АСТРАХАНЬ. Перечитывая Достоевского

Выпуск №3-243/2021, В России

АСТРАХАНЬ. Перечитывая Достоевского

Астраханский драматический театр открыл свой 212-й сезон и второй сезон под руководством режиссера, заслуженного артиста России Александра Огарёва премьерой «Братьев Карамазовых» по роману Ф.М. Достоевского, посвященной 200-летнему юбилею великого писателя. Спектакль создан при поддержке Гранта Министерства культуры Российской Федерации.

Идея поставить роман, являющийся итогом творчества классика русской литературы, некой квинтэссенцией его творчества, не случайно появилась в режиссерском портфеле Александра Огарёва. За свою долгую профессиональную жизнь он неоднократно обращался к произведениям Федора Михайловича. На начальном этапе работы над спектаклем режиссер говорил: «Хотелось бы, чтобы наш Достоевский не выглядел унылым, болезненным, как часто его воспринимают, скучным и неактуальным классиком. Я воспринимаю Федора Михайловича как самого светлого и оптимистичного из всех русских писателей. Потому что, проводя своих героев через все ужасы жизни, он всегда противопоставляет земному аду свет божественной любви. При этом он никогда не сбивается в назидание, свойственное Толстому, или в бунинскую многозначительность. Он ясен и прекрасен. Его диалоги живые, парадоксальные, остроумные, легкие. Его философия самоиронична и всегда самим же автором ставится под сомнение, всесторонне проверяется насмешливыми контраргументами, чтобы таким образом закалиться и окрепнуть».

Город принял спектакль по-разному... Мнения кардинально разделились. Кому-то он очень понравился, кто-то не принял его. Вероятно, так и должно быть. Искусство должно рождать споры. По крайней мере, постановка никого не оставила равнодушным. А это уже хорошо и для города, и для театра.

Вот что написали на страницах печати журналисты и блогеры:

«Заслуженный артист России Огарёв за год работы в Астрахани показал, в каком направлении он ведет коллектив, и к чему нужно быть готовой местной публике. Его различные по форме спектакли, поставленные в прошлом сезоне, объединяет общий лейтмотив, в котором слышится настойчивое стремление режиссера быть максимально правдивым, иногда не считаясь с общепринятыми устоями и привычками. Нынешняя премьера также стала откровением: через эффектные приемы проступает обнаженная прямота, беззащитность человеческой души перед роковыми обстоятельствами и непреодолимыми искушениями».

Жанр своего спектакля режиссер Александр Огарёв определил как «путешествие в русскую действительность». Главным «путешественником» повествования является Алёша Карамазов, который в контексте режиссерской интерпретации и концепции автора инсценировки Огарёва является главным героем. Линия Алёши Карамазова определена как основная. Все события, происходящие в спектакле, представлены его глазами, его отношением к событиям, его видением происходящего.

По мнению Натальи Коротченко, «астраханская сценическая версия «Братьев Карамазовых» - это путешествие по лабиринту человеческих страстей, заблуждений, очарований, в которое отправляет главного героя старец Зосима. Постигая мир, Алексей обнаруживает невозможные сочетания хрупкой нежности и звериной жестокости, горячего желания любви и ослепляющей ненависти».

Тем не менее, Алёша, как и автор, а вместе с тем и создатели спектакля, верит в спасение души и в возможность перерождения, о чем свидетельствует звучащая в финале «Притча о луковке», как о наличии добра даже в самой черной душе и как свет надежды, который никогда не должен покинуть человечество,.

Екатерина Некрасова уверена: «То, что роль Алексея Карамазова исполняет женщина (Александрина Мерецкая), не воспринимается диссонансом. Вместо «пышущего здоровьем подростка» зритель видит хрупкое существо с астматической одышкой, которая наступает всякий раз, когда Алексею предстоит выходить на новый виток противоречий с окружающими его людьми и поисками внутреннего убежища от несовершенства мира. Среди персонажей спектакля практически нет идеально здоровых людей. Физические и психологические отхождения от общепринятых норм не шокируют, а лишь подчеркивают многосложность вариантов оправдания поступков на тернистом пути к истине».

Возвращаясь к сюжету спектакля, хочется отметить, что инсценировка не предполагает, да и не может предполагать раскрытие всех сюжетных линий многослойного романа, подробное раскрытие всех образов. Однако вот что пишет на страницах сайта Союза писателей Астрахани Александр Токарев: «Архисложная задача - сжать поистине великую книгу до масштабов спектакля так, чтобы и содержание отражалось, и мысль автора была понятна. Но у создателей получилось. Все основные герои на месте. Основные сюжетные линии развиваются. Даже Чёрт, воображаемый Иваном, присутствует. Правда, не в исполнении какого-то актера, а в виде проекции на стене... Главное же достоинство спектакля в том, что его создателям удалось передать атмосферу Достоевского - тягучую, гнетущую, наполненную страхом, страданием, горечью, истерией и психопатией. И актеры этой атмосферой прямо-таки пропитаны, играют как будто на грани нервного срыва».

Спектакль «Братья Карамазовы» сложен не только литературной основой, актерской игрой, но и технически. «Эффектов в новообретенном спектакле драмтеатра много: неожиданная подача традиционных образов, отсылка к восточным мотивам, натуралистические сцены, символы, аллегории, музыкальные ходы, эксперименты с пространством, попытки застать зрителей врасплох игрой света. Тончайший психологизм Достоевского, переданный через зрелищность, в моменте достигал своего апогея, резонируя с ожиданиями публики, иногда переворачивая и опровергая их».

«Братья Карамазовы» - спектакль синтетический, играющий на всех струнах зрительского восприятия. Кому-то запомнится только картинка, кто-то поймает в нем мощный эмоциональный импульс, а другой уйдет из театра с убеждением, что возможность спастись есть у каждого, даже самого безнадежного человека - главное, не упустить ее и не сорваться вниз в «огненное озеро», - отмечает Екатерина Некрасова.

«Современный образно-пластический язык - важное средство передачи внутреннего состояния героев. С его помощью исследованы различные зоны человеческого существования - пространственная, духовная, эмоциональная», - писала Лира Немцова.

На премьере присутствовал московский театральный критик Александр Вислов. На встрече с творческим коллективом театра он провел подробный анализ спектакля и резюмировал свой разбор такими словами: «Братья Карамазовы» - путешествие в русскую действительность, предложенная талантливым режиссером Александром Огарёвым, - это не современная попытка погружения в Достоевского, это инновация. Режиссер придумал в каждой серьезной истории какие-то «обманки»: когда проходишь через ряд волшебных изменений, снижается градус произведения. Огарёв сознательно выводит на сцену ситуации из романа в странных плоскостях... Совершенно гениален, замечателен пролог спектакля: перед величиной, масштабностью мироздания и романа мы такие маленькие...»

Астраханские деятели культуры проявили огромный интерес к премьере сезона. Одним из первых после показа выразил восхищение музыковед Константин Гузенко: «Потрясающая драма, перемешенная с артхаусом, с реалистическим театром, экзистенциализмом, символизмом и еще Бог знает с чем. При этом ощущение чего-то щемящего, светлого, очищающего, непонятного».

 

Фото Екатерины НЕКРАСОВОЙ и Татьяны ШАБУНИНОЙ

Фотогалерея