«Чтобы ниточка не оборвалась...»/О Светлане Чаптыковой (Абакан)

Выпуск № 10-120/2009, Лица

«Чтобы ниточка не оборвалась...»/О Светлане Чаптыковой (Абакан)

 

У заслуженной артистки России и Республики Хакасия, главного режиссера Хакасского национального театра им.А.М.Топанова Светланы Семеновны ЧАПТЫКОВОЙ этот год юбилейный.

Ее творческая биография складывалась вполне успешно: более сотни сценических ролей в родном театре, кинороли в фильмах Киргизской, Казахской киностудий, киностудии им. Горького, участие во всевозможных культурных мероприятиях республики. Свою работу она любила и никогда не думала, что может ее поменять. Бог не обидел ее ни талантом, ни умом, ни прекрасной сценической внешностью. Сил и энергии хватало на все – на работу, семью, на внештатное сотрудничество с редакциями газет, телевидением и радио. Она писала сценарии, была ведущей концертов, организовывала юбилейные вечера, творческие встречи своих старших коллег с земляками. Она была плотно занята в репертуаре. Ее кипучей энергии хватало на все.

Она никогда не примеряла на себя роль руководителя. Ей было комфортно быть ведомой, и ее вполне устраивал любой режиссер, художественный руководитель, директор. Главное, что была работа, роли, был ее театр. Так продолжалось почти тридцать лет – с момента окончания ЛГИТМиКа в 1974 году и до 2002 года.

С.Чаптыкова: Был очень трудный момент. В ноябре 2001 года планировалось провести празднование 70-летия театра. Но 1 октября не стало Эльзы Михайловны (засл. деятель искусств РХ Э.М.Кокова не одно десятилетие возглавляла творческий коллектив Хакасского театра. – Г.Л.). Мы растерялись – мы ведь привыкли к тому, что Эльза Михайловна все за нас сама решит и устроит. Можно было, конечно, отменить торжества – обстоятельства нас оправдали бы. Но нам казалось, это было бы предательством наших ушедших артистов. Мы обязаны были провести юбилей. Нельзя было допустить, чтобы ниточка оборвалась.

Чтобы мобилизовать коллектив, Светлана Семеновна вызвалась написать сценарий юбилейного вечера.

С.Чаптыкова: Надеялась на коллег. Мы ведь всю жизнь вместе, с юности, как поехали учиться в Ленинград, с тех пор не расстаемся. Роднее родных. Самой не верится, но ведь это мы теперь в театре «старики» - мы за все в ответе. Продумывая сценарий, мы внутренне проживали всю историю нашего театра. Нужно было начать работать, растормошить коллектив. Главное, никого не забыть: кто этот театр создавал, кто его поднял на такой уровень. Зрители пришли - праздник получился. Наверное, недостатков было много, но справились. Сейчас смотрю со стороны и думаю: ну и нахалка же я была… как только решилась…

Юбилей удался. Творческий коллектив в сценках, образах, фото- и кинодокументах представил весь путь театра, его историю с зарождения и до сегодняшнего дня. Состоялась премьера спектакля по пьесе Н.Гоголя «Ревизор» в постановке режиссера Сергея Болдырева. Это был праздник и для зрителей, и для самого коллектива. Жизнь театра стала входить в привычное русло.

С.Чаптыкова: В январе 2002 года Аграфена Федоровна (А.Ф.Чепашева, в тот период директор театра. – Г.Л.) предложила мне стать художественным руководителем театра (с 2006 года - главный режиссер). Я до этого жила, как птичка, беспечно, с удовольствием играла все роли - любую, какую дадут. Старалась не забывать, чему меня учили дорогие мои педагоги в ЛГИТМиКе.

