Новые формы нужны / Первый международный фестиваль-конкурс «Улица Чехова» (Таганрог)

Выпуск №2-242/2021, Фестивали

Новые формы нужны / Первый международный фестиваль-конкурс «Улица Чехова» (Таганрог)

В июле, когда у многих театров наступает межсезонное затишье, на родине Антона Павловича Чехова в Таганроге состоялся Первый международный фестиваль-конкурс «Улица Чехова». Из названия фестиваля, который был реализован благодаря президентскому гранту, вытекает его формат - спектакли играются на улице. Вернее, должны были играться. Так задумывалось и так должно было быть. Но ситуация с коронавирусом в Ростовской области, как и везде, непредсказуемая, и за два дня до открытия фестиваля губернатором области было выпущено распоряжение об ограничении мероприятий на открытом воздухе. Так фестиваль оказался на грани закрытия. Но организаторы сделали все возможное, а зачастую и невозможное, чтобы театральный праздник для горожан и гостей города состоялся. В срочном порядке меняли локации, договаривались, арендовали площадки, словом, работа была проделана колоссальная. И Таганрог погрузился в фестиваль на целую неделю. Театры были приглашены отовсюду: Новороссийск, Лобня, Донецк, Майкоп, Самара, Ростов-на-Дону. Несколько коллективов не смогли приехать по разным причинам, поэтому пришлось искать срочную замену. В который раз осознаешь, что театр - искусство живое, это всегда и только здесь и сейчас.

Открывал афишу Русский государственный драматический театр им. А.С. Пушкина (Республика Адыгея, Майкоп) спектаклем «Предложение» по А.П. Чехову. Символично, что фестиваль открылся, и первый спектакль был сыгран по пьесе Чехова в день памяти великого драматурга и писателя. Непринужденное, озорное, веселое и задорное «Предложение» вызвало много положительных эмоций (режиссер Николай Иванченко). Театр из Майкопа показал, что иногда для спектаклей не нужно сложных декораций, дорогих костюмов и вообще почти ничего, если есть режиссерское решение, живые, без зажима, артисты и любовь к пьесе и вообще к театру. Спектакль непродолжительный по времени, с массой милых сердцу придумок и тремя прекрасными актерскими работами. Решением жюри театр награжден дипломом в номинации «За лучший актерский ансамбль».

На следующий день спектакль «Бритва в киселе» по рассказам А. Аверченко и Н. Тэффи дали хозяева - Таганрогский камерный театр. Семь рассказов, положенных в его основу, разноплановы и требуют различного подхода. Сюжетно они не связаны между собой. Три актера играют едва ли не два десятка персонажей. Почти мгновенно переключаясь с одного образа на другой, они создают целую галерею героев - смешных и забавных, жалких и недалеких, бедных и себе на уме; совсем разных. Режиссер-постановщик Нонна Малыгина поставила прекрасный спектакль, в котором много чего есть - и игра с куклами, причем, актеры драматического театра не уступят многим театрам кукол в профессионализме и умении работать в этом сложном жанре, и работа с малейшими деталями реквизита. Постановка получилась цельной, высокопрофессиональной и очень крепкой. За спектакль «Бритва в киселе» Таганрогский камерный театр завоевал Гран-при фестиваля.

Театрально-выставочный центр MAKARONKA из Ростова-на-Дону, представил спектакль «Спойлеры». Он о человеке в современном мире, его страхах, тревогах и трагической невозможности быть защищенным. Об одиночестве человека. Спектакль родился в период пандемии в электронном формате, а затем, с течением времени, плавно вылился на сцену. Главная мысль этой работы - психотерапевт нужен тому, кто в состоянии оплатить его услуги. В конечном итоге свои страхи и комплексы каждый может победить только в одиночку. Психотерапевт (или психолог, здесь его называют по-разному, хотя это далеко не одно и то же) напоминает церковного батюшку на исповеди, и выглядит этаким сусально-медоточивым и циничным. По отдельности все сделано вроде бы и верно, но в цельную картинку спектакль, увы, не складывается. Возможно, при переносе из Интернета на сцену, а затем еще со своей, «родной» площадки на выездную, эта работа потеряла что-то важное. Спектакль «Спойлеры» получил диплом в номинации «За освоение современной драматургии средствами цифрового театра».

Творческое объединение «Живой театр» из Новороссийска привез в Таганрог спектакль «В открытом море» по С. Мрожеку. Польский писатель и драматург абсурдист второй половины XX века написал пьесу-метафору, воплощение ее в реалистичной манере невозможна. Режиссер Лина Занозина ставила спектакль по этой пьесе не впервые. Бывает такое - несчастливая судьба спектакля. В рецензируемой постановке не очень строго очерчено место действия - плот, но это условный плот, герои - трое мужчин, Толстый, Средний, Малый (О. Бередин, В. Милентьев и А. Ксенофонтов), но кто они, тоже не вполне понятно - чиновники, офисные служащие или кто-то еще. Драма теряет свою остроту, если еду, из-за отсутствия которой и начинается конфликт героев, можно достать. Понятно, что спектакль рассказывает о большем, чем простой человеческий голод, о том, что люди как мало какие живые существа способны поедать ближнего без крайней на то нужды. Причина всегда найдется. Но его главный посыл при этом высказан невнятно.

