"Я из братства Святой Анны, столяр" / Юрий Пудовкин (Мурманск)

Выпуск №10-240/2021, Тайны профессии

"Я из братства Святой Анны, столяр" / Юрий Пудовкин (Мурманск)

Так гордо характеризует свое ремесло Кола Брюньон, герой одноименной повести Ромена Ролана, добавляя, что это занятие - самое лучшее из всего, что у него есть в жизни. Герб братства обладает поэтическим смыслом - это «циркуль на лире». Вот и Кола, вооруженный инструментами, «царит за верстаком над деревом» и поражается тому, «сколько в нем дремлет форм, таящихся и скрытых!» Брюньон создает мебель и резные украшения фасадов, «кольца винтовых лестниц» и стремится подражать самой природе.

А я беседую с Юрием Юрьевичем Пудовкиным, начальником столярного цеха Мурманского областного драматического театра, который рекомендует себя просто: столяр-строитель, и производит впечатление человека интеллигентного, современного, профессионала, который рассуждает о своей работе без лишнего пафоса. Разговор заставляет задуматься над тем, какую роль играет индивидуальное мастерство в жизни современного театра, существующего в условиях цифровой эпохи и промышленного производства. Есть театрально-производственные комбинаты, выполняющие любые заказы, поэтому далеко не все театры сохраняют постановочную часть. Однако в мурманской драме стремятся к созданию спектаклей, обладающих новизной и нестандартной выразительностью, что и привлекает моего собеседника: «Работа индивидуальная, не на поток». По словам Пудовкина, в театр он попал случайно, служит ему почти четверть века, возможно, и больше, поскольку однажды уходил, но тем не менее, вернулся. Совсем недавно у него был юбилей, и Юрий Юрьевич насчитал 170 спектаклей, которые рождались при его участии. Он каждый фотографирует, потому что век постановки в провинции недолгий.

Для мастера высокого уровня важно иметь творческий контакт с художником-постановщиком спектакля. Много лет Пудовкин работает с главным художником мурманской драмы, заслуженным работником культуры РФ Натальей Иннокентьевной Авдеевой. Художница, когда я попросила определить ведущую черту Пудовкина как профессионала, смеясь, ответила: «Зануда! Педант стопроцентный!» - и пояснила, что уважает это стремление к безукоризненному качеству. До Пудовкина были разные мастера, и хорошие тоже, но были и такие, которые делали все формально, по принципу «сойдет, со сцены не видно». А вот столяр Пудовкин проверит все материалы, отберет качественные, работу сделает максимально точно и в срок. Сотрудничество складывается так: главный художник приносит габаритные чертежи с размерами станков, пандусов, горок, лестниц, а Пудовкин разрабатывает технический чертеж, избирает технологии, создает визуальный образ-макет на компьютере, зачастую просит художника представить конструкцию в цвете. Цех, работа в котором требует принятия самых современных технических решений, по старинке называется столярным. Однако связь с ремеслом не утрачена, поскольку нет рутины большого производства, жестких ограничений. Мастер опробует свойства различных материалов, создавая из них изделие любой сложности. Эта особенность заставляет вспомнить безымянных строителей средневековой готики, о которых писал философ и эстетик Джон Рёскин: «Слава готики состоит в том, что она приемлет и самую грубую работу, она не отказывается от самой тонкой...», а ремесленник в процессе строительства становится «все более и более искушенным».

Соединение современных технологий с разнообразными приемами ремесла позволяет столярному цеху воспроизвести на сцене воображаемое пространство и предметный мир любой эпохи.

Наталья Авдеева вспоминает, что в спектакле «Молодая хозяйка Нискавуори» по пьесе Х. Вуолийоки действие происходит в ХIХ веке в родовом имении состоятельной финской семьи: построили дом с деревянными балками, поставили печь, собрали мебель определенного стиля.

А в «Даме с камелиями» изящные вещи: конторка, банкетка, кушетка - отразили характерные черты будуара парижской куртизанки середины ХIХ века.

Грандиозным проектом остался в памяти постановщиков эпический спектакль «Кола» по книге мурманского писателя Бориса Полякова о событиях Крымской войны на Крайнем Севере России, о сожжении англичанами в поселении Кола деревянного собора изумительной красоты. По словам Пудовкина, ему предстояло создать нечто, напоминающее «авианосец на сцене»! Деревянный дощатый мыс заостренным пандусом уходил в зал, он стоял на возвышении из бревен, которое представляло собой темницу для ссыльных солдат. Подъемные деревянные механизмы опускали на сцену контуры собора и домов. Вся эта конструкция из столярной мастерской поднималась на пятый этаж и потом только попадала на сцену. Эта задумка режиссера и художника требовала незаурядных инженерных решений!

Пудовкин - человек принципиальный, он может поспорить и с художником, и с режиссером, если конструкции, идеально отражающие замысел постановщика и сценический образ спектакля, не удобны актерам. Недавний спектакль «Lover» по книге Мари-Од Мюрай о современной молодежи предполагал установку на сцене тяжелой металлической конструкции, напоминающей вагон, с толщиной стен в 20 см, причем под уклоном в 25 градусов, а внутри - качели. Юрий Юрьевич убедил режиссера уменьшить угол наклона и убрать качели, поскольку на этой площадке актерам было трудно играть в быстром темпе, в объемных масках, еще и танцевать почти вслепую.

Вот эта работа, и грубая, и тонкая, и технически сложная, требует освоения новых материалов, технологий, компьютерных программ, станков и инструментов. Пудовкина это не смущает, ему нравится движение и совершенствование в профессии. Он ценит то, что в давние времена называлось «цеховым братством». Приезжают художники из российских театров, Пудовкин называет Алексея Уланова, Андрея Пронина. Они показывают, как освоить лазерную, плоттерную резку, работу с поликарбонатом, оставляют чертежи, заметки и не требуют ничего взамен. А еще в его столярном цехе работают опытные мастера Евгений Евгеньевич Надежин, Иван Иванович Баликин - на них можно положиться!

Какую из 170 работ Юрий Юрьевич считает наиболее совершенной по исполнению? Он называет оформление спектакля «Загнанная лошадь» по пьесе Франсуазы Саган; сейчас его играют редко. На сцене - комната английского замка. Есть гармоничная симметрия в расположении больших стеклянных дверей и стеллажей с книгами. Панель с гобеленом над камином поворачивается вокруг оси, и на ее месте возникает панно с оленьими рогами - трофеями охоты. Состаренное дерево, декоративное оформление изящной резьбой каждого предмета в интерьере создают ощущение эстетически совершенного пространства, не совпадающего с современным ладом жизни. Пудовкин говорит: «Получилось красиво, и точно повторяет присланный художником рисунок - не отличить».

Вот и замкнулся круг, соединяющий специалиста - профессионала ХХI века Пудовкина с краснодеревщиком эпохи Возрождения Брюньоном. У них один герб - «циркуль на лире», означающий тот уровень ремесла, который совпадает с творчеством.

 

Фото из архива МОДТ и личного архива Юрия ПУДОВКИНА

Фотогалерея