Путешествие доктора Дымова / "Насмешливое мое счастье" в Мурманском областном театре кукол

Выпуск №10-240/2021, Мир кукол

Путешествие доктора Дымова / "Насмешливое мое счастье" в Мурманском областном театре кукол

В 2007 в Мурманском областном театре кукол состоялась премьера спектакля для взрослых по пьесе Л. Малюгина «Насмешливое мое счастье» (режиссер - Тамара Волынкина, художник - Елена Минина, композитор - Петр Макаров). Постановка, построенная на письмах и воспоминаниях А.П. Чехова, его близких и современников, прожила в репертуаре недолго. Интересные режиссерские решения, использование в постановке новых для того времени технических средств, работа художника по куклам и авторская музыка всколыхнули интерес мурманских театралов к знакомому автору. Все ждали, что вслед за спектаклем о Чехове вскоре в репертуаре старейшего заполярного театра появится и спектакль по пьесе одного из любимых российских классиков. Но ждать мурманским театралам пришлось довольно долго.

Мечту зрителей осуществил в мае 2021 года главный режиссер Мурманского областного театра кукол Петр Васильев. Совместно с художником-постановщиком Алевтиной Торик и композитором Петром Макаровым он представил на суд зрителей спектакль «Саквояж доктора Чехова» (инсценировка П. Васильева по мотивам рассказов А.П. Чехова). В основу сюжета легли известные рассказы Антона Павловича: «Попрыгунья», «Толстый и тонкий», «Мальчики», «Злой мальчик», «Хороший конец» и другие. Спектакль рассчитан на взрослую аудиторию. Надо отметить, что в последнее время Мурманский областной театр кукол активно расширяет зрительскую аудиторию, регулярно пополняя репертуар спектаклями для подростков и взрослого зрителя, что не может не радовать. Неизменным успехом у публики пользуются «Маленькие трагедии» (П. Васильев по А.С. Пушкину), «Эйнар и Брунилла» (СДорожко по мотивам рассказа «Дядюшка Эйнар» Р. Брэдбери), «Эшелон» (П. Васильев). Судя по реакции зрителей на премьерные спектакли «Саквояжа доктора Чехова», русская классика сейчас востребована и интересна публике.

Спектакль начинается в лучших традициях фантастических историй о путешествиях во времени: в темноте сцены в сопровождении тревожных звуков зажигаются два нервно мерцающих окна, в свете стробоскопов виден появляющийся отовсюду дым, постепенно проявляются стойка буфета, стол, венские стулья, часы с застывшими стрелками. Стулья перевернуты, буфет закрыт. Звуковой эффект сменяется постепенно развивающимся вальсом (композитор Петр Макаров). По аудиовизуальным ощущениям мы переместились из современности в обстановку конца ХIХ - начала XX века.

Из глубины сцены появляется фигура в пальто и шляпе, с тросточкой, саквояжем и небольшим чемоданчиком (Николай Мирошниченко). Герой с узнаваемой чеховской бородкой и усами, в очках, достает из кармана часы, сверяет их с часами на сцене. Понятно, что он собрался в путешествие, но пришел чуть раньше положенного времени. Однако пришедшего это нисколько не смущает. Он по-хозяйски приветствует публику, расставляет свой багаж, берет со стойки перевернутый стул, садится, свободно подперев голову рукой. Зрители узнают молодого А.П .Чехова: поза, грим, костюм - все ассоциативно отправляет память к прижизненным фотографиям писателя.

Привокзальный буфет как место действия выбран создателями спектакля неслучайно. Это- место ожидания, вынужденной остановки. Точка, в которой можно сделать паузу в своем путешествии и посмотреть на него со стороны, подвести некие итоги, погрузиться в воспоминания, а иногда и столкнуться со своим прошлым лицом к лицу, попрощаться с кем-то или чем-то навсегда, поделиться сокровенным с незнакомым человеком, случайным попутчиком или дежурно вежливым обслуживающим персоналом, скоротать время за чашкой чая или бокалом шампанского, завести короткую любовную интрижку без продолжения - чего не сделаешь от скуки?.. А затем продолжить свой путь, плыть по течению жизни или вдруг резко повернуть в сторону в попытке что-то изменить. Но поменять что-то невозможно, все движутся по направлению, заданному рельсами, согласно купленным билетам и расписанию движения поездов.

Время здесь остановилось, стрелки вокзальных часов на протяжении всей постановки так и показывают три часа. Сколько мгновений, часов, лет проведет здесь герой? Знакомое бытовое пространство оказывается Чистилищем, где главный герой, доктор Дымов (в спектакле режиссера Петра Васильева - сценический образ самого Чехова) ждет своего перехода в другой, как мечтается, лучший мир.