Светлана Семеновна не думала, с какими трудностями ей придется столкнуться. Предстояла большая работа по подготовке следующего ответственного юбилейного мероприятия – в 2003 году исполнялось 100 лет со дня рождения Александра Михайловича Топанова. Опыт проведения предыдущего торжества подсказывал: за дело нужно приниматься прямо сейчас. Общая цель - воздать должное памяти основателя хакасского театра - объединила коллектив. К юбилейной дате увидел свет спектакль по пьесе А.М.Топанова «Одураченный Хорхло» в постановке режиссера Ю.Нестерова, по инициативе театра впервые были изданы незаслуженно забытые произведения этого драматурга, на родине Александра Михайловича в Ширинском районе состоялись творческие встречи коллектива с его земляками. На торжества, несмотря на преклонный возраст и дальний путь, приехали дочь Топанова Тамара Александровна из Крыма и внук, Олег Николаевич из Гатчины. Они приняли участие во всех мероприятиях, побывали на родине деда и отца и были растроганы до глубины души тем, как чтят земляки его память.

Но, помимо организации юбилея, который, конечно же, был серьезным испытанием для молодого руководителя, на Светлану Семеновну обрушился шквал всевозможных повседневных дел, которые нужно было решать сиюминутно, чтобы не разладился сложный театральный механизм. Это потом жизнь расставила все на свои места, и оказалось, что она не только несет за все ответственность, но и вправе спрашивать с других. А поначалу проблемы росли как снежный ком.

С.Чаптыкова: Может, потому, что мы пришли в театр, где была жива память о его родоначальниках, чувствую себя лично ответственной за его судьбу. Ведь мы эстафету приняли из рук в руки: Анатолий Васильевич, например (нар.артист РХ и РФ А.В.Щукин. – Г.Л.), учился актерскому мастерству у Екатерины Павловны Начиновой, легенды хакасского театра, «хакасской Ермоловой», как называли ее в свое время критики, – она стояла у истоков зарождения профессионального театра. Наверно, Анатолий Васильевич поначалу был даже по-юношески влюблен в нее: так благоговейно рассказывал о ней и о своих старших товарищах. Такая вот живая память, связь поколений.

Став во главе творческого коллектива, Светлана Семеновна поняла – нужен другой опыт, другие знания. Она поступила в Академию переподготовки работников искусства, культуры, туризма, прошла стажировку в Московском театре им. Моссовета и стала дипломированным режиссером. Хотя некоторый опыт руководства у Светланы Семеновны к этому времени все же был: она вела уроки актерского мастерства в театральной студии при ХНТ (1997-2001 гг.).

С.Чаптыкова: Пришло нам время отдавать долги... Всегда вспоминаю, как после института нас тепло встречали в хакасском театре, какой заботой нас окружили наши дорогие старики. Смешно сказать, «старикам» в ту пору было немногим более сорока.

Сегодня наши молодые все либо учатся, либо уже окончили высшие учебные заведения, работая у нас: в ИСАТ-е, в Институте искусств (по совместной договоренности нашего Министерства культуры с руководством ХГУ набирали актерскую группу для двух театров, хакасского и русского). Набрали актерскую студию в СПГАТИ – уже шестую хакасскую студию в этом учебном заведении. Здесь же учатся наши студенты на театроведческом и театрально-постановочном факультетах. С моими студийцами я поставила дипломный спектакль «Недопетая песня» В.Шулбаевой. Кажется, неплохо получилось. Этот спектакль вышел на большую сцену. Некоторые роли отдали профессиональным артистам, и с этой работой вышли на юбилей Елены Петровны… Слава Богу, успели... (Засл. работник культуры РХ, художник-гример Е.П.Килижекова ушла из жизни в 2004 году. – Г.Л.).

Спектакль «Недопетая песня» зрители оценили по достоинству. Понравилась органичность, прочувствованность игры, жизненность образов, достоверность возрастных ролей в исполнении молодых актеров.

В следующем сезоне состоялась премьера спектакля «В свете вечерней зари» – дипломная работа самой Светланы Семеновны. Пьеса, написанная актером Германом Николаевичем Саражаковым более двадцати лет назад, уже после смерти автора была предложена театром для участия в I Республиканском конкурсе на лучшее драматургическое произведение и заняла там первое место. Она привлекла внимание жюри богато представленным, уникальным музыкальным фольклором хакасов – тахпахами. Автор в своей работе, возможно, частично использовал материалы архива Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и истории, что-то записал в гастрольных поездках по аалам Хакасии, а какие-то из тахпахов, не исключено, напели ему артисты, которые, как и сам Герман Николаевич, хорошо владели этим музыкальным жанром. Важно то, что автор собрал в одной пьесе и органично ввел в драматическое действо любимые народом тахпахи, рассказал зачастую трагические обстоятельства их рождения.

