Разговор о любви / V Международный театральный фестиваль «Поговорим о любви…»

Выпуск №1-241/2021, Фестивали

Разговор о любви / V Международный театральный фестиваль «Поговорим о любви…»

В городе Новошахтинске Ростовской области в пятый раз прошел театральный фестиваль «Поговорим о любви...» А любовь понятие емкое - это и любовь к жизни, и любовь к человеку, к Родине. К делу, которому служишь.

Фестиваль проводится с 2016 года. В день закрытия его хозяева - коллектив Новошахтинского драматического театра - праздновали свой 25-летний юбилей. Директор фестиваля Светлана Николаевна Сопова все эти годы еще и бессменный художественный руководитель театра.

После открытия фестиваля был выпущен в небо огромный воздушный шар. А на нем - названия городов, театры которых участвуют в фестивале. Это Москва, Ростов-на-Дону, Новороссийск, Владимир, Белгород, Долгопрудный, Рыбинск, Мичуринск, Таганрог, Новочеркасск, Дмитров, Новошахтинск, Харьков.

К сожалению, артистов харьковского театра «ЛанжеронЪ» не пропустили через границу в связи с ограничением въезда в условиях пандемии. А на фестивале так ждали заявленный спектакль «Теза с нашего двора» по трагикомической повести Александра Каневского!

Атмосфера фестиваля как всегда была дружественной. Театры купались в любви зрителей. Артисты дарили со сцены свое тепло и любовь, получая из зала понимание и восторг. После каждого спектакля проходил откровенный разговор со зрителями - о жизни, об увиденном спектакле. И конечно, о любви. Спектакли оценивало жюри во главе с Ольгой Сенаторовой, автором проекта фестиваля «Все начинается с любви...», генеральным директором Творческо-координационного центра «ТЕАТР-ИНФОРМ», театральным критиком (Москва). В этом году расширились географические границы театральной встречи. Спектакли играли на сценах Ростова-на-Дону и Новочеркасска.

Ростовский-на-Дону академический молодежный театр представил стильный и изысканный спектакль «Шелк» по роману Алессандро Барикко. В центре сцены бильярдный стол, персонажи то играют в бильярд, то используют стол не по прямому назначению. Тема жизни и любви - как игра, в которую выиграть невозможно, проходит через весь спектакль.

У себя дома, в Новочеркасске, Донской театр драмы и комедии имени В.Ф. Комиссаржевской (Казачий драматический театр) показал «Царскую охоту» по пьесе Леонида Зорина. Спектакль имел громкий успех не только у публики, но и у жюри, получив диплом «Лучший спектакль». Режиссер-постановщик Петр Орлов награжден дипломом имени Ксении Васильевны Торской - «Лучшая режиссерская работа».

Пять лет назад безвременно ушла из жизни К.В. Торская, замечательный режиссер. Она поставила в Новошахтинском драматическом театре девять запоминающихся спектаклей.

Великолепны костюмы и декорации «Царской охоты». Недаром сценограф спектакля Кристина Данилина награждена дипломом «Лучшая сценография».

На сцене три огромные люстры, то поднимающиеся вверх, то опускающиеся на пол. А четвертая - как бы расчленена на четыре части. Они движутся по сцене, становясь то предметами мебели дворца, то элементами палубы корабля. По ходу действия висящие люстры превращаются в колокола. По полу сцены раскидано настоящее сено. В финале его собирает народ и засыпает полулежащего графа Алексея Григорьевича Орлова, и это напоминает могильный холм. Он умер душой, хотя и жив физически.

Два огромных низких помоста-стола становятся и эшафотом, на котором казнят Пугачева, и палубой корабля, и пыточной тюрьмой. Трон императрицы находится на высоте человеческого роста, и бедно одетые люди как бы держат его на себе. Это народ, единая безликая масса. Трон то вдруг начинает шататься, то его разбирают. Когда императрица должна взойти наверх, она идет прямо по людям, по их головам и спинам.

В одной из сцен Екатерина в изысканном мужском костюме дирижирует балом. А в это время пытают лже-Елизавету (Виктория Шатохина). Кнут и дирижерская палочка... Да, непросто девочке из небольшого германского княжества управлять империей! Не зря режиссер добавил текст воспоминания императрицы о своем немецком детстве, а рефреном спектакля становится фраза: «Они хотят меня победить». И в финале появляется огромная, во все зеркало сцены, карта Российской империи.

