Неугасимая вера в добро / Вспоминая Людмилу Сичкареву (Смоленск)

Выпуск №1-241/2021, Вспоминая

Неугасимая вера в добро / Вспоминая Людмилу Сичкареву (Смоленск)

24 апреля 2021 года ушла из жизни одна из старейших актрис Смоленского государственного академического драматического театра имени А.С. Грибоедова, народная артистка Российской Федерации Людмила Александровна Сичкарева, по праву увенчанная многими высокими званиями, наградами и премиями.

Она родилась в Алма-Ате в актерской семье. Позднее ее родители переехали в Красноярск, где служили в Красноярском музыкальном театре. В том же городе Людмила Александровна окончила театральную студию при Драматическом театре им. А.С. Пушкина. А в 1964-м, через два года после получения диплома, послужив в театрах Красноярска и Новокузнецка, приехала в Смоленск. С тех пор ее имя неразрывно связано со Смоленским государственным академическим драматическим театром им. А.С.  Грибоедова.

Как вспоминала Людмила Сичкарева, первым спектаклем, который она посмотрела на смоленской сцене, стала «Машенька» по пьесе Афиногенова. Она увидела, как актеры жили на сцене. Удивительное тонкое «кружево» рождалось и завораживало... Именно тогда решила: «Это - мой театр!». Одной из первых ее работ на смоленской сцене стала Хосефа в спектакле «Дом Бернарды Альбы». Обычно, в силу суеверий, актрисы побаиваются возрастных ролей, но Людмила Александровна была другой, считала себя характерной и сыграла их за свою жизнь великое множество. А тогда начинающая артистка в 27 лет создала образ 80-летней Хосефы: она была в тунике, босой и совсем без грима. Не играла - жила в театре великого испанца Гарсиа Лорки, воскрешая трагедию в античном смысле...

Людмила Александровна Сичкарева по праву считается самой знаменитой актрисой Смоленска. Журналисты называли ее «смоленской Фаиной Раневской», так как она обладала мощным, взрывным актерским темпераментом, незаурядными вокальными данными, великолепной дикцией. Среди огромного количества ролей нет ни одной проходной, невыразительной и скучной. При ее появлении зал тут же взрывался овациями. За более полувека служения сцене Сичкарева сыграла огромное количество ролей. Ее актерский диапазон был поразительно широк. Она умела быть уморительно смешной и до слез трагичной. Внешнюю экстравагантность рисунка роли актриса подкрепляла психологической продуманностью, выверенностью каждого жеста и интонации.

В ее репертуарном списке как комедийные, порой откровенно фарсовые роли, так и исполненные тончайшего психологизма работы. Персонажи Людмилы Сичкаревой запоминались, вызывали у зрителей сочувствие и сопереживание.

Актрисе удавалось находить очень точные жизненные штрихи, подмечать детали. Такими были ее баба Феня из «Арестуй меня, потом я тебя...» по пьесе В. Котенко, Серафима Ильинична из «Самоубийцы» Н. Эрдмана, Антипьевна в спектакле «Девки, в круг!», Сверчкова в «Аккомпаниаторе» А. Галина и многие другие.

Народная артистка Российской Федерации Л.А. Сичкарева являлась хранительницей и продолжательницей лучших традиций отечественного театра. Во всех своих ролях она призывала зрителей к человечности, ее героини помогали людям жить. В этой связи особенно показательны такие разные работы Людмилы Александровны, как Памела Кронки в спектакле «Дорогая Памела, или Как бы нам пришить старушку?» Дж. Патрика (лучшая роль сезона 1995-1996) с ее неугасимой верой в добро; готовая на самопожертвование ради счастья дочери Софья Ивановна в комедии Н. Птушкиной «Пока она умирала»; оптимистка Амбра в мелодраме «Пора и честь знать» по пьесе А. Николаи «Осенняя история»; трогательная Варвара Ивановна в «Касатке» А.Н. Толстого; хранительница семейных традиций Виолетта Десинь в «Супнице» Р. Ламуре, заботливая мать, способная ради своих детей на многое Фелицата Антоновна в трагикомедии «Поздняя любовь» А.Н. Островского, властная, но вместе с тем любящая своих домочадцев Мавра Тарасовна в комедии «Правда - хорошо, а счастье - лучше» А.Н. Островского...

«Ты находишься в страшном стрессе - до того самого момента, пока не сделаешь первый шаг на сцену. До него ты стоишь за кулисами и крестишься, - говорила Людмила Сичкарева. - Я не знаю таких, кто не волнуется. Каждый раз - как первый. Но стоит сделать шаг - и ты уже в другой реальности, страх уходит. Да, работа у нас нервная. Если что-то не получилось, мучаешься, переживаешь. Мы очень стараемся, чтобы зритель получил удовольствие, и чтобы ты сам получил удовольствие от спектакля - а это происходит только в момент нашего единения с залом».

В своих многочисленных интервью она неизменно вспоминала о партнерах - заслуженном артисте Российской Федерации Николае Коншине, Геннадии Черкашине, Анатолии Бибекине, заслуженном артисте российской Федерации Сергее Тюмине и о многих других.  «Люблю всех своих партнеров, каждый из них для меня особенный. С молодежью тоже играть люблю. В сценическом партнерстве ведь что важно? Эмпатия, умение читать друг друга, находить общий язык. И тогда в зал пойдет нужная эмоция, мысль. Очень важно, когда труппа - это семья».

