"Мне всегда хотелось отдавать..." / Светлана Романова (Омск)

Выпуск №2-242/2021, Лица

"Мне всегда хотелось отдавать..." / Светлана Романова (Омск)

В родном Омске ее любили всегда - даже когда она почти четверть века служила в театре Заполярья. Прилетала на родину в отпуск со своим супругом Юрием Гребнем и слышала уже в аэропорту: «Вы вернулись? Нет... А когда же вернетесь?»

Ожиданий земляков Светлана Романова не обманула: вернулась, и вот уже 25 лет является ведущей актрисой Омского драматического театра «Галерка» под руководством заслуженного деятеля искусств РФ В. Витько. На этой сцене Светлана Павловна, рожденная в роковой 1941 год, отметила 12 октября свой юбилей.

Светлане Романовой повезло с ранней юности расти во вдохновляющей культурной атмосфере послевоенного Омска, где в эти годы блистали мэтры театрального искусства: Вацлав Дворжецкий, Таисия Найденова, Петр Некрасов, Сергей Филиппов. Посчастливилось впитать особый дух служения театру, сердечной командной работы, привычку жадного внутреннего поиска. Судьба подарила возможность проявить не только профессиональные дарования, но и душевные, личностные. «Сбыться» в любви, семье, дружбе и всегда оставаться неизменно женственной, искренней и влюбленной в жизнь.

Сегодня Светлана Павловна признается, что сама судьба словно вела ее в театр. Мама работала педагогом и тесно общалась с распространителями театральных билетов. Столько разговоров было о театре! С детства Света уже знала все об Омской драме, а в начальной школе поставила свой первый спектакль «Тимур и его команда». Энергичная, любопытная девочка зачитывалась классикой, проводила новогодние елки с представлениями, собирая в бабушкином доме знакомую детвору. Занималась танцами, музыкой, а в свободное время бежала в кинозал деревянного ДК «Юность» (так совпало, что десятилетия спустя именно на его месте будет построено роскошное здание театра «Галерка»). «Я почти с рождения была погружена в театр и литературу. Всегда чувствовала, что это мое», - говорит Романова. И довольно легко Светлана поступила в первую Государственную театральную студию города, открывшуюся при Омском академическом театре драмы.

Там молодых актеров почти сразу заняли в спектаклях. Органичной была Светлана в травестийных ролях в постановках «Иркутская история» и «Наш отец женится». В эпизодических сценах в спектакле «Король Лир» молодая артистка держалась не по-ученически выразительно и естественно, чем удивила старших коллег. А в роли Екатерины в «Варварах» Горького с особой силой звучала ее юная, пылкая энергия. Большая литература и работа рядом с такими актерами, как Спартак Мишулин, Алексей Теплов, Елена Аросева, Елена Псарева, помогали оттачивать мастерство и расти душой. «Мы практически жили в театре, - вспоминает Светлана Павловна. - Смотрели на старших актеров, как на божество. По театру ходили на цыпочках, репетировали ночами, обсуждали роли. На протяжении четырех лет Омская драма была нашим домом. И эта атмосфера воспитывала в нас профессиональную ответственность - мы не играли, а проживали каждую, даже маленькую роль».

Востребованную молодую артистку увела из драмтеатра любовь. На капустнике в Омском ТЮЗе она встретилась с Юрием Гребнем, будущим народным артистом России, который сказал, не задумываясь: «Девочка, ты будешь моей женой». В дальнейшем они почти не расставались, разделяя все горести и радости. За ним в 1962 году Светлана ушла в ТЮЗ, где, хоть и не сразу, начался мощный творческий подъем. Тон задавали «шестидесятники» - актеры и режиссеры высокого класса, личности с верой в добрую силу искусства, с отношением к театру как институту духовного воспитания. Пришел выдающийся режиссер и наставник Владимир Дмитриевич Соколов, формировавший репертуар острый, затрагивающий важнейшие темы человеческой жизни. Ставились спектакли такой художественной силы, что билеты в ТЮЗ было просто не достать - так молодежь с готовностью откликнулась на приглашение к разговору о сокровенном. «Я играла Машу в «Чайке» А.П. Чехова, Татьяну в «Мещанах» М. Горького, Галю Четвертак в первой в стране постановке романа «А зори здесь тихие» Б. Васильева, - рассказывает Светлана Павловна, - Мы, актеры, радовались, что можно профессионально проявиться в режиссуре, требующей серьезной внутренней работы».

После ухода Соколова из ТЮЗа супруги Гребень приняли приглашение от дирекции Норильского Заполярного театра драмы им. Вл. Маяковского и надолго осели на северной земле. «Там случилась «Ханума», я буквально проснулась знаменитой после премьеры, - смеется актриса. - И до сих пор зрители помнят эту роль. Я признавалась, что успех роли - это заслуга замечательного омского актера и режиссера Ножери Чонишвили. Вместе с ним в Омске я репетировала грузинскую маму в спектакле «Не беспокойся, мама». Я очень прониклась грузинской культурой, это помогло мне понять, прочувствовать, какой должна быть моя Ханума».