Исполнительница роли императрицы Екатерины Людмила Ильина награждена дипломом имени народного артиста СССР Михаила Ильича Бушнова - «Лучшая женская роль». М.И. Бушнов почти 40 лет возглавлял Ростовское региональное отделение СТД РФ (ВТО), был блистательным актером. Игорь Лебедев отмечен дипломом дирекции фестиваля за исполнение роли графа Алексея Григорьевича Орлова. Актеру удалось прожить на сцене все: и всколыхнувшиеся воспоминания о любовных свиданиях с Екатериной, и, поначалу беззаботный вояж ради поимки лже-Елизаветы, и страстное увлечение ею. А потом - борьба долга и чувства. И последствия предательства этого чувства. Долг победил, но сам Орлов - «умер».

Новошахтинский драматический театр показал «Фауста» (режиссер-постановщик и автор литературной композиции - Михаил Сопов). Спектакль поставлен по одноименной трагедии Гете (по первой и второй его части). В него также включены тексты Марло, Данте, Пушкина, Клингера, Томаса Манна, Кизера, народные предания и легенды, связанные с Доктором Фаустом. Получилось мощное феерическое зрелище, стремительная смена эпизодов которого не дает опомниться зрителю (художник Юрий Сопов). Действие начинается в наши дни. На сцене три белые движущиеся стены, на них, как на экранах, видео- и фотопроекции. На стенах-экранах изображение сменяется текстами до того быстро, что ты не успеваешь ни прочесть написанное, ни осознать увиденное. Тут и сцены войн, убийств, пожаров, насилия.

Мефистофель предстает в спектакле в облике женщины (Кристина Казарова). В ней воплощено обаяние зла, искуса, порока. Фауст (Вадим Шишкин) продает душу дьяволу, после чего они отправляются «прогуляться вглубь веков». Стенки поворачиваются, теперь их поверхности из разной фактуры - металл, кожа, дерево. Эти прогулки заканчиваются появлением посланника Господа. Это Настоятельница монастыря (Людмила Меймухина). Она говорит: «Есть Бог, который за тобой будет смотреть...» У Гете «Фауст» - трагедия, но в спектакле порой проскальзывают и элементы фарса. Например, смерть Валентина в три приема или пританцовывающий выход на заключительный поклон Настоятельницы монастыря.

Мичуринский драматический театр показал «Блудного сына» (музыка Марка Самойлова, текст Вячеслава Вербина и Олега Солода). Спектакль поставлен по мотивам киноповести Василия Шукшина «Калина красная». Театр определяет его жанр как «оборвавшаяся песня» (режиссер-постановщик Николай Елесин, художник-постановщик Борис Голодницкий).

На сцене три белые ставки - движущиеся небольшие платформы, на каждой из которых дверь. С одной стороны это дверь в тюремную камеру, с другой - в новую жизнь, с едва угадываемыми строчками писем невесты-заочницы. Все эти ставки неровных очертаний, похожие на придорожные камни, на которых может быть написано, как в сказке: «Налево пойдешь, коня потеряешь...» Какую дорогу выберет главный герой Егор Прокудин? Выбирает прямую, правильную. Но и там его настигает гибель от рук прежних подельников. От их же рук погибает и его мать. Не получилось до конца у блудного сына настоящего возвращения к матери. Но сцена, когда он ее видит, а она его - нет, одна из лучших в спектакле.

Не только камни вносят в спектакль привкус сказа, русской былины. Это и песни, которые есть почти у каждого персонажа. И массовые хореографические композиции в тюрьме. Черное в сценографии и костюмах - это тюрьма и подельники Егора, светлое - его новая жизнь. Жизнь, до которой он так и не успел добраться. Оборвалась песня... Артист Сергей Холкин за роль Егора Прокудина награжден дипломом имени народного артиста СССР Михаила Ильича Бушнова - «Лучшая мужская роль».