Она держала себя в идеальной физической форме. Никогда не жаловалась, уверенная, что сцена - лучший врач. «Над хорошей ролью можно работать годами, переосмысливая ее глубину, - не уставала повторять актриса, - главное, чтобы роль была «с ниточкой»... где судьба! И совершенно не важно, какая это роль: большая или маленькая».

В репертуаре актрисы было и большое количество эпизодических ролей. Все они яркие и запоминающиеся. Например, в спектакле «Одна абсолютно счастливая деревня» Б. Вахтина, А. Ледуховского. «Казалось бы, мы профессионалы и не одну собаку на сцене съели, но каждый раз оказываемся наедине с белым листом. Здесь не помогут ни возраст, ни опыт и мастерство, - признавалась народная артистка. - Вновь и вновь приходится играть заново: новый режиссер создает свою заводь, и, попав в нее, ты заново учишься плавать. Новая роль - как прекрасное дитя, в которое тебе придется вдохнуть жизнь. Всегда, играя роль, волнуешься, как в первый раз, а с годами волнение нарастает - слишком велик груз ответственности».

Для нее не бывало проходных ролей, невыразительных характеров. «В наше время люди не хотят расстраиваться, - говорила Людмила Александровна в одном интервью. - Зрителям стали больше нравиться комедии, по моим ощущениям. Еще не хотят возвращаться к прошлому. Мне иногда грустно от этого. Я сама комедийная актриса, но очень люблю проблемные спектакли».

Яркий пример - работа в спектакле «Видеть надо душой» по пьесе Л. Агулянского «Бабушкин сон», которая появилась в результате знакомства актрисы и драматурга. «Само имя «Людмила Сичкарева» стало толчком к написанию пьесы и рождению замечательного спектакля «Видеть надо душой», - признавался Агулянский. - Что-то в этом спектакле завораживающее и пронзительное. Магия. Тайна!» Автор специально приехал в Смоленск из Израиля, присутствовал на премьере и был потрясен увиденным! Преподнес актрисе огромный букет роз и иконку из Иерусалима...

Марта Людмилы Сичкаревой искренне любила своих запутавшихся детей, считала, что «надо видеть душой» и мечтала, чтобы все у них наладилось. Для того и собрала их у себя... Актриса так любила этот спектакль, что выходила на сцену с травмированной рукой. На V Международном театральном фестивале «Смоленский ковчег» за роль Марты она была удостоена специального приза жюри «За неувядающее мастерство и актерскую отвагу».

Л.А. Сичкарева считала, что жизнь нужно воспринимать такой, какая она есть. Главное - чтобы были интересные пьесы, интересные роли, когда на репетиции забываешь обо всем. Когда ты постоянно в работе, у тебя нет времени философствовать о жизни, ты принимаешь ее. Когда она играла спектакль «Арестуй меня, потом я тебя», вообще что-то страшное творилось. Были бурные дебаты. Часть публики на спектакле прикипала к сцене, другая вставала и уходила, хлопая дверьми.

Актриса считала, что нельзя ставить только одни комедии, театр не для этого предназначен. Яркий пример - спектакль «В лунном сиянии...» по пьесе А. Игнашова. Об этой работе в прессе писали: «Народная артистка РФ Людмила Сичкарева - неподражаема. При всей заданной режиссером скупости изобразительных средств она создает характер Клавдии Болонкиной, но и показывает нелегкую судьбу этой всегда готовой к обороне продавщицы пива и подпольной самогонщицы, которая при всей своей грубости, неразборчивости в выражениях и склонности к выпивке заботится о своей слишком отличающейся от ровесниц дочке...»

А сколько было сыграно спектаклей для юных зрителей и их родителей - Опенок, Баба-Яга, Сверчок, Черепаха Тортилла... Великое множество за более чем полувековую творческую жизнь.

В творческой биографии актрисы есть и роли в кино. Например, она снималась в картине «Курсанты» Андрея Кавуна (съемки проходили в Смоленске). Хотя актриса считала, что «театр и кино - это вообще две разные вселенные. В кино ты можешь в кадре плакать, смеяться, общаясь с воображаемым партнером, а в театре ты общаешься и обмениваешься энергией с реальными партнерами».

Людмила Александровна была требовательна к себе, профессионально азартна и на репетициях, и во время спектаклей. Она с удовольствием работала с разными режиссерами - как опытными, так и начинающими, участвовала в детских спектаклях, театральных капустниках, выезжала с театром на гастроли.

Одними из последних работ актрисы стали роли в постановках заслуженного деятеля искусств Республики Беларусь Виталия Барковского. В спектакле «Люби меня люби» по одноименной пьесе А. Крумера Пожилая дама Людмилы Сичкаревой - предвестник неизбежной катастрофы чувств. Совершенно особенная, сентиментальная и одновременно пронзительная миссия. Так она говорила о любви, о семейной жизни, об одиночестве. О премьере спектакля «Игрок» по мотивам Ф.М. Достоевского - последний выход актрисы на сцену - журналисты писали: «Несомненным достоинством нового спектакля стала тонкая, органичная, выверенная актерская игра, способная вызывать к героям симпатию и антипатию, удивление силой таланта».

Зрители Людмилу Сичкареву обожали. Актриса всегда была к поклонникам внимательна, и если на улице кто-то останавливал, чтобы поговорить о прошедшем спектакле, всегда была открыта к общению.

Чуткий партнер, отзывчивый и доброжелательный человек, потрясающе талантливая актриса - такой мы будем поминать Людмилу Александрову Сичкареву, профессионала высочайшего уровня, посвятившую всю свою творческую жизнь служению Смоленскому государственному академическому драматическому театру имени А.С. Грибоедова.

Фотогалерея