Волшебник, Маг, Чародей... / Вспоминая Резо Габриадзе

Выпуск №10-240/2021, Вспоминая

Волшебник, Маг, Чародей... / Вспоминая Резо Габриадзе

Имя этого уникального человека известно, без преувеличения, всему миру. Но, наверное, только в официальных кругах его называли по имени-отчеству, Реваз Леванович: он был для всех Резо Габриадзе - гениальный сценарист, драматург, режиссер, художник, скульптор, основавший невероятный Тбилисский театр марионеток: авторский не по названию, по сути - он писал пьесы, создавал оформление, изготовлял кукол для своих удивительных спектаклей, забыть которые невозможно даже по прошествии нескольких лет и десятилетий.

Как «Песнь о Волге», позднее переименованную в «Сталинградскую битву». Более четверти века помнится этот спектакль, пронизанный болью и нежностью, человеческими страданиями, переданными через маленьких кукол среди маленьких предметов, которые вырастали в воображении до невероятных размеров, завораживая, подчиняя себе...

Как «Осень нашей весны», где действие, по точному наблюдению Наталии Каминской, «происходило в его родном, нищем и голодном послевоенном Кутаиси - в конце 1980-х, когда этот спектакль вышел в его Театре марионеток, «весна» еще была «наша», ведь находились в расцвете лет его сверстники. В начале 2000-х название поменялось на «Осень моей весны».

Друзья, окружение постепенно и часто неожиданно уходили из жизни, а Резо Габриадзе оставался навсегда в «своей весне», и это щемящее ощущение пустеющего, но бесконечно дорогого космоса передавал герой - птичка с огромным клювом и рыжими перьями, Боря Гадай. В нем сосредоточились многие человеческие черты, но главным оставалась Любовь, что правила его миром...

Как «Рамона» - трогательная, какая-то особенно хрупкая история любви двух старых паровозов, давно переставших использоваться. Но настала горькая година, и его отправили на войну, а она стала возить бродячую цирковую труппу...

Несмотря на свою приверженность к миру камерному, если не сказать, мелкому, сквозь которое неизменно прорастало самое значимое, Резо Габриадзе получил широкую известность как сценарист художественных фильмов, известных нескольким поколениям зрителей: «Мимино», «Кин-дза-дза», «Не горюй!», «Паспорт».

Как написала Анастасия Шрайбер, Габриадзе во всем, что писал, создавал как художник, скульптор, книжный график, тонко и точно «соединяя жизнь и сказку, миф и повседневное, наивное и настоящее. Он был волшебником нашего времени». Продолжена эта справедливая цитата, на мой взгляд, лишь одной неточностью: автор добавляет - для Грузии. Нет, для всего мира, которому не просто знакомо имя Резо Габриадзе, но любимо, почитаемо и останется памятным еще очень надолго.

Этот уникальный человек, органично соединивший во всем, что творил, ремесло и горние вершины духовности, органично сочетал в своем многообразном искусстве традиции родной Грузии и европейской культуры, создав совершенно новое понимание привычного словосочетания «маленький человек» - его куклы, его персонажи сценариев, прозы имели поразительное свойство вырастать, теряя тот «видимый глазами» облик, что был им присущ. Хрестоматийно известные и достаточно затертые слова Антуана де Сент-Экзюпери о том, что главного не увидишь глазами, этим даром может обладать лишь сердце - пронизывают насквозь все, созданное гениальным Мастером. Потому, вероятно, и не сдерживали слез на его спектаклях зрители Швейцарии и Франции, США, крупнейших театральных фестивалей в Авиньоне, Эдинбурге, Торонто, Белграде...

Работы художника, скульптора и мастера книжной графики Габриадзе не раз выставлялись в Москве, Санкт-Петербурге, Париже, Рене, Дижоне, работы по живописи, графике и скульптуре находятся в многочисленных государственных и частных коллекциях США, России, Германии, Израиля, Франции и Японии.

Лауреат Государственной премии СССР, премии Шота Руставели, обладатель премий «Ника», «Триумф», «Золотая Маска», кавалер Ордена Искусств и Литературы Франции, Резо Габриадзе оставался человеком скромным, даже застенчивым. Главным было для него всегда ремесло во многих проявлениях, которым он был благословлен и одарен свыше.

Каждый, приезжающий в Санкт-Петербург, не пройдет мимо скульптуры Чижика-Пыжика, который продолжает пить свою рюмочку водки на мосту через Фонтанку близ Михайловского замка. А также - мимо памятника «Нос майора Ковалева». А одесситы непременно поведут гостя к скульптурной композиции «Памятник герою одесских анекдотов Рабиновичу» в Сад подле Одесского литературного музея.

«В Тбилиси, в самом его историческом центре, Театр Резо Габриадзе однажды оброс небывалым авторским архитектурным оформлением... Башня с неправильными часами, поехавший вкось балкон, кусок дорической колонны, мозаика, всякая эклектическая всячина - собственный постмодернизм Резо Габриадзе, который, все смешав и подвергнув иронической рефлексии, стал в результате знаком свободы. Глядя на это, начинаешь верить, что можно свободно сочинять, свободно вспоминать все, что любишь, вольно соединять любимое в коллажи и композиции. Можно подмигивать «соседям», похлопывать по плечу рядом стоящие старинные дома с резными балконами, особняки с колоннами, знаменитые Серные бани, смесь Европы и пряного Востока. Отныне театр - лучший памятник Резо Габриадзе, который только можно придумать», - писала Наталия Каминская.

И еще один памятник останется навсегда для каждого, видевшего его спектакли, скульптуры, живопись, фильмы по сценариям Мастера, книжную графику. Этот памятник - в том, что Резо Габриадзе был в абсолютном значении этого понятия человеком Возрождения, подлинным философом, по-особому, многогранно воспринимавшим мир с его болью и радостью, горечью, разочарованиями, победами и поражениями, с неизменными Любовью и Нежностью. К чуду жизни. К добру и справедливости, без которых, в сущности, ничего нет и быть не может.

Резо Габриадзе ушел от нас, оставив самое, быть может, главное завещание.

Завещание Волшебника, Мага, Чародея...

Фотогалерея