Рыбинский драматический театр привез на фестиваль «Смех лангусты» по пьесе Джона Маррелла (режиссер-постановщик Наталья Людскова, художник-постановщик Леонид Пантин). На сцене веранда южного курортного города, где пишет вторую часть своих мемуаров великая актриса Сара Бернар. Вся мебель белого цвета - юг, жара. И огромное солнце во всю левую часть сцены. А может, это цитата из фильма Ларса фон Триера «Меланхолия»? В этом фильме планета стремится к Земле, предвещая катастрофу, которая вот-вот произойдет. А собственную катастрофу, конец своей жизни, остро чувствует стареющая актриса. Успех уже позади, и ей только и остается, что писать мемуары.

Смех лангусты - это вскрик ракообразного существа, когда ему отрывают голову, готовя к кулинарной обработке. Так и Саре Бернар (заслуженная артистка России Светлана Колотилова), которой ампутировали ногу выше колена, судьба пытается «оторвать голову». В свой последний день великая Бернар вспоминает и разыгрывает прошлую жизнь, точно отрывки из пьесы. Помогает ей преданный секретарь Питу (Сергей Молодцов). Он, импровизируя, будет и в роли матери Сары, и в роли ее импресарио... Во время спектакля зрительный зал часто смеется. Но это смех сквозь слезы, потому что нам показывают сопротивление надвигающейся смерти.

Домашний театр «НикинДом» (Москва) сыграл моноспектакль «Найдите мне место!» (автор литературной композиции и режиссер - заслуженный деятель искусств России Ника Косенкова). Действие разворачивалось в фойе театра, на специально устроенной небольшой сцене. Фортепиано, два мягких стула, небольшой столик с бюстами Пушкина, Льва Толстого, Наполеона. Из зала появляется одухотворенная худенькая женщина в длинном черном платье. Это постаревшая Шарлотта из «Вишневого сада» А.П. Чехова, которую Раневская не взяла с собой в Париж. «Найдите мне место!» - это слова Шарлотты из пьесы. В спектакле звучат тексты из других чеховских произведений - повестей, пьес, рассказов, а также из записок и писем. Все так виртуозно смонтировано и талантливо преподнесено, что спектакль вызывает восхищение зрителей.

В роли Шарлотты выступает не профессиональная актриса, а замечательный композитор Светлана Голыбина. По ходу действия она садится за фортепиано и исполняет Баха, Моцарта, собственные произведения. Ее монолог настолько достоверен, что создается впечатление импровизации, рождающейся на глазах у зрителя. А чеховские тексты воспринимаются современно и актуально. Она размышляет вслух о России, о том, что надо жить по совести, о судьбах русской интеллигенции... «Найдите мне место!» - это Шарлотта говорит не только от себя, но и от лица интеллигенции.

Фестиваль включал и обучающую программу. Ника Александровна Косенкова провела мастер-класс по ораторскому искусству и сценической речи (в рамках гранта СТД РФ по программе «Специалисты для театров»), Светлана Борисовна Голыбина - по музыкальной импровизации.

Долгопрудненский театр «Город» (в рамках Арт-проекта «КафеМиров») представил две свои новые работы в фойе театра. Одна из них - музыкальный спектакль «Анна Герман. А он мне нравится!» Справа в глубине сцены на высоком стуле сидит Ведущий (Павел Князьков, он же - режиссер спектакля) и рассказывает о судьбе незабываемой певицы с необыкновенным голосом. О ее жизни - и личной, и творческой, со всеми взлетами и падениями, тяжелыми болезнями и неожиданными триумфами. На двух мониторах мы видим фотокадры, иллюстрирующие этапы жизни и творчества певицы. А между текстами перед нами предстает Анна Герман со своими песнями. В этой роли выступает Алена Маклецова. Высокая, стройная, обворожительная, с прекрасным голосом. И происходит чудо: тебе кажется, что это действительно поет сама Герман!

Второй спектакль долгопрудненцев «Муслим Магомаев. Ты - моя мелодия» тоже музыкальный, по той же схеме. Ведущая (Олеся Агрызкова) рассказывает, Павел Князьков в роли Муслима Магомаева поет. И поет замечательно! Этот проект театра «Город» несет как эстетическую, так и просветительскую функции. Будем ждать продолжения.