Норильский период запомнится работой с прекрасными режиссерами: обладающий потрясающим музыкальным даром Станислав Илюхин, мастер светлой режиссерской интонации Леонид Белявский (с ними Гребни встретятся снова в «Галерке»), Александр Зыков, приучавший актеров разбираться в политической жизни страны. Были масштабные гастроли и достижения, но тянуло обратно, на родину - в Омск.

В 1996 году Светлана Романова и Юрий Гребень вошли в труппу Омского драматического театра «Галерка». Художественный руководитель Владимир Витько собрал сильную актерскую команду: Владимир Светашов, Валерий Скорокосов, Анатолий Кузнецов, Константин Левашов, Владимир Таныгин. Настоящим событием русской театральной жизни стал спектакль Витько «Прошлым летом в Чулимске», получивший Гран-при театрального фестиваля «Байкальские встречи у Вампилова» (1999). Роль Анны Хороших в исполнении Романовой называли «цементирующей», во многом определившей атмосферу спектакля. По словам театроведов, это была «высококлассная работа, завораживающая по исповедальному накалу эмоций, воли, чувств». «Наверное, там особо глубоко проявилась тема матери, моя главная, любимая тема. Семья, дом, материнство - это то, что всегда волновало меня», - признается Светлана Павловна.

Как большому мастеру, актрисе всегда удается высветить главное в «неглавных» ролях. Так случилось и с ролью Клавдии Васильевны в спектакле «В поисках радости» В. Розова, которую в СМИ признали «великой работой». А воплощение истинно русского образа Аксиньи Пахомовны в спектакле «Фрол Скабеев» Д. Аверкиева было отмечено дипломом VI Всероссийского театрального фестиваля «Русская комедия» в номинации «Лучшая женская роль второго плана». Жюри фестиваля подчеркнуло умение актрисы достоверно показать в народном характере сочетание ума, житейской мудрости и детской простоты.

«Но я люблю каждую свою роль! И характерные тоже», - говорит Светлана Павловна. Талант внутреннего перевоплощения позволяет актрисе демонстрировать разные грани мастерства: трагикомизм, фарсовость, острокомедийную характерность. Зрители невероятно тепло принимают и ее эксцентричную Лымариху в спектакле «За двумя зайцами» М. Старицкого, и колоритную Дарью Семеновну в «Беспечном влюбленном» по пьесе Вл. Соллогуба «Беда от нежного сердца», и душевную Павлу Петровну в «Женитьбе Бальзаминова» А.Н. Островского. И как не вспомнить смешную, щемяще родную Машку-нищенку в постановке «Во всю ивановскую» по прозе В. Крупина. «Она играет лучше, чем я написал», - сказал Владимир Крупин о работе Романовой, посмотрев премьерный показ спектакля.

Вместе с «Галеркой» Светлана Павловна пережила и непростые кочевые годы, когда у театра не было своего здания. Труппа объездила всю Россию с гастролями, а также побывала во Франции, Украине, Италии. Каких только задач не ставили перед актерами режиссеры, среди которых Андрей Максимов, Нальбий Тхакумашев, Сергей Ражук, Владимир Витько...

Безусловно, коллеги и зрители восхищаются не только мастерством актрисы, но и ее человеческими качествами. Искусства понимания, терпения, мудрости требовала семейная жизнь. С любимцем театральной публики, уникальным артистом Юрием Григорьевичем Гребнем Светлана Павловна прожила почти полвека. Он ушел из жизни за три месяца до золотой свадьбы. Их сын Михаил, в котором соединились черты талантливых родителей, продолжил актерскую династию и сегодня является ведущим артистом Челябинского академического театра драмы имени Н. Орлова.

Есть еще один талант у Светланы Романовой, о котором ходят легенды. Это талант быть другом - не забывать одноклассников и коллег, исполнять роль миротворца в жизненных конфликтах, быть благодарной учителям, радоваться возможности поделиться своим теплом с молодым поколением.

«Мне всегда хотелось отдавать, - говорит Светлана. - Знаете, я очень люблю молодежь, мне так хочется иногда помочь им, подсказать. Мы ведь были так воспитаны: работать в команде, прислушиваться друг к другу. Сейчас этого мало в театрах, но именно это наполняло нас, помогало расти. Мне есть, чем поделиться с другими, и я, конечно, чувствую себя счастливой и в актерской, и в женской судьбе».

Вспоминается, что в 2001 году на бенефисе актрисы ее тогда еще маленький внук Гриша произнес: «Баба, ты будешь вечно молодой!» Прошло 20 лет. И, несмотря на солидные звания - заслуженный деятель культуры Омской области и легенда омской сцены, Светлана Павловна остается открытой миру, как и в юности, заряжая всех своей светлой энергией. С юбилеем!

Фотогалерея