Счастье - в любви / Анна Краснопольская (Белгород)

Выпуск №10-240/2021, Гость редакции

Счастье - в любви / Анна Краснопольская (Белгород)

В феврале 2021 года свой юбилей отметила актриса Белгородского государственного академического драматического театра Анна Краснопольская. Огромный творческий багаж за ее плечами - Анна Ивановна работает в белгородской драме 42 года, а в профессию пришла более полувека назад. И сейчас эта мягкая, светлоглазая, наделенная редкой женственностью и обаянием актриса выходит на сцену, радуя поклонников. Графиня Хрюмина в «Горе от ума», Розалия Солимене в «Филумене Мартурано», нянька Марина в «Дяде Ване», Паша Большая в «Зимы не будет!»... Все ее сегодняшние героини очень разные, но живые и настоящие. С Анной Ивановной мы побеседовали и записали этот разговор специально для «Страстного бульвара, 10».


- Анна Ивановна, где вы родились и с раннего ли детства хотели стать актрисой?

- Я родилась в городе Витебске, в Белоруссии. И в школьные годы увидела фильм, который мне очень понравился, «Приходите завтра». Захотелось быть похожей то ли на эту артистку, то ли на ее героиню... Когда я посмотрела в Витебском театре спектакль «Аленький цветочек», меня с новой силой потянуло на сцену. И я пошла во Дворец пионеров, в театральную студию. Лет 13-14 было. И вот тогда уже стала заниматься в театральной студии при Дворце Пионеров. Пионерка была.

- А как родители на это смотрели?

- Они абсолютно в меня не верили. Абсолютно. Особенно отец. Он сказал, что артисты - это

что-то большое, великое, талантливое. А где ты? И поступать он мне не разрешал. Но у нас был родственник, который имел авторитет над моим отцом. Он говорил: «Почему ты так упираешься? Пусть попробует». Я попробовала, и у меня получилось. Я поступила в театральную студию при Витебском академическом театре имени Якуба Коласа. Тогда было два театра национальных, в Витебске и в Минске. А остальные театры Белоруссии играли на русском языке.

- Когда вы поступали, говорили на белорусском?

- Да, из нас готовили национальные кадры. Я говорила на белорусском, потому что училась на нем в школе. А в семье у нас говорили на смеси русского и белорусского. Вся моя родня в Витебске и в Минске. Одна я оказалась в России. Но тогда был Советский Союз, можно было туда-сюда ездить. По окончании студии я уехала сначала в Сибирь.

- По распределению?

- Нет. Был в Москве такой консультационный пункт. Туда приезжали режиссеры из всех театров и актеры. В Москве всех отсматривали. Очень мне нравилась такая практика. Приехали - большой клуб, помещение. Стоят столики, и ты можешь подойти к одному, второму, и человек тебя видит и слышит. Можешь ему почитать, что-то спеть. Тогда я была совсем юная девочка. Я помню, меня приглашали в Орел, но когда узнали, что я делаю первые шаги на сцене, сказали: нет, нам нужна героиня поопытнее. Мне было так обидно слышать это.

- И вы поехали из этого распределительного пункта в Сибирь?

- Да, но не в первый год. До Сибири я работала в маленьком театре Красноярского края, в Минусинске. Один год я там проработала, и мы с мужем оказались в Красноярском театре.

- А как встретились со своим мужем?

- В театре. После Минусинска я уехала в Ашхабад, и там мы познакомились и поженились. И оттуда, уже как пара, написали в Красноярск знакомому режиссеру, который ставил в Минусинске спектакль, и говорил, что взял бы меня в краевой театр. И нас взяли. А из Красноярска мы уехали в Стерлитамак.

- А что в Красноярске вас не устроило?

- Нам обещали отдельную квартиру, а на время поселили в общежитии. Но тогда же в Красноярске открывался Театр оперы и балета, и нас вызвал главный режиссер Натан Израилевич Басин, очень известный тогда в провинции. Честно сказал, что в течение пяти лет квартиру не может обещать, потому что все квартиры будут отданы солистам балета и оперы в новый театр. Нам стало все понятно, и мы поехали туда, где нам сразу давали квартиру - в Башкирию, в Стерлитамак. Правда, пробыли там всего один сезон. Мы искали себя, свой театр искали.

- И таким театром оказался Белгородский?

- Владимир Иванович Подмогильный привез нас сюда, легендарный наш актер. Мы в Стерлитамаке познакомились с ним, подружились. Он уехал в Белгород. А потом позвонил: «Мне скучно без вас, приезжайте». Все сделал, чтоб нас взяли! Мы прислали фотографии, репертуар. И все получилось. Это было в 1979 году.