Северский музыкальный театр показал «Эдит Пиаф. Исповедь» (режиссер-постановщик Петр Зубарев). Потрясающий, заставляющий вибрировать струны души спектакль! На сцене подиум с микрофоном. По обе стороны подвешены конструкции с как будто летящими воробьями. Это читается аллюзией на прозвище Пиаф - воробушек.

Действие охватывает тот период жизни певицы, когда она уже стала знаменита. Все начинается с молитвы-исповеди Святой Терезе. Эдит рассказывает о любви к Марселю Сердану, о депрессии после его гибели, о своей последней любви - Теофанисе Ламбукасе. И о главной любви своей жизни - к творчеству, к песне, к сцене.

Возлюбленных Пиаф сыграл Антон Завьялов. Актер в этих ролях достоверен и искренен, он нашел разные краски для двух своих героев. Потрясающа в главной роли Алла Зорина - и как драматическая актриса, и как вокалистка. Она награждена дипломом дирекции фестиваля «За яркое воплощение образа Эдит Пиаф». Актрисе удалось передать и страстную любовь, и такое же страстное отчаяние, и боль потери, и обретение нового счастья. Для того чтобы спеть в этой роли, Алле Зориной пришлось переучиваться с академического вокала на эстрадный. Она брала онлайн-уроки у педагога из Санкт-Петербурга Евгении Ординой. Хорошо знакомые нам песни из репертуара «парижского воробушка» звучат на протяжении всего спектакля на прекрасном французском языке.

Спектакль «Тайна старого дома» по рассказам Ольги Гуниной показал Владимирский академический театр драмы (автор инсценировки и режиссер-постановщик - Юлия Беляева). На сцене старый дом. Но сценография условна, стены дома из легких прозрачных занавесок, на которые будут проецироваться фото- и видеокадры из жизни когда-то полной семьи. Но дочери разлетелись из дома, родители умерли. И три сестры (как у Чехова!) - Ольга (Ирина Жихова), Маша (Валерия Емельянова) и Ирина (Анна Лузгина) - приехали подготовить дом к продаже. Но нахлынули воспоминания... С каждой найденной вещью связан кто-то из ушедших близких. И трудно решиться на продажу своего прошлого.

В фестивальном спектакле Белгородского государственного театра кукол «Грешневая каша» показаны события, происходящие в одной из деревень Курской области во время перестройки. Пьесу написала Людмила Шевцова на основе своей документальной повести, режиссер-постановщик спектакля - заслуженный деятель искусств Республики Беларусь Виктор Климчук, художник-постановщик - Ольга Лупанова.

Спектакль отличается от традиционных постановок театра кукол. Куклы здесь статичные, не игровые. Они лишь обозначают того или иного персонажа. Артисты выступают «в живом плане» и перемещают кукол по сцене. Старика Матвея Стрельцова и старушек, проживающих в заброшенной деревне, играют молодые актеры. Куклы, представляющие собой вырезанные из дерева изваяния, похожие на изделия народного промысла, нужны для обозначения возраста героев спектакля.

Дед Матвей (заслуженный артист России Вячеслав Семейченко) прожил со страной все исторические этапы - и коллективизацию, и Великую Отечественную войну, и послевоенную разруху, и хрущевские реформы, и войну в Афганистане, унесшую жизни его сыновей. Ему горько, что государство о нем вспоминает только на 9 мая, вручая три гвоздички и пачку гречневой крупы... В жизни одной забытой богом деревни, как в зеркале, отражаются проблемы всей страны. Кто же нас спасет? Может быть, инопланетяне? Корабль с ними время от времени появляется над сценой. Спектакль получил «Приз зрительских симпатий» и награжден дипломом в номинации «Лучший ансамбль».

Таганрогский камерный театр (ТаКТ) порадовал зрителей «Загнанной лошадью» по пьесе Франсуазы Саган (режиссер-постановщик Нонна Малыгина). В спектакле есть и блистательный актерский ансамбль, и детальная разработка ролей, и создание удивительной атмосферы происходящего. Действие наполнено музыкой, танцами, пластическими номерами. Новороссийский муниципальный драматический театр имени В.П. Амербекяна показал яркую постановку по стихам и биографии Анны Ахматовой «Простить себя» (режиссер-постановщик Оксана Половинкина). Завершился фестиваль «Невестой из Имеретии» Дмитровского драматического театра. Комедия-водевиль Бориса Рацера и Владимира Константинова (режиссер-постановщик - заслуженный работник культуры Московской области Дмитрий Юмашев) подняла настроение зрителям, зарядив их позитивной энергией.