Элементы декорации, одежда героя, мебель, реквизит - все подтонировано и зафактурено белым. Художник-постановщик Алевтина Торик сводит общую цветовую гамму практически к монохрому. Вспоминается эпоха ретушированных, еще нецветных фотографий. Краски стерты и приглушены, все как бы в тумане, в дымке и театральном дыме. Это мир, созданный Дымовым-Чеховым и для него. В конце спектакля это лаконичное, но очень емкое цветовое решение становится еще одним кусочком паззла, благодаря которому в голове окончательно складывается образ Чистилища - унылого места бесконечного ожидания конца Пути, к которому так стремится измученная человеческая душа.

Но финал впереди, а наш герой еще молод, бодр и желает шампанского. И тут, как по мановению волшебной палочки, словно из ниоткуда, по стойке буфета едет механический паровозик: вдоль его пути возникают пока еще плоские фигуры в костюмах, соответствующих эпохе, а вслед за ними на сцену вываливаются вполне живые и узнаваемые персонажи чеховских рассказов. Они сначала вопросительно глядят на своего создателя, а потом, получив его одобрение, начинают уверенно обживать сценическое пространство. Персонажи, возникшие в дымке авторских воспоминаний и настоящем театральном дыме, сыплют хрестоматийными чеховскими цитатами, разыгрывают сцены из знакомых историй, меняются ролями, гармонично существуют вместе и по отдельности, иногда перебивая друг друга. Тут и Дама с собачкой (Тамара Лашина), и Очень важный господин (Владимир Пьянков), Сваха, предлагающая свой «товар» (Наталья Петрунина), Дама в меховой накидке - Ольга Ивановна, жена Дымова (Лилия Федосенко), Юная девушка с кавалером (Иван Песнев и Валерия Песнева), Буфетчик (Денис Савельев). Все они в начале спектакля безоговорочно подвластны дирижерской палочке - тросточке автора, но, заигравшись, полагают себя вполне самостоятельными живыми людьми, позволяют себе проявлять неуважение и пренебрежение к своему создателю. Дымов, погружаясь с головой в свой выдуманный мир, остается и героем историй, и сторонним наблюдателем - чужим среди своих, лишним на этом празднике жизни. Но все же, оставаясь хозяином своих воспоминаний, постепенно вводит четкие правила игры, напоминая Персонажам, насколько они малы и несамостоятельны: каждый герой получает свое кукольное альтер эго, имея возможность взглянуть на себя со стороны глазами Автора.

В вокзальной суете у каждого героя своя судьба и история, своя проблема, которую тоже носят с собой. Мелькают чемоданы, саквояжи, коробки, скрипит тележка носильщика с целой горой багажа. Кто-то отправляется в первое путешествие налегке, с небольшим аккуратным чемоданчиком, чей-то чемодан уже сильно потерт и переполнен. Пассажиры-персонажи щедро делятся своим жизненным багажом, извлекая истории из чемоданов и коробок. Маленькие чемоданчики и сами становятся участниками рассказов, преображаясь в руках артистов то в птичек, то в рыбок, то в вагоны поезда. Из них герои извлекают свои кукольные копии, которые, выполнив поставленные перед ними сценические задачи, возвращаются в недра багажа.

Спектакль задуман и поставлен Петром Васильевым так, чтобы каждый из актеров, занятых в постановке, имел возможность проявить себя на сцене как можно ярче и разностороннее, показать свой драматический талант и способности кукловода. Артисты существуют на сцене с видимым удовольствием, купаются в чеховском тексте, с радостью выполняют поставленные перед ними режиссерские задачи. Удачно подобранный актерский состав, попадание в персонажей, точная работа в ансамбле, где все по-своему хороши, никто не тянет на себя одеяло - одна из несомненных удач постановки. Рассказы А.П. Чехова, вдумчиво отобранные автором инсценировки и режиссером, создавшим из пестрых литературных лоскутов единое драматургическое полотно, дополненные атмосферной музыкой композитора П. Макарова и точными художественными образами А. Торик в полной мере передают дух времени и настроение автора.

Финал спектакля, несмотря на трагическую смерть Дымова, оставляет зрителям надежду: герой истории находит в себе силы уйти в свет. Его томительное ожидание закончено, возможно, теперь он в лучшем мире. Серые фигуры его Персонажей, собрав свои чемоданы с историями и воспоминаниями, осиротевшие без своего Автора, уходят в небытие, откуда появились, вызванные его воображением.

А зрители, не заметившие пролетевшего времени, постепенно возвращаются в современность, не торопясь покидают зрительный зал, вспоминая удачные реплики актеров, с желанием перечитать знакомые чеховские рассказы и жить дальше с надеждой на то, что когда-нибудь мы все отдохнем и увидим небо в алмазах.

 

Фото О. Филонок

Фотогалерея