Донецкий республиканский академический молодежный театр привез на фестиваль спектакль «На краю чужого гнезда», рассказывающий об Иване Сергеевиче Тургеневе и его взаимоотношениях с женщинами, перекинув мостик в современность. Строго говоря, это не пьеса, а литературно-музыкальная композиция, автор литературного текста завлит театра Григорий Рысин. На спектакль, как говорят дончане, ходят в основном школьники. Поэтому и формат у него такой, какой есть, и продолжительность 50 минут - примерно столько времени продолжается школьный урок. И манера подачи адаптирована под школьников. Вот биография Тургенева, а вот почти такие же взаимоотношения складываются на радиостудии, куда пришли озвучивать текст о Тургеневе актеры с музыкальными вставными номерами, которые замечательно исполнила Ольга Воронова. То есть спектакль приближен к современным реалиям. Чтобы стряхнуть с классика «пыль веков». Эта работа отмечена дипломом «За лучшее музыкальное решение спектакля».

«Звук позади самолета, или Разговор, которого не было» сыграли артисты Самарского молодежного драматического театра «Мастерская». Пьеса современного российского автора Родиона Белецкого о двух молодых людях, один из которых умер, а второй, потерявший друга, ведет с ним разговор - диалог о событиях, которые они переживали вместе. Андрей Галкин (Герой) и Кирилл Шевырёв (Игорь) проживают со своими персонажами разное - поездку на юг, знакомство с девушками, посещение деревенской дискотеки и так далее. Из этого складывается рассказ. Проблема спектакля в его калейдоскопичности, поверни его иначе, события встанут в ином порядке, но ничего не изменится. Спектакль создан в стиле стендап. Строго говоря, в нем нет необходимых для драматического действа завязки, кульминации и развязки. Вернее, развязка какая-никакая есть, но логика повествования не выстроена до конца и потому не ощущается как нечто неизбежное. Точку в спектакле можно было ставить раньше или позже - по большому счету от этого мало бы что поменялось.

Новороссийский муниципальный драматический театр им. Амербекяна привез в Таганрог спектакль по рассказам В.М. Шукшина «Охота жить». Режиссер-постановщик Георгий Цнобиладзе поставил теплый и душевный спектакль о людях, неважно, деревенские они жители или нет. Вся история смотрится очень по-человечески. Режиссера на фестивале не было, и актеры сами приспособились под новую площадку. В самом начале спектакля Миша (заслуженный работник культуры Кубани Евгений Кушпель) приезжает к жене Нюсе (Виктория Десятова) на настоящем автомобиле, что сразу придает спектаклю большую достоверность и органичность. Этого нельзя было сделать на классической сцене со зрительным залом, окруженном со всех сторон стенами, а здесь стало возможно, и актеры, воспользовавшись этим, сыграли так, что большая часть зрителей приняла такой ход за техническую накладку. Множество персонажей, семь рассказов, 19 артистов проносятся в трехчасовом спектакле вихрем. Житейская мудрость, любовь, страх, ненависть и предательство - такие чувства и эмоции органично вплетены в ткань спектакля. И прекрасные актерские работы. К слову, за лучшую мужскую роль награда присуждена Евгению Кушпелю, за женскую - Виктории Десятовой.

Вне конкурса этот же театр дал спектакль по стихам Анны Ахматовой «Простить себя» (режиссер О. Половинкина). Стихи были выстроены в некое сценическое действо, в драму-биографию поэта.

Заключительный конкурсный день фестиваля посвятили творчеству Чехова - «Вишневый сад» по его пьесе в постановке заслуженного деятеля искусств РФ П. Суворова сыграл театр «Камерная сцена» из города Лобня. Спектакль поставлен традиционно, с бережным отношением к авторскому тексту, в этом его достоинство и вместе с тем недостатки. Непонятно отношение создателей спектакля к пьесе, героям. Стремление показать характер персонажей видно, но не доведено до логического конца. Гаев (Александр Кудринский) сибарит и одновременно не совсем сибарит, а кто-то еще. Фирса играет артист много моложе своего персонажа Сергей Шайдаков. Статный, рослый, красивый. Пользовался успехом у женщин, это видно. Но что дальше? Характеристики этих и многих других героев не развиты. Больше других убедительны Варя (Светлана Бурдина), Лопахин (Дмитрий Мазуров) и Яша (Илья Петухов). К сожалению, многие сцены спектакля статичны. Создатели постановки сетовали на отсутствие многих элементов декораций, на то, что мизансцены пришлось менять, потому что все декорации привезти не смогли.

Первый международный фестиваль-конкурс «Улица Чехова» состоялся. Есть известное выражение: дорога в тысячу миль начинается с первого шага. И этот шаг, твердый, уверенный, сделан. Самое трудное - это начать. Желаем фестивалю продолжения, новых форм, как говорил герой пьесы Чехова «Чайка» Константин Треплев. В Таганроге живой театр, настоящий, у него есть немало преданных, неравнодушных зрителей. Есть немалый резонанс в прессе, среди властей города, да и простых горожан. О фестивале знают, его ждали и успели полюбить.


Фото Александра СОЛОВЬЕВА

Фотогалерея