Хотя пьеса страдала некоторой композиционной рыхлостью, яркие, красочные картины народной жизни часто не складывались в единое полотно, жюри все же было право, отдав предпочтение именно этой пьесе. Это убедительно показал спектакль в постановке Светланы Чаптыковой. Трепетное отношение к истории, духовному наследию, живой памяти своего народа пронизывает спектакль от первой до последней картины. Режиссер-постановщик сумела увлечь коллектив. Бережно сохраняя фольклорную основу пьесы, она придала действию больше динамичности, усилила связь между картинами, особое внимание уделила прорисовке характеров персонажей, у автора несколько схематичных.

В спектакле были заняты почти все молодые артисты. Им это было необходимо – окунуться в стихию родной культуры, узнать и полюбить фольклор, прочувствовать его. Спектакль был отмечен специальной премией Республиканского театрального фестиваля, который проводился в 2007 году.

I Республиканский конкурс на лучшее драматургическое произведение, проведенный по инициативе руководства Хакасского национального театра и при поддержке Министерства культуры РХ, стал постоянно действующим. Во всяком случае, состоялся уже во второй раз, в нем победила пьеса актрисы этого театра Алисы Кызласовой «Земля отцов». Появились новые имена, новые пьесы. Теперь двум театрам – Хакасскому национальному и Музыкально-драматическому театру «Читiген» – есть из чего выбирать: на конкурс было представлено более десятка пьес.

С.Чаптыкова: На одном из наших национальных форумов театру с высокой трибуны было предъявлено обвинение в том, что мало ставится пьес на родном языке. Обвинение было не вполне справедливо: в репертуаре театра на тот момент было достаточно спектаклей на хакасском языке. Это пьесы наших классиков А.Топанова, М.Кильчичакова, спектакли по пьесам В.Шулбаевой («Когда цвела сакура», «Где ты, мой рассвет» – режиссер Ю.Майнагашев). Осуществлены постановки «Опора моя» и «Волшебный чатхан» И.Топоева, «Салбыкский курган» А.Оная, «Проделки Айдолая» Г.Котожекова (реж. А.Асочаков), «Хай Пырыс – Хай Ова Ата» А.Чапрая (реж. С.Ултургашева). Проблема была не в отдельно взятых постановках, нужны были спектакли, которые бы определили лицо театра, его художественную программу. Думаю, что последние работы театра обозначили этот путь. Как видите, все замечания, если они во благо дела, мы принимаем.

В прошлом сезоне состоялась премьера спектакля по пьесе А.Кызласовой «Земля отцов» в постановке Светланы Чаптыковой при участии режиссера из Москвы Нонны Галецкой. Режиссер-постановщик совместно с автором продолжила работу над пьесой, внесла в нее существенные изменения. Таким образом, Светлана Чаптыкова в качестве руководителя Национального театра не только инициировала работу по развитию драматургии, но и внесла свой личный вклад в это дело.

Спектакль порадовал глубокими и серьезными работами ведущих актеров театра. Геннадий Чаптыков создал исполненный подлинного драматизма образ Бахчый Хан пига, показал, как трудно удерживать мир и как легко сорваться в братоубийственную войну. И в то же время сцены встречи хана с женой Саркийа окрашены тонким лиризмом. Зрелыми, психологически точными актерскими работами отмечены роли Хызыл пига (Виктор Коков), Чихан пига (Иван Салайдинов). Убедительный национальный характер создал в образе Торых пига Игнат Кайдачаков.

Жизненно достоверный характер рисует Кирилл Султреков в роли конюха Табылдая. Грубоватые по форме, но, по сути, трогательно-нежные сцены свидания Табылдая с невестой, а затем женой, Хара Хыс (Кира Кайлачакова) отмечены глубоко национальным характером их отношений. Игра молодой актрисы в этом дуэте составляет полноправное партнерство. Выразительна в финальной сцене Мария Кыстоякова – Абыя, мать Бахчый Хан пига. Она выходит к зрителям в сопровождении детей, словно пытаясь заключить их всех в свои объятья. Столько в этом жесте оберегающей материнской любви и нежности, что все события, происходившие в предыдущих сценах, с их борьбой за власть, предательством, интригами, кажутся малозначимыми.

