ВОЛЬСК. Шекспир и Фонвизин про плоды злонравия

Выпуск №10-240/2021, В России

ВОЛЬСК. Шекспир и Фонвизин про плоды злонравия

По легенде, Екатерина Великая уютное купеческое поселение в глубине Саратовской губернии на берегу Волги нарекла Волгском, но имя это не прижилось. Народ переназвал свой город в Вольск, что отражает природное староверческое своеволие его обитателей. Здесь и нынче есть храмы, где идут службы по старообрядческому канону.

Жизнь в Вольске течет размеренно и степенно. Крепкие купеческие каменные дома по сию пору смотрятся достойно, явно сознавая свою значительность, но не кичась ею. Зелени в городе немало, а свежее дыхание хоть и неширокой здесь Волги ощущается постоянно. Даже то, что градообразующим обстоятельством стали два цементных завода, обеспечивая 80 процентов потребностей СССР в нем, на житейской атмосфере Вольска не отражается.

Народ здешний к искусству тянется: в майскую жару, да еще при ковидных ограничениях, в Вольском драматическом театре, начавшем 83-й сезон, зрителей всякий день много.


Вечер первый. Трагедия

Хотя привычка к высокой классике в коллективе есть (в афише «Маленькие трагедии» и «Женитьба Фигаро»), поставить в городском театре «Короля Лира», тем более, со вниманием к деталям и без купюр, явный риск.

В труппе немало молодежи, что заметно сказалось на концепции постановки. Молодые герои начинают свои игры азартно и смело, но их витальная энергия только ускоряет неотвратимое вырождение почти каждого персонажа.

Авторитетный московский режиссер и театральный педагог Вячеслав Терещенко бесстрашно развернул многоплановое действо в масштабе Космоса, где жизнь человеческая ничего не стоит и ничего не значит. Чем ожесточеннее эта молодежь борется за власть или хотя бы ее призрак, тем неотвратимее хаос финала.

Полтора десятка ржавых ширм перемещаются по планшету сцены, организуя пространство игры, создавая образ неприступного замка. Здесь же перекатываются клубки шаровых молний, иногда зависая над сценой вместе с ширмами, что создает небывало яркую картину бури, достойную стать отдельным актом трагедии, ибо в эти минуты главный ее герой окончательно минует свою «точку невозврата».

Начав жизнь в сюжете с неподражаемым королевским апломбом (огромная карта его владений начертана на роскошной меховой мантии), Лир к финалу истории перерождается в почти бесплотную белую тень, нервно вибрирующую, чуткую и беззащитную.

Замечательный артист Александр Павлов играет Лира со всею силой драматического дара и сценического опыта, увлеченно и легко погружаясь в бездны трагедии, активно и точно пользуясь каждой метафорой, предлагаемой режиссером.

Сначала всевластие оправдывало монарха: окружающие охотно терпели его капризы, а природная любовь самого Лира к парадоксам увлекала короля «играми разума». Но, ставя над чужими самолюбиями один опыт за другим, Лир неотвратимо теряет причинно-следственные связи со здравым смыслом. Начинается его существование в ином измерении, где солнце - это простой медный таз, месяц можно спрятать в карман, а большая птичья клетка становится в финале убежищем всех ушедших в мир иной.

В чем-то дублируя судьбу Лира, граф Глостер (Дмитрий Файнштейн) выступает в амплуа благородного отца из мелодрамы, получая искреннее сочувствие зрителей. Зато Французский король (Илья Прокофьев), при всей очевидности его любви к Корделии, прежде всего воплощение обаятельного подросткового романтизма. Увлеченно сыгранный Глебом Яшиным Эдгар предстает натурой мятущейся, запутавшейся в поисках пути, что стоило ему судьбы и самой жизни.

Молодежь зачастую выступает в разных жанровых параметрах. Это тоже принципиально для спектакля. Так, Гонерилья (Александра Стрюк), рыжая бестия из высокой трагикомедии, вроде Катарины из «Укрощения строптивой», обуреваема весьма земными страстями и льстит отцу столь беззастенчиво, что порой это выглядит почти обаятельным.

Регана (Екатерина Кузьмина), напротив, скрытна, сдержанна, дипломатична как опытный психиатр. Собственные ее комплексы запрятаны глубоко. Она умна и смела иначе. Понимает, например, что до поры полезнее оставаться в тени.

Корделия (Анна Хахлева) существо совсем иной природы. Возможно, она даже рождена какой-то иной женщиной, память о которой Лиру дорога. Душевная чистота, бескомпромиссность младшей дочери, кажется, трудны ей самой, но движет Корделией высший закон во всем безукоризненного человека: «Делай что должно, и будь, что будет». Поэтому в спектакле Корделия становится еще и Шутом, чтобы, как может предположить зритель, попытаться образумить отца, утратившего нравственные ориентиры. Преображение ее в амазонку, возглавившую войско ради спасения жизни родного человека, - последняя из подобных попыток.