Вот уже третий год в рамках фестиваля представлена программа спектаклей для детей. Новошахтинский драматический театр представил зрителям музыкальную сказку по мотивам произведений Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес» (музыка Владимира Баскина, режиссер-постановщик Михаил Сопов). Здесь единой сюжетной линией объединены и «Алиса в Стране чудес», и «Алиса в Зазеркалье».

В «присказке» к спектаклю домашний учитель Алисы мистер Доджсон (Александр Скулков) на своих уроках убеждает девочку верить в чудеса и фантазировать. Старшим сестрам Алисы это не нравится. Учитель уволен, Алиса (Кристина Казарова) в огорчении засыпает в саду. И начинается сказка.

На сцене две перемещающиеся конструкции, представляющие комнату Алисы, сад. Удачно используются приемы теневого театра, посредством которых на наших глазах Алиса то вырастает, то уменьшается, то борется с Бармаглотом. Трудно не потерять в спектакле парадоксальность Льюиса Кэрролла, но постановщикам удалось сохранить и игру слов (сом - сомневается, треска - трещит и т.д.), и замечательные сцены чаепития у Мартовского зайца и Шляпника, и разговоры с Чеширским котом и Гусеницей. И, конечно, бесконечную беготню за Белым кроликом (Вадим Шишкин). В финале Алиса спасает Шляпника, побеждает Бармаглота. Сестры решают вернуть ее любимого учителя. Хороший, добрый финал, который понравился детям и взрослым.

Показ «Алисы в Стране чудес» замечателен еще и тем, что спектакль прошел с тифлокомментированием - лаконичным описанием предмета, пространства или действия, которые непонятны незрячему или слабовидящему зрителю без специальных словесных пояснений. Для профессионального тифлокомментирования необходимо специальное оборудование. Это передатчик для комментатора и индивидуальные приемники с наушником для зрителей. В августе 2020 года актриса театра Александра Сопова выиграла грант на обучение по специальности «тифлокомментатор» Благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт» по программе «Особый взгляд».

Перед тем, как сыграли «Алису в Стране чудес», в фойе зрители могли тактильно «рассмотреть» головные уборы персонажей, прослушав Александру Сопову, доступно рассказавшую о костюмах сказочных героев. Каждому зрителю с особыми потребностями, а их было одиннадцать, раздали программки спектакля с текстом на шрифте Брайля.

Мичуринский драматический театр показал для юных зрителей мюзикл «Летучий корабль» по мотивам одноименного мультфильма (режиссер - заслуженная артистка России Ирина Дубровская). В этом зрелищном спектакле много песен и танцев, артисты просто купаются в ролях, относясь к своим персонажам с долей доброй иронии и заряжая зрительный зал весельем и радостью.

Спектакль Таганрогского камерного театра «Сказка не по правилам» по пьесе Екатерины Андрейчук (режиссер-постановщик Нонна Малыгина) был с восторгом принят юными зрителями. На сцене лесная опушка, на которой растут огромные мухоморы. И обитают в этом лесу традиционные персонажи русских народных сказок: это и Баба Яга (Людмила Илюхина), и Кощей Бессмертный (Александр Коваль), и Домовуха (Екатерина Власова). А Иван-богатырь (Константин Илюхин) встречает здесь свою любовь - Василису (Светлана Липова). Персонажи-то традиционные, но как-то не так они действуют, не по правилам. Театр полностью выдерживает заявленный жанр - «сказочное хулиганство», не давая зрителю расслабиться ни на минуту, удивляя и восхищая происходящим на сцене.

Выступил на фестивале и любительский коллектив - Чеховский клуб «Классика» гимназии № 118 (Ростов-на-Дону). Юные артисты показали спектакль «Голый король» по сказкам Андерсена (режиссер Наталья Зубкова).

 

Фото Никиты АЛЕКПЕРОВА

Фотогалерея