- Всего семь лет прошло от театральной студии до приезда в Белгород, и столько было пережито - Минусинск, Красноярск, Ашхабад, Стерлитамак... И ваш пятый театр, где остались надолго.

- Да, на всю жизнь.

- А каким вам показался Белгород тогда, в 1979-м?

- На вокзале нас встречал Подмогильный и с радостью спросил: «Ну как город?» А я говорю: «Да никак». Но потом как-то осмотрелись, вроде ничего. А позже стала влюбляться, ощутила Белгород родным. Сейчас, когда я приезжаю в Беларусь, уже не чувствую там родины.

А наш сынок Володя, родившийся в Ашхабаде, был не с нами. Мы его забрали, как только устроились. Мы ведь и в Красноярск уехали без него на целый год. Он оставался с бабушкой и дедушкой, родителями моего мужа Алексея. Мы собирались его забрать, но в ту зиму морозы стояли под сорок градусов. И родители запротестовали: «Куда вы тащите ребенка из теплого климата? Вам нужно в театре утвердиться, роли сыграть...» Они сами актеры. Понимали.

- А почему именно Белгородский театр стал для вас родным домом? Может, это судьба?

- Постепенно складывался репертуар, и хотелось где-то осесть. Но если бы не устраивало что-то на сцене, в работе, мы бы сорвались - были скоры на подъем. Но здесь устраивало. Я была много занята, и Алексей. Забрали сына быстро. Сначала в гримерке жили, потом директор наш, Виктор Иванович, говорит: «Ой нет, надо им быстрее давать квартиру, ребенок носится по коридору!» И дали квартиру с подселением.

- Какие режиссеры запомнились за эти годы и какие роли стали самыми дорогими?

- В первую очередь Геннадий Косюков. Очень интересный режиссер! Он очень эмоционально работал. В зале сидит, потом не выдерживает, выскакивает на сцену, все ярко покажет, и все становится понятным. Он работал в Театре Ермоловой, в Москве, и наезжал к нам на разовые постановки, а потом стал главным.

У Владимира Казначеева я много работала в спектаклях, и мы дружили. Нельку сыграла в «Жестоких играх» у него. Юрия Михайловича Берёзу хорошо помню. Я у него играла в «Морали пани Дульской», в «Прости меня» Виктора Астафьева, в «Именем земли и солнца» Иона Друцэ.

Я много раз видела наш нынешний спектакль «Жестокие игры». Так получается, что какие-то постановки повторяются в репертуаре, я в них уже играла. И мне очень интересно смотреть современные версии этих пьес.

- У вас главная роль в спектакле Игоря Ткачёва «Зимы не будет!» по пьесе Виктора Ольшанского, который уже много лет не сходит со сцены, его любят зрители. Как вы думаете, в чем причина такого успеха?

- Подростки очень хорошо воспринимают сюжет, хотя он и непростой. Это ведь своеобразная притча - то ли тинейджеры в центре действия, то ли уличные коты. Но зал абсолютно с нами вместе! Всё понимает! Обычно на этой постановке молодежная публика, и мне очень нравится работать для них.

- И еще одна замечательная роль - баба Шура в комедии «Любовь и голуби» Владимира Гуркина, которую вы играли в юбилейный вечер.

- Люблю этот спектакль. Его постановщик Станислав Мальцев - очень интересный режиссер и очень человечный. Мы репетировали так радостно, что нам казалось, будто это мы все сами рождаем, сами придумываем. А он очень осторожно, умно умел подбросить нужную фразу, в нужном месте и в нужное время. Ждал, когда актер созреет, чтобы что-то выдать. И понимал, что кто-то сделает, а кого-то надо подтянуть... Прекрасно с ним работалось! И это не только мое мнение. Все актеры, которые с Мальцевым сотрудничают, относятся к нему с теплом и большим уважением.

- Как охарактеризуете Виктора Ивановича Слободчука? Вы ведь знакомы больше 40 лет.

- Виктор Иванович знает театр очень глубоко, изнутри. Думаю, таких великих директоров, руководителей нет сейчас. Он все видит на несколько шагов вперед. Допустим, взяли молодого актера: казалось бы, он еще зеленый совсем, а Слободчук его уже видит в перспективе, и все это потом оправдывается. Он великий организатор. Всегда мог и может гастроли сделать, со всеми договориться. А лично я ему бесконечно благодарна за то, что в трудную минуту он подставил мне плечо. Когда у меня болела мама, он помог очень в этом вопросе, по-человечески. Отпустил к маме на целый год, а потом, после ее смерти, я снова вернулась в театр. Виктор Иванович очень добрый человек, тонко чувствующий. Но и строг, и суров - так надо.

