Другая Жанна/Премьеры Баку

Выпуск № 10-120/2009, Содружество

Другая Жанна/Премьеры Баку

 

Под конец сезона в Азербайджанском Государственном русском драматическом театре им. Самеда Вургуна состоялась премьера «Жаворонка» Ануя. Ах, «Жаворонок»! Кто из актрис не начинал с него учебную жизнь? Помню времена, когда на вступительных в ГИТИСе каждая вторая читала монолог Липочки из «Банкрота», а уже на показах первого и второго курсов в самостоятельных отрывках лидировала Жанна: «Я простая девушка, я пасу своих овечек...» - а отблески костра уже освещают сцену. Жанна, Жанна — девочка, девушка, воин, мученица, символ. Французский Гамлет. Явились голоса, как Тень Отца, и «порвалась дней связующая нить». И «упоение в бою» вместо первой любви, и пламя костра вместо домашнего очага. И романы, повести, пьесы, картины, фильмы, баллады и спектакли.

Всегда меня радует, а особенно в реалиях сегодняшнего дня, когда режиссеры обращаются к серьезной классике. Когда обращаются не за фабулой или просто именами, а с намерением поразмыслить вместе. Кажется, именно такое намерение имел приглашенный в театр из далекой Финляндии режиссер Кямран Шахмардан. Пьеса им сокращена, конечно, но не облегчена. Напротив, из нее изгнаны второстепенные женские образы, которые, сознаемся, всегда оживляют сюжет. А ведь и не такие они второстепенные, если учитывать их историческое влияние на короля. Но, ведомый четким замыслом, режиссер оставляет Жанну совершенно одну против двенадцати разгневанных мужчин — двенадцати присяжных или апостолов, если угодно. Оформлен спектакль очень красиво и стильно (художник Татьяна Мельникова из Санкт-Петербурга) геральдическими щитами в человеческий рост, превалируют все оттенки красного, мрачно и тревожно. Режиссер с большим увлечением разработал разнообразие картин, активно поиграл музыкой и светом (увы, и дымом тоже). Для него все составляющие спектакля были важны ничуть не меньше главной героини. Все двенадцать мужских образов тщательно и ярко выстроены. Для каждого найдена своя краска. Артисты работают превосходно. Очевидно, что им удобно и интересно жить в спектакле. Обо всех не расскажешь, но хочется упомянуть о Карле — король все же. Теймур Рагимов обаятелен и капризен. Он совершенно сознательно уклоняется от участия в принятии решений, не прикидываясь впрямую беспомощным и легкомысленным ребенком, но не выпускает, однако, из рук игрушку, действуя ею, как щитом. Впрочем, игрушка не детская — так, забава для бездельников, бильбоке. Ему недурно живется, реки крови, пролитые Жанной во имя его коронации, ведь не на его совести. Да и нет слова «совесть» в его лексиконе. Всегда существует искушение слегка намекнуть на некоторое любовное звучание в их отношениях с Жанной, тем более, что других женщин в спектакле нет. Но здесь Жанна четко противопоставлена двенадцати. Кто-то искренне жалеет, кто-то пытается помочь, кто-то даже восхищается. Но! Огромный верный Бодрикур (Аскер Рагимов), рафинированный, почти ласковый Варвик (Фуад Османов), сердечный и честный Ладвеню (Салман Байрамов) и даже родной отец (Алексей Сапрыкин) — все они судьи. Всем вместе и каждому в отдельности должна противостоять хрупкая Жанна в проникновенном и трепетном исполнении Мелек Аббас-Заде. Мелек артистка замечательная. Я видела ее в ролях скорее комедийных, где ей удавались и гротеск, и легкость. Здесь понадобились другие краски. По воле режиссера смена картин происходит резко и стремительно, как кинематографические эпизоды. Кстати, и начинается спектакль с показа очень старого немого фильма (1928 года) о Жанне, предваряя кинотемп. Реалистическая манера игры Мелек соседствует с откровенно резкой символикой, что подчеркивается агрессивной работой света. Запечатлеваются картинки: Жанна с ребенком, Жанна в смирительной рубашке, Жанна в доспехах, Жанна в рубище. Есть ощущение, что кропотливо и уверенно ведя свою линию, не всегда по нарастающей — иногда по синусоиде, артистке приходится каждую сцену начинать с начала. Некоторые режиссерские приемы не вписываются в эстетику спектакля. Например, Голос, зовущий ее на подвиг, звучит так многократно усиленно и торжественно, что напоминает скорее страшилку из детской сказки («Смена пажеского ка-ра-у-у-ла!»), чем сокровенный зов небес. Ведь задача не напугать, а возвысить и укрепить в вере. В то же время сцена, просто обязанная быть яркой и эффектной, — бой с мечами — таковой не выглядит из-за слабой хореографии. А размахивание флагом в лучах и в дыму — просто лубок какой-то, хотя, надо признать, зрителям очень нравится. Не очень мне понравилось, что в некоторых случаях для пущей убедительности Жанна ведет себя, как гипнотизер, совершая руками канонические пассы. Очень может быть, что у настоящей Жанны и были сверхъестественные способности, как у нашего Распутина, например, но Мелек обошлась бы и сама. Я верю ее Жанне. Я верю, что она была такая — совсем земная, пасущая своих овечек, умеющая ткать, прясть и вышивать. Лукавая и задорная, когда надо убедить Бодрикура помочь ей. Упоенная схваткой. Оплакивающая убитых. Разумно и страстно убеждающая Карла. Беспомощная перед мрачной силой церковников. Целомудренная и испуганная. Все это сыграла Мелек Аббас-Заде, преодолевая сложную, не слишком комфортную для нее конструкцию спектакля. Можно поздравить Бакинский русский театр с очень интересным серьезным спектаклем. С появлением в многолетней истории «Жаворонка» еще одной, совершенно особенной, Жанны д'Арк.

Фото Владислава Вильгельма

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.