Не стало Андрея Егорова (Москва)

Выпуск №10-240/2021, Скорбная весть

Не стало Андрея Егорова (Москва)

Пришло известие, в которое не только трудно поверить, но даже произнести невозможно. В возрасте 51 года ушел из жизни артист Театра Российской Армии, заслуженный артист РФ Андрей ЕГОРОВ. В одно мгновение не стало запоминающегося, яркого, харизматичного актера, одного из тех, на ком держался репертуар ЦАТРА последние 25 лет. Андрей Егоров очень быстро вышел в авангард труппы театра, едва в нее поступив в 1993 году и почти сразу сыграв главную роль в спектакле Леонида Хейфеца «На бойком месте» по пьесе А.Н.Островского.

Поступив в Воронежский институт искусств на курс народного артиста РСФСР, профессора Владимира Бугрова и отучившись год, Егоров уходит служить в армию. По возвращении заканчивает институт, где в дипломных спектаклях играет Хлудова в булгаковском «Беге», почтмейстера Шпекина в «Ревизоре» Н.В.Гоголя и сразу три роли в мюзикле «Биндюжник и король».

Набравшись смелости, Андрей Егоров отправился покорять Москву, в чем ему сопутствовала удача. Принимая его в труппу ЦАТРА, главный режиссер Леонид Хейфец сказал молодому артисту: «С вашими данными у вас в этом театре постепенно все будет». Так и произошло. Редкая постановка обходилась без участия Егорова. Борис Морозов, сменивший в 1995 году Леонида Хейфеца на посту главного режиссера ЦАТРА, сегодня вспоминает: «Не могу поверить, что нет Андрея Егорова! Все годы были с ним вместе. Почти во всех моих спектаклях Андрей был занят. Сколько творческих радостей, испытаний, конфликтов было пережито с ним - и всегда в Андрее было главное: любовь к театру, к профессии». С Морозовым были сделаны, наверное, самые значимые работы в творческой биографии артиста - Клавдио и БенедиктМного шума из ничего» У. Шекспира), Кассио Отелло» У. Шекспира), ВалерСкупой» Ж.-Б. Мольера), Кривой ЗобНа дне» М. Горького), Михаил КозельцовСевастопольский марш» Н. Скороход по Л.Н. Толстому), Давыд ВасильевДавным-давно» А. Гладкова), Лаэрт Гамлет» У. Шекспира), князь Василий ШуйскийЦарь Федор Иоаннович» А.К. Толстого), ФранкерМа-Мурэ» Ж. Сармана), Чумак Судьба одного дома» по В. Некрасову), Чуфаров Барабанщица» А. Салынского). Особо необходимо отметить две последние крупные совместные работы, к которым Андрей Павлович подошел уже зрелым мастером, сумевшим вложить в них глубокий жизненный опыт и понимание профессии - Мольер в «Кабале святош» М. Булгакова и Николай II в «Красном колесе» А. Солженицына.

Много спектаклей было сделано с двумя другими штатными режиссерами ЦАТРА, Александром Бурдонским и Андреем Бадулиным. Занят Андрей Егоров был и в спектаклях приглашенных Н. Пинигина, А. Халилуллина, Ю.Гусмана.

К своей профессии Андрей Павлович Егоров относился с большим пиететом. По словам очевидцев, однажды он отказался от очень заманчивого предложения вести передачу на ТВ, сказав: «Хочу сохранить лицо для профессии». А, работая над ролью Мольера, не посчитал зазорным прийти на лекцию заведующей кафедрой искусствоведения ТИ им. Б.В. Щукина Елены Дунаевой о французском драматурге.

В кино он ворвался в 1997 году, снявшись в фильме Вадима Абдрашитова «Время танцора», принесшего артисту известность и премию «Золотой Овен». «Так давно и так рядом - 25 лет назад начинали «Время танцора». И уже нет Андрея, актера, которого так долго искали. И много было проб, и актеры приходили хорошие. Но только когда появился Андрей, стало ясно - можно снимать, герой есть. Именно такой, каким явил его замечательный, уникальный, особый актер Андрей Егоров. Особость его таланта - в удивительной органике сплава героического и глубоко лирического начал. И человеком оказался славным, и товарищем верным - в долгих съемках картины, многочисленных, подчас тяжелых экспедициях. У нас остались хорошие дружеские отношения. Я был рад его серьезным творческим удачам - Лаэрту, Мольеру, Нехлюдову, Николаю II, Глушкову в сериале «Эшелон», Чазову в «Джуне». Он успел стать настоящим, большим актером русской сцены и экрана», - говорит Вадим Юсупович.

Позднее были и другие заметные роли в кино и сериалах - «Женщин обижать не рекомендуется» В. Ахадова, «Мужская работа» Т. Кеосаяна, «Звезда» Н. Лебедева, «Темный инстинкт» М. Туманишвили, «Варенька» Э. Уразбаева и В. Девятилова...

Вся творческая жизнь Андрея Егорова состояла из движения вперед и покорения вершин. Он не останавливался в самосовершенствовании, добиваясь все новых красок в своей игре, погружаясь в самый разный по интонациям материал. Нет, пожалуй, ни одной работы, которая ему бы не удалась. И сколько могло быть еще, не оборвись так внезапно его короткая жизнь...


Фото В. СЕДЕЛЬНИКОВА из архива ЦАТРА

Фотогалерея