Живой цветок Монмартра / Марина Шульга (Краcнодар)

Выпуск №2-242/2021, Лица

Живой цветок Монмартра / Марина Шульга (Краcнодар)

Как вам такой заголовок: «"Фиалку Монмартра" Музыкальный театр сорвал в Магадане». Или такой: «Девушка с характером»? Не было ни одного критического отклика на дебют Марины Шульги в премьере оперетты Имре Кальмана «Фиалка Монмартра» в роли Виолетты - Фиалки. Было это 20 лет назад, и сегодня у нее творческий юбилей.

Первая работа Марины Шульги была оценена как большая актерская удача. Девушка из Магадана, оказавшаяся на юге России, - это случайность. Девушка с характером - это закономерность.

- Я ведь девушка с характером, - говорит она о себе. - Люблю постоять за идею, добиваться своего. В актерской профессии это необходимо... Но захотелось увидеть другое море - Черное. А главное - обещанная работа в театре.

Обещания оправдались. В Краснодарском музыкальном театре роли следовали одна за другой. Дирижер Большого театра Фуат Мансуров доверил ей партию Розины в «Севильском цирюльнике» Дж. Россини. Далее работы с известными режиссерами Дмитрием Бертманом и Романом Виктюком над «Евгением Онегиным» и «Иолантой».

В трактовке Марины Шульги пушкинская Татьяна находит свой идеал в Гремине. Она с ним счастлива. Сожаление об Онегине осталось, первая девичья любовь, первое разочарование. Но то, что она обрела в Гремине, настолько более емко, больше того, чего она ожидала, когда выходила за него замуж, что тут даже и сравнений быть не может. Выбор сделан душой. Певица подчеркивает это в характере героини - трогательность и беззащитность в начале и стоическая твердость в последней сцене объяснения с Онегиным. Конечно, слов из партии не выбросишь, в ее монологе чувствуется далекий отголосок любви к Онегину, но достоинство и смирение пред жизненным долгом побеждает: «Но я другому отдана. И буду век ему верна».

Режиссер Роман Виктюк краснодарскую «Иоланту» представил черно-белой. Глубокий мрак, в котором безмятежно и спокойно живет не подозревающая о своем несчастье дочь короля Рене, становится символом душевной слепоты. А для близких людей - источником постоянного горя. Только любовь и сострадание зажигают в сердце Иоланты-Шульги страстное желание увидеть мир. Актрисе удается переход из мрака к лучезарному гимну любви, несущему в себе белый свет познания.

«Травиата» Дж. Верди возникла в ее репертуаре закономерно. Режиссер из Мариинского театра Алексей Степанюк приехал на постановку, когда Марина становилась оперной певицей и осознавала это всем своим существом. Ее слушался голос, выявлялся его индивидуальный тембр, росло вокальное мастерство. И вот - Виолетта. Почти инопланетное, чужеродное здесь существо, обреченное жить по местным правилам. Живая и чувствующая, но кукла в блестящем платье, механически выполняющая движения. Летящий, безупречно точный звук в сочетании с глубоким академическим пониманием музыки и драматического образа - все это проявила партия дамы с камелиями у Марины Шульги. Певица становилась и актрисой.

Она переиграла множество ролей во всех самых известных спектаклях. И продолжает любить своих героинь: АдельЛетучая мышь» И. Штрауса), АрсенуЦыганский барон» И. Штрауса), Валентину ЗетаВеселая вдова» Ф. Легара), Наталью БатмановуХолопка» Н. Стрельникова), НастюБабий бунт» Е. Птичкина), даже КларуМоя прекрасная леди» Ф. Лоу). Но ближе всего Марине - «Сильва» И. Кальмана, квинтэссенция жанра оперетты. Рядом с ней и в ее тени живет другая кальмановская роль - Одетта ДаримондБаядера»), опереточная дива, оказавшаяся непосредственным человеком с  чувствительным сердцем.

Пришли к ней и роли в мюзиклах (или в том, что под ними понимается на краснодарской сцене). Ее Душечка в «Джазе для настоящих леди» - девушка-загадка для многих. Непринужденная и блистательная Шульга добавляет в спектакль значительную толику пряности.

В «Нашем маленьком Париже» по роману кубанского писателя В. Лихоносова Марина Шульга получила по-настоящему драматическую роль Юлии. Ее муж вступает в полемику с другом по вопросу о казачестве и его ценностях. Позиция заложена его непреклонным отцом, верным подданным царя, отстаивающим казачью честь. Во время войны с турками Авксентий Толстопят отказывается сидеть в тылу, стремится принести пользу армии, пусть даже в качестве перевозчика белья для военных. Бойкий, смелый, неунывающий, верный государю и народу, Петр Толстопят проявляет героизм в бою с турками, за что награжден орденом Святого Георгия третьей степени. Во время Гражданской войны Толстопят воюет на стороне белых. Когда оказывать сопротивление становится невозможно, Петр с женой отправляются во Францию. Спустя много лет, вернувшись на Кубань, герой гуляет по улицам и плачет. Пронзительным укором звучат в его сознании слова отца: «Где ж вы, бисовы души, мерили землю своими ногами?..» Накал внутреннего драматизма в этих сценах Петра и сострадающей ему Юлии свободно и широко передаются в зрительный зал.

... Фиалка - удивительный цветок, имеющий множество символов и подвидов: фиалка-трехцветка, анютины глазки; фиалка пахучая; ночная фиалка, ночная красавица; лесной жаворонок, цветок, давший имя цвету номер семь в радуге. Людям оперетты фиалка навсегда представляется цветком кальмановского Монмартра. Заслуженная артистка Кубани Марина Шульга начала творческий путь с цветка живой природы и хранит его аромат.

 

Фото Татьяны ЗУБКОВОЙ

Фотогалерея