- Вы больше актриса или женщина? Что для вас всегда было важнее - семья или работа? Или приоритеты менялись?

- Да, менялись. Сколько в моих мыслях, и в душе, и в сердце раньше было работы! Думаю: ну ладно, эту роль сделаю и потом займусь сыном, подтяну его уроки, больше уделю внимания. Но все равно - то, что нужно было как женщине делать, я всегда делала. Варю борщ и тут же роль лежит. Потому что семья очень важна. Очень.

- Ваш внук Максим понимает, что бабушка актриса?

- Он еще очень маленький, но, по-моему, к нему впервые пришло понимание на юбилее, когда он посмотрел второй акт «Любовь и голуби». Не знаю, что он там понял, взрослый спектакль ведь! Наверное, думал: почему там бабушка ругается со всеми? За кулисами все актеры подходят ко мне с поздравлениями, а он прорывается ко мне. Он понял, что бабушка сейчас не просто бабушка! Ей все хлопают, ей цветы подарили, и он стал всех как бы отстранять, стал завоевывать мое внимание: «Смотри, я пальчик розой уколол! Я жука умею лепить! Это просто, я тебя научу, если у тебя не будет получаться, ты не расстраивайся...» Он почувствовал, что ситуация привычная изменилась. Он всегда для меня на первом месте! А тут я не могу дать ему должного внимания: я должна разговаривать, принимать поздравления, благодарить.

- А у сына Володи не было желания пойти в актеры?

- Нет, никогда. Он слишком много времени провел за кулисами, ездил с нами по гастролям и видел обратную сторону этой жизни. Хотя и папа, и мама, и дедушка, и бабушка - актеры.

- И вы бы не стали этого желать своему внуку?

- Только если будет талант, который поможет стать большим актером. Я иногда говорю об этом его родителям, но они хватаются за голову: «Нет!» Я как-то смотрела передачу про театр «Табакерка», про учеников Табакова и подумала, что хотела бы вот такого педагога и такой судьбы своему внуку. Именно высокой планки и высокого понимания профессии. А если просто так, чтобы где-то учиться - не надо. Хотя я никогда не пожалела, что стала актрисой, и если бы все вернулось снова, то выбрала бы тот же путь. Ни о чем не жалею. Даже о каких-то волнениях по поводу сделанной или несделанной роли, когда мне казалось, что я что-то не дотягиваю, а мне говорили: «Да всё нормально...» У меня к себе завышенные требования.

- Вы производите впечатление очень благодарного судьбе человека.

- Да, я довольна всем, что у меня есть. Я занимаю свое место, не лезу вперед, никого не расталкиваю, не интригую, никогда ничего не прошу. Не получилось быть где-то занятой, ну значит, не занята. Займи себя другим. Почитай, посмотри.

- Какие вы испытываете чувства в свой юбилей? Вы любите подводить итоги?

- Я задумала юбилей со своими актерами отметить. Я никогда раньше не отмечала, кроме 50-летия, тогда весь театр, конечно, был. Как-то ухожу домой, думаю о скором дне рождения, а мне ребята: «А проставиться?» Я шутя отмахнулась, но где-то засело в мыслях. И думаю, на 70 лет весь театр я не могу позвать, но я позову свою родную группу, которая занята в спектакле «Любовь и голуби». Они с удовольствием все откликнулись, трогательные слова сказали. Даже чересчур хорошие. Я сидела и даже стеснялась, потому что столько хорошего наговорили. Спасибо!..

- Анна Ивановна, вы всегда чудесно выглядите, вам не дать ваших лет. Как вы это делаете?

- Секретов никаких нет. Я никогда не курила, давно дозирую рюмочки. Наверное, это от мамы. Знаете, вот на юбилее мне наш главный режиссер Виталий Бгавин говорит: «Вы всегда в хорошем, располагающем настроении по отношению к людям. Мы все актеры, но ведь быть таким все время - это не сыграешь!» А у меня такая мама была - очень доброжелательная ко всем. И мне, видимо, это передалось. Я люблю жизнь, люблю театр, люблю своих коллег, друзей. В этом - мое счастье.

 

Фото автора

Фотогалерея