С.Чаптыкова: Каждый новый спектакль для режиссера испытание: сможет ли он зажечь своей идеей творческий коллектив, станут ли они единомышленниками. От первого момента, пока для актеров в пьесе все чужое, не согретое их душой, их переживаниями, их сердцем, до выхода к зрителю нужно наработать свое, «обжить» этот материал, стать соавторами драматурга. Если не отдавать драматургическому материалу частички себя, не будет спектакля. Удастся ли режиссеру разжечь искру в сердцах, зависит от того, насколько он сам способен к самоотдаче. Не сможет зажечь своей идеей – никто ничего не будет делать. Поведет коллектив за собой, будет ансамбль – и тогда все, от исполнителей до реквизитора, будут жить этим спектаклем. Можно быть высокопрофессиональным, талантливейшим режиссером, умнейшим человеком, но если работаешь с холодным носом, если самого тема не затронула до глубины души, если не смог растормошить коллектив, то и не стоит выходить к зрителю.

Освоение режиссерской профессии, судя по работам Светланы Семеновны, идет успешно. Спектакль «Земля отцов» лег в основу первого хакасского игрового фильма. Минувшим летом молодой режиссер Нонна Галецкая, с детства впитавшая запах кулис (мама Нонны – засл.арт. России, нар.арт. Хакасии А.Кызласова-Боргоякова), предприняла попытку снять видеофильм на материале спектакля. Можно поспорить о его достоинствах и недостатках, однако радует сам факт. Первые зрители видеофильма попытку творческого коллектива сочли удавшейся.

Много сил отдает Светлана Семеновна работе по организации театрального процесса в республике. В ноябре минувшего года при поддержке СТД и Министерства культуры России проведен семинар хакасских драматургов (Светлана Семеновна – председатель Хакасского СТД). Прошел и III Республиканский конкурс драматургов. Готовятся к изданию воспоминания дочери А.М.Топанова Тамары Александровны Куратовой.

В эти годы Светлана Семеновна проделала большую работу по участию в международных фестивалях («Науруз» в Казани, Кочевой фестиваль в Улан-Удэ, фестиваль в Киргизии). Проведены юбилейные торжества, бенефисные вечера актеров.

Предмет особой заботы творческого руководителя театра – молодые.

С.Чаптыкова: У меня есть повод для гордости: недавно наш режиссерский цех пополнился молодым специалистом. В начале 2004 года актриса Саяна Ултургашева изъявила желание учиться – она видела себя режиссером. Мы пошли ей навстречу. Конечно, театру это прибавило хлопот – она была плотно занята в репертуаре, но ведь нельзя жить только сегодняшним днем, нужно думать о смене, чтобы у театра было будущее. Саяна окончила режиссерский курс в Арктическом институте культуры и искусства у всемирно известного режиссера Андрея Борисова. Она блестяще защитила диплом спектаклем по пьесе А.Чапрая «Хай Пырыс – Хай Ова Ата». Эту пьесу работу мы отправляли на Всероссийский конкурс драматических произведений, который ежегодно проводит Федеральное агентство по культуре и искусству – она стала победителем. Пьеса сложная, философская, к тому же «многонаселенная»: более двадцати персонажей. У меня был страх – режиссер начинающий, неопытный. Но Саяна сама вызвалась поставить эту пьесу. Была надежда на автора: Саша – пропитанный театральной энергией человек. Он же стал и художником-постановщиком этого спектакля. Наши надежды оправдались.

Режиссер показала себя человеком решительным, умеющим отстаивать свою позицию. Она смогла, считает Светлана Семеновна, увлечь за собой коллектив. Не зря в спектакле отмечали ансамблевость и работы всей творческой группы.

