Удалой молодец... /"Убить папашу" в Московском академическом театре Сатиры

Выпуск №1-241/2021, Премьеры Москвы

Удалой молодец... /"Убить папашу" в Московском академическом театре Сатиры

В Московском театре Сатиры Дмитрий Астрахан поставил пьесу ирландского классика начала ХХ века Джона Миллингтона Синга «Удалой молодец - гордость Запада», дав ей завлекательное кассовое название «Убить папашу». Спектакль получился смешной, забавный, давший простор артистам для демонстрации своих профессиональных возможностей.

Поучительная, уморительная комедия, не лишенная язвительности и сарказма.

Внешне спектакль вполне традиционен - на сцене выстроен павильон (художник Анастасия Глебова) - внутренность таверны: все подробно, убедительно-достоверно и в то же время очень театрально. Несколько дверей - за ними внутренние комнаты, куда будут входить, прятаться... Крепкие столы и лавки, четко обозначена входная дверь с улицы, окно. Сразу создается атмосфера таверны, затерянной где-то в унылом и безлюдном месте. Здесь все в меру пьяны и грубы, жизненные запросы хозяев и постояльцев просты - набить брюхо, хорошенько выпить. Да еще предстоит отправиться на поминки по односельчанину.

В таверне остается одна дочь хозяина, которая чувствует себя неуютно в глухом месте. Очаровательная Анастасия Кузнецова в роли Маргарет Флайерти по прозвищу Пегин Майк энергична, весела, хозяйственна. Она привыкла к постояльцам таверны, готова защищать свои права, искренне боится остаться ночью одна в глухом месте. Живая, расторопная, эта Маргарет раскроется в столкновении с необычным посетителем. Проявит характер, смекалку, покажет себя с неожиданной стороны в необычной, шокирующей ситуации.

Спектакль построен на максимальном использовании актерских возможностей исполнителей. Каждому «предоставляется слово» в этой истории, и артисты показывают свое мастерство, умение быстро перестраиваться, приспосабливаться к неожиданным обстоятельствам.

В лучшей пьесе ирландского драматурга зритель не раз столкнется с неожиданным и кардинальным изменением ситуации, которая требует от героев нестандартных решений и неожиданных оценок, что особенно привлекает благодарных зрителей.

В отдаленной таверне, где дрожит от страха дочь хозяина, появляется странное существо - нелепый, заикающийся паренек в грязной одежде. Сбылись худшие опасения Пегин Майк - незваный гость вызывает ужас, но постепенно сострадательная хозяйка дает ему вымыться в огромной кадушке и узнает страшную тайну: паренек убил папашу, тирана, драчуна, сквернослова, раскроил ему череп. Он в ужасе от собственной смелости.

В роли Кристофера Махоуна, этого самого паренька - блистательный Артем Минин. Его роль выстроена как сложная партитура, он постоянно меняется, приноравливаясь к обстоятельствам. Сначала - робкий и забитый, чуть позже, вымытый, разнежившийся, окруженный непривычным для него вниманием прелестных дам, он начинает чувствовать свою мужскую неотразимость. И если сначала он опасливо рассказывает о столкновении с папашей, то постепенно, поняв, что его не осуждают, а, напротив, им восхищаются, меняется на глазах. Прекрасен пластический рисунок роли Минина-Мехоуна. Неуверенные движения, взгляд исподлобья, желание быть маленьким и незаметным постепенно меняются на бравую выправку, развязность, самоуверенный тон. Он готов вскочить на лавку и на стол, уже легко овладевает своей аудиторией - прекрасными молодыми дамами, готовыми всерьез сражаться за внимание такого молодца.

Поначалу его признание вызывает восторг у молодой девушки, которая умирает от скуки в своем захолустье среди грубых мужланов. Перед ней - отважный борец за свои права и свободу. Героиня начинает кокетничать с отмытым и оказавшемся вполне симпатичным парнем. Тут в таверне появляется молодая разбитная вдовушка, прознавшая о появившемся в их краю новом мужчине. И начинается борьба двух женщин за внимание мужчины. Лиана Ермакова играет свою вдову Куин «жирными» красками. Она не боится быть излишне настойчивой, шумной, почти непристойной, буквально «выпрыгивает» из своего и так весьма откровенного декольте, но делается все это с таким азартом, с таким истинно театральным шармом! Л.Ермакова подчеркивает игровую природу спектакля, и все «чересчур» органично вписываются в соревнование двух претенденток на сердце удалого молодца.

Но вот появляются еще четыре претендентки на внимание отважного Кристи, уже вполне довольного своей судьбой в качестве помощника Пегин. Сара Тензи (Мария Казакова), Сусанна (Вероника Агапова), Онор Блейк (Екатерина Хлыстова), Нелли (Елена Синилова). Все четверо - молоды, обворожительны, в меру застенчивы, в меру активны, желая добиться внимания нового кавалера. Их танцы, невинное кокетство, помесь настойчивости и скромности являют прелестный квартет, который украшает и разнообразит сценическое действо. Молодые актрисы демонстрируют мастерство, изящество, лихо танцуют, тонко прочерчивают непохожие характеры своих персонажей. Эта яркая, эффектная группа девушек - несомненное украшение спектакля.

