ЧАЙКОВСКИЙ. На сцене «ницшеанствует» Дон Нигро...

Выпуск №3-243/2021, В России

ЧАЙКОВСКИЙ. На сцене «ницшеанствует» Дон Нигро...

Созерцая животных, мы «очеловечиваем» их. Иными словами, наделяем внешний вид и повадки «братьев наших меньших» чертами своего облика и характера. Порой приписываем им и свое мировоззрение. Подобно американскому драматургу Дону Нигро. По его пьесе «Звериные (зверушкины) истории» режиссер Сергей Пантющев поставил антикомедию «ZВерь!jo». С этим образцом сюрреализма Чайковский театр драмы и комедии познакомил зрителя еще полтора года назад. Спектакль адресовался взрослым интеллектуалам. Однако от показа к показу зрительский «контингент» все более омолаживается. В чем причина?..

... Ночь. Звездный проем огромной черной «дыры» в ядовито фиолетовом небе напоминает силуэт сучковатого безлистного дерева. У его корней, извиваясь, являют себя некие «гуманоиды» - зеленоватые и коричневатые фигуры. И вспоминается ницшеанское: «С человеком происходит то же, что и с деревом. Чем больше стремится вверх, к свету, тем глубже впиваются корни его в землю, вниз, во мрак и глубину, - ко злу». Противоборство света и тьмы подчеркивается и другим реквизитом: желтым или оранжевым шаром - символом мечты или рокового сыра, модулями, превращаемыми то в мышеловку, то в туннель или трибуну для некого «фюрера»...

С режиссерской подачи такова сценография Лилии Бережненко, художника-декоратора Чайковского театра драмы и комедии. Составляя «контрапункт» к основному действию, динамично развивается еще одна важнейшая драматургическая линия спектакля - хореографические интермедии-разрядки и эффектные пантомимы в постановке молодой актрисы Дарьи Карпушиной. Они дополняют, «комментируют» драму или предвосхищают душевное состояние лирических героев. А иногда просто дарят отдохновение зрительским мозгам в процессе восприятия сценического материала столь грандиозного масштаба.

Если исключить короткие аплодисменты после каждого монолога и робкие потуги смеха, то во время просмотра антикомедии «ZВерь!jo» в концертном зале музучилища царила напряженная тишина. Так, к примеру, воспринимаются «Лебеди, отражающиеся в слонах» испанского сюрреалиста Сальвадора Дали. Вначале картина притягивает, захватывает, а потом... Потом включается подсознание человеческого разума в силу владения им методом психоанализа в духе неофрейдизма.

«Звериные (зверушкины) истории» Дона Нигро - это сборник пьес, включающий в себя шесть монологов, три диалога и два трио. Собрав его одиннадцать коротких пьес воедино, режиссер Сергей Пантющев чаще являет зрителю героев группами. Почти полностью утопающие в капюшонах головы обезличивают человеческие фигуры до тех пор, пока для каждой из них не наступит черед сбросить капюшон и начать откровение. Такое сочетание публичности и конфиденциальности (отличный режиссерский ход!) напоминает исповедь в конфессионале Римско-католической церкви. Или «душевный стриптиз» Digital Native - «цифрового человека» поколения Z, который рассказывает о «накипевшем» в блогах, общается по ICQ или Skype, ВКонтакте и др. (Отсюда символичность латинской буквы Z, открывающей название спектакля). Одинокий и замкнутый в режиме офлайн, «цифровой человек» в виртуальном пространстве порой шокирует правдивостью высказываний...

В процессе своих откровений герои «ZВерь!jo» (в русском звучании - «Зверье») рельефно подразделяются на два противоположных мировоззренческих «полюса»: творческого и разрушительного, животного. И, как по Фридриху Ницше, являют торжество победы «высшей расы» над «низшими». Для первой группы характерно движение к духовному прозрению, тяга к определению своего места в мире. «Я не знаю, кто я. Не знаю, зачем я», - пытается разобраться в себе Утконос (Дмитрий Доморощенов). «Что вы за зверь? Или птица?» - вторит ему Летучий Мышь (Алексей Анисимов). «Зачем все это? Для чего?» - инстинктивно гоняясь за ниткой, мучительно ищет ответы кошка Мэгги (Александра Баталова). Здесь видятся лишь попытки преодоления самих себя.

Часть героев спектакля уже преодолела первичный этап превращения в «сверхсущество». Иными словами, сомнение и томление - протестное состояние души. Выбрав путь к самоусовершенствованию, и, наконец, к самоутверждению, они настойчивы в достижении цели, нередко, и - воли к власти. Ведь «Так говорил Заратустра»? Яркий пример самоусовершенствования - это Пенни (Ирина Журавлева), индюшка с мечтой научиться игре на саксофоне. Самое сильное ее желание исполнить элементарный долг жизни - мочь!