Отца и дочь смерть объединяет. Жизнь многих прочих, злонамеренная и злонравная, их же и обезличивает. Но смерть, опять-таки, парадоксально всех уравнивает. Герои трагедии, оставившие этот мир, выходят на поклоны из одной и той же золотой клетки. И все в искупительно белых одеждах.


Вечер второй. Комедия

Во второй половине 60-х годов ХХ века, неподалеку от города Вольска, в Саратовском ТЮЗе шел прогремевший на всю страну мюзикл «Недоросль» с зонгами Юлия Кима в постановке московского режиссера Леонида Эйдлина. Жанровое своенравие постановки, острая ирония зонгов, праведный гнев общего настроя действия, яркая и открытая его комедийность завораживали.

Роль госпожи Простаковой незабываемо играла великая русская актриса, народная артистка СССР Зоя Спирина. Ее полная витальной энергии, по-своему талантливая героиня, ради любимого сына готовая горы свернуть, а лучше бы шеи, в финале рушилась как взорванная скала. Трагический итог этой жуткой судьбы воистину потрясал.

В Вольске режиссер Алексей Козлов и художник Дарья Каракулова ставят классический текст, доверяя его едкой иронии и смелому драматизму. Правда, время от времени действие перемежается подобранными к случаю частушками, что подхлестывает сценический ритм и усиливает красочные характеристики героев. Но высокая дидактика канонического текста сохранена и не теряет своего «старинного» обаяния.

Зритель, попадая в зал, видит хозяйственный двор, заставленный бочками и ведрами, заваленный досками, из которых легко сделать качели («привет» мейерхольдовскому «Лесу»), и слышит некую прелюдию - жизнь обитающей тут скотины. Из-за кулис доносится мычание коров, петушиные крики, хрюканье свиней и блеяние прочей живности.

Эта привычная идиллия прерывается не менее привычной руганью хозяйки по поводу кафтана, якобы плохо сшитого юрким портным Тришкой. Каждый, однако, видит, что кафтан красив и удобен, но госпоже Простаковой (Анна Шандр) надо было с утра размяться, и она нашла мальчика для битья, чтобы пораньше «войти в форму».

Ее сын Митрофан (Глеб Яшин), великовозрастное чадо, разъевшееся на домашних харчах и распухшее от безделья, к окружающему миру относится снисходительно. Материнскую заботу тоже воспринимает как должное. Мечты матери прикарманить деревеньки Софьюшки, беззащитной племянницы Стародума, естественно сочетаются в сознании Простаковой с желанием женить на ней своего сына, тем более что знаменитый тезис Митрофана: «Не хочу учиться, хочу жениться», - звучит почти сразу по началу событий, главное из которых - открытие, что Софья стала обладательницей десяти тысяч рублей, для Простаковых суммы астрономической.

У них всей челяди, включая Тришку, три души (всех занятно и с удовольствием играет Екатерина Акишина). Мамка Еремеевна (Марина Горбатова) слуга покорная, но это хозяйке не надо. Простаковой обязательно нужен противник, хорошо, если яркий, чтобы было интересно. Тем более, что Простакова всем ведает сама. Муж ее безропотен и безгласен. Дмитрий Файнштейн делает его похожим на супруга госпожи Москалевой из еще не написанного «Дядюшкина сна».

Из «первых сюжетов» есть еще брат Простаковой Скотинин. Артист Антон Тарасенко увидел в нем особенный тип бездельника, агрессивного в своем равнодушии. Он вроде не слишком активен, но от него не знаешь, чего ждать, и становится как-то не по себе.

Отдельное антрэ - трио пришлых учителей Митрофанушки. Семинарист Кутейкин (Андрей Казарин), отставной сержант Цыфиркин (Сергей Бахмутский) и учитель всему иностранному Вральман (Александр Шевелев). Каждый из них по-своему занятен, у каждого свой опыт «применения себя к действительности», но толку житейского или научного от них никакого.

Эту коллекцию монстров наблюдает Правдин (Константин Володин), до поры скрывающий свою роль «бога из машины», персонаж, близкий мольеровским носителям финальной истины. От его взгляда, придирчивого и взыскательного, разумеется, во имя правды, ничто не скроется. Тем более, что Софья (Александра Стрюк), девица улыбчивая, здоровая, «кровь с молоком», радостно влюбленная в юного офицера Милона, простодушно мечтает быть счастливой и не сказать, чтобы она сомневалась, что так и будет.

Милон (Илья Прокофьев) искренне старается следовать высоким примерам и рад общению с нудноватым упрямцем Стародумом (Алексей Козлов). Они вместе образуют как всегда небольшую группу честных людей, достойных спокойного счастья, хотя бы в финале веселой и поучительной комедии нравов.

 

Фото предоставлены театром

Фотогалерея