Прекрасная мелодия души... / Вспоминая Любовь Альбицкую (Самара)

Выпуск №3-243/2021, Вспоминая

Прекрасная мелодия души... / Вспоминая Любовь Альбицкую (Самара)

5 июля 2021 года в Самаре ушла из жизни заслуженная артистка России Любовь Альбицкая.

Ее дедушка по материнской линии родом из Варшавы. За участие в политических митингах его сослали в Сибирь, где он и познакомился с будущей супругой. Дед по отцовской линии был православным священником. Папа - филолог и журналист, мама работала в ателье. К театральному искусству никто из предков отношения не имел.

Любовь Альбицкая родилась в канун старого Нового года, 13 января 1941-го в Куйбышеве. Театр любила с детства, но, окончив школу, поступила в инженерно-строительный институт на факультет промышленного и гражданского строительства, и лишь четыре года спустя решилась пойти на прослушивания в студию при Куйбышевском театре драмы имени Максима Горького. В тот день она так волновалась, что вообще ничего не помнила. И все же ее приняли! Педагогом курса был