Благодаря внушению извне лемминг Лэм (Данил Лаптев) слепо уверовал в свою исключительность, следовательно, - в свою «натуру высшую». Вопреки протесту напарника по кроссу-апокалипсису - Эма (Алексей Анисимов), он чувствует в себе способность подчинить своей воле и привести в движение массы. Тысячи, миллионы! Куда? - Неважно! Пусть даже к высокому обрыву, внизу которого губительные острые скалы, океан! Главное - опять же по Ницше! - «все живое есть нечто, повинующееся «высшей расе». Или его же: «Чего мы ищем? Покоя, счастья? Нет, преследуем только одну цель: отыскать истину, как бы ужасна и отвратительна она ни была». И в рассуждениях Лэма, и в его поступках так и слышится, и видится ницшеанский дуализм: «В индивиде может переплетаться мораль господина и раба»!

В известной мере «философским» двойником Лэма является Бурундук. Если вспомнить «Преступление и наказание» Достоевского, то Бурундук (Анастасия Иванова), хотя и не «тварь дрожащая», но натура, «постоянно охваченная сомнениями и тревогами». Он знает своих ярых врагов - змей, «заглатывающих детенышей», и «жуткие когти гигантского летающего монстра» - ястреба. Ну и что из того? Ведь он считает себя Существом, избранным Великим бурундучьим богом рыть тоннели-лабиринты, подобиям извилинам МОЗГА. Абсолютного Разума?

В духе ницшеанства, а если локальнее, с позиции «сильных мира сего» даются и характеристики представителей «низшей расы». То есть, тех, которые «прозябают в самодовольстве и удовольствиях. А быть первым для них - проклятие». Индюшка Пенни, в которой победило духовное начало, искренне жалеет Боба (Дмитрий Доморощенов) с его призрачным комфортом звериного бытия: потреблением кукурузы и жучков. «Избранник бога» Бурундук к таковым относит мышей, «способных лишь на жалкое попискивание», кроликов и слепых кротов - «больших глупых дилетантов». Одна из отличительных черт их обывательской психологии - самоуспокоенность и смиренность. К носителям таковой можно причислить и коров Офелию с Элоизой, героинь эпизода «Ожидание» (Светлана Дорохова и Инесса Муран).

В свою очередь, это благодатная почва для зарождения «вождизма». Так бабуин Эд зримо показан актером Данилом Лаптевым крайне правым экстремистом. «Низшими» «дитя Великого красноносого и синезадого Бога бабуинов» считает человеческие существа. За распространение ими теории эволюции - «абсурдной, оскорбительной и кощунственной» - он предлагает «казнить всех этих заблудших», «разорвать их на части зубами... Убивать, убивать, убивать...» «Во имя самого святого Владыки и Создателя».

К слову сказать, Ницше - далеко не агрессивный философ. Правда, очень сурово относившийся к «слабым» и «рабам» по духу, желанию и призванию. Процесс самоутверждения Сверхчеловека он понимал как «преодоление им всего мелочного и прорыв к вершине человеческого духа». А воля к власти должна была сформировать у него стремление стать выше и лучше других за счет ума и таланта, и повелевать «серой» толпой. Подмена ницшеанского «властвовать и повелевать» на глагол «убивать» стала одной из основ идеологии фашизма. И не только германского.

Сюрреалистическая антикомедия «ZВерь!jo» режиссера Сергея Пантющева - необычайно свежая постановка Чайковского театра драмы и комедии. Отказавшись по рекомендации драматурга от звериных костюмов, хождений на четвереньках и животных гримас, актеры четко спроецировали на братьев наших меньших характеры и мировоззренческие пристрастия людей. Многие - вдохновенно, с полным растворением собственного Я в создаваемом герое-звере! В противном случае, что бы еще смогло подвигнуть автора этих строк на философские рассуждения?

Каждая миниатюра посредством сарказма и самоиронии, фарса и абсурда раскачивала зрительские эмоции до максимальных амплитуд. В целом же, исполнители посредством «эзопова» языка рельефно проводили грань между человеком высшим и стадным. Сродни большой философской притче! И каждый раз после просмотра спектакль оставлял молодому зрителю терпкий букет послевкусия и оседал в его голове надолго.

 

Фото Ангелины ТРУБИНОЙ и Полины ТЕЛЕГИНОЙ

Фотогалерея