Постановщик Дмитрий Астрахан, известный и успешный кинорежиссер, четко и убедительно выстраивает мизансцены, где раскрываются взаимоотношения героев, прослеживаются характеры и сохраняется общая атмосфера зрелища - то игривая, то напряженная. Каждый исполнитель виртуозно вписан в общий рисунок спектакля, что помогает выстроить зрелище занимательное и убедительное.

Перед нами не бытовая, и не психологическая история - театральный праздник, увлекающий бурной фантазией постановщика и мастерством актрис, занятых в сценах обольщения. Динамичное, озорное, на грани приличия, увлекательное любовное соревнование благодаря свободе, раскованности, мастерству и озорству актеров, заставляет зал весело хохотать, наблюдая потасовку женщин-соперниц, оторопь парня, внезапно оказавшегося в центре любовных игр, соединению грубости, нежности, назойливости, агрессивности и наивности борьбы за женское счастье. В этой суете и маете мгновенно пролетает первый акт.

Надо добавить, что существенный вклад в развитие действия вносит появление незадачливого жениха дочери хозяина трактира. Если Мехоун в исполнении А.Минина кажется неуклюжим, но и очень открытым, его реакции по-детски наивны, непосредственны и смешны, то жених Шоон Кьоу в исполнении Антона Буглака напротив, напыщен, скован, весь во власти условностей. Огромный, неповоротливый, опутанный предрассудками, Шоон Кьоу - фигура комическая. Недотепа, у которого внешняя мощь соединяется с боязнью нарушить правила и законы, его появление вызывает смех, рождает немало настоящих комических ситуаций.

Появление старика Мехоуна, на самом деле не убитого сыном, а только оглушенного ударом, добавляет свои яркие краски в эту неразбериху. Александр Чернявский переводит действие в откровенный фарс, его плохо стоящий на ногах и еще хуже соображающий персонаж, то появляющийся, то вроде бы вновь убитый, вносит свою лепту в это абсурдное и, одновременно, так точно прописанное действие.

Несомненно ярки и колоритны сцены с появлением после поминок полупьяных завсегдатаев таверны Филли Коллина (Юрий Воробьев), Джимми Фэррела Нэлли (Валерий Гурьев), Робина (Руслан Хабиев), которые с трудом вникают в возникшую ситуацию и пытаются разобраться, кто такой отважный Кристофер Мехоун, и что за человек его папаша.

Но неожиданный поворот меняет тональность происходящего - разочарование жителей деревни в достоинствах молодого Мехоуна, который оказался не бесстрашным убийцей, а просто нелепым, доведенным до отчаянья робким сыном грубого папаши, показывает: разочарование от того, что яркий криминальный случай оказывается банальной семейной разборкой, приводит к тому, что Кристофер становится никому не интересен.

Ореол отважного и бесстрашного парня, внимания которого добиваются все жители местечка, сменяется пренебрежением и равнодушием.

А повторное «убийство» злодея папаши заставляет Пегин отказаться от понравившегося ей обаятельного пришельца. Зато верные девушки готовы нарядить своего героя в женское платье и спрятать от правосудия.

Самые разные события во втором акте наскакивают одно на другое. Попытка Шоона Кьоу избавиться от соперника Кристофера Мехоуна путем подкупа рождает серию смешных запоминающихся эпизодов.

Реальная беда, нависшая над незадачливым «убийцей», которого хотят повесить, вносит в действие драматическую ноту. Бывшие восторженные почитатели Кристофера тут же готовы стать обличителями и добиваться ему смертного приговора.

Синг, мастер интриги и неожиданных поворотов, заставляет поверить в самые неожиданные и непредсказуемые события.

А заканчивается все достаточно печально - Пегин теряет обретенного весельчака Кристофера. Старик Мехоун, окончательно утративший чувство реальности, покорно идет за сыном в родную деревню, готовый стать его слугой. Тупая, лишенная реальных событий, монотонная жизнь вдруг повернулась к обитателям местечка своей яркой, фантастической стороной. Но праздник быстро кончился, а неординарные события стали просто семейными дрязгами.

Находкой спектакля становится фигура Ведущего в исполнении Евгения Толоконникова. Легко, с юмором, несколько отстраненно и насмешливо, он читает ремарки, комментирует события, придавая действию изящество и подлинную театральность, соединяя самые невероятные события в стройную, почти фантастическую историю, происшедшую однажды в таверне Майкла Джеймса Флайерти.

Фото с официального сайта театра

Фотогалерея