В 2006 году спектакль принял участие во II Международном фестивале «Арт-Ордо» в Киргизии и был отмечен сразу в двух номинациях: работа Саяны Ултургашевой в номинации «Лучшая режиссерская работа» и исполнение молодым актером Максимом Султрековым одной из главных ролей в номинации «Умут» («Надежда»).

В феврале этого года в рамках Сибирского театрального форума ведущие специалисты хакасских театров обучались на семинарах и мастер-классах. Сама Светлана Семеновна приняла участие в творческой лаборатории Камы Гинкаса, которая проводилась для женщин-режиссеров в мае в Ялте. Кстати, во время этой своей поездки главный режиссер ХНТ вела переговоры об открытии мемориальной доски А.М.Топанову. Ведь Александр Михайлович, чей прах покоится в крымской земле, успел немало сделать и для Украины.

Очень важно, считает также Светлана Семеновна, вернуть в театр зрителя, которого потеряли за годы перестройки, когда из-за финансовых трудностей театр перестал выезжать на летние гастроли по республике.

С.Чаптыкова: Впервые за последние, постперестроечные, годы мы провели летние гастроли в одном из районов, где руководители помогли театру решить проблему с проживанием, обеспечили горючим. Нам удалось побывать во многих деревнях. Этим творческим контактам люди на селе рады. Зрителя необходимо возвращать в театр. Где еще возможно так открыто, живо обсуждать самые насущные вопросы жизни. Летом 2007 года мы побывали на гастролях в Горном Алтае. Слава Богу, жизнь театра входит в привычное русло. В сентябре Хакасский театр побывал на гастролях в Бурятии. Года четыре назад у нас гостил Бурятский академический театр. Нам такие творческие встречи необходимы, они — залог будущих успехов. Это ведь и соревнование, и обмен опытом, и совместный поиск новых путей.

В Улан-Удэ мы разговаривали с Валентиной Цыреновной (В.Ц.Найдакова, известный бурятский театровед, доктор искусствоведения. – Г.Л.), она расспрашивала об Александре Васильевиче Тугужекове, Эльзе Михайловне Коковой, Василии Ивановиче Ивандаеве (хакасских режиссерах. – Г.Л.), очень переживала, что рано уходят такие люди. «Не бережем таланты», - посетовала она. Наказывала беречь себя, своих коллег и поддерживать молодых. Конечно, я еще многого не могу, не умею. Но для меня мой театр — самый лучший, в нем работают самые талантливые люди, я думаю, что мы сможем многого достичь. Самое главное для нас – это сберечь то, что было наработано нашими старшими товарищами, чтобы продолжить эстафету. Ведь мы долгие годы работали с теми, кто знал зачинателей хакасского театра, учился мастерству у А.М.Топанова, Е.П.Начиновой, Н.И.Кокова, М.С.Саргова, А.А.Шурышева, Н.Н.Саражакова, С.Н.Колченаева, Г.Б.Борчикова. А мы, в свою очередь, учились у их учеников: К.С.Чарковой, А.И.Тодиковой, А.В.Щукина, Е.П.Килижековой. Для меня на всю жизнь стали уроком слова Анатолия Васильевича Щукина: «Вы играете, а мы жили на сцене». Теперь этот урок мы должны преподать молодым. Мы должны в каждом воспитать личность. Научить ребят сочувствовать, сопереживать, чтобы душа за что-то болела. Когда в душе ничего нет, зачем выходить на сцену? Для того чтобы наша молодежь усвоила эти уроки, чтобы ниточка протянулась в будущее, мы должны многое успеть сделать.

Главное в жизни – это дети, будущее всякого народа. Сквозь века и нескончаемые войны пробиваются эти ростки жизни, сохраняя народ, его имя, самобытную культуру.

В спектакле «Земля отцов» занята ребятня, к сцене привычная, – в театре работают их папы и мамы. Поэтому даже самая маленькая кроха чувствует себя здесь комфортно.

Они с удовольствием играют на «берегу» настоящими камушками, плещут ладошками в настоящей воде театральной «речки». Их интересно наблюдать и думать, что у театра есть будущее: наверняка кто-нибудь из этих маленьких артистов придет однажды в родной театр, как Нонна Галецкая, чтобы продолжить эстафету.

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.