнать. И все эти дурашливые страсти, и развеселое перетягивание дворовой братвой гигантского червяка-каната, и изгнание героя, с которым тут же за околицей смачно закуривают папиросу местные гусаки-хулиганы, проносятся, словно наваждение, заканчиваясь удивительной по красоте сценой преображения трогательного утенка в Лебедя».

В январе 2015 года, в Хельсинки на V Международном фестивале-конкурсе детского и юношеского творчества «Скандинавские открытия», в котором принимали участие творческие коллективы из разных городов России, Азии и Европы, «Молодой балет» также получил Гран-при. На конкурс были представлены экспрессивные по замыслу и воплощению групповые танцевальные зарисовки: «Вальс» на музыку М.И. Глинки и «Мираж» на музыку Р. Дюпере.

Жюри отметило лаконичность номеров, их профессиональную хореографию и артистизм исполнителей. Поскольку хореография также отличалась оригинальностью, жюри присудило диплом «Лучшего балетмейстера» руководителю театра «Молодой балет» Елене Ивановне Егоровой. А в 2018 году коллектив стал обладателем Национальной премии в области культуры и искусства «Будущее России».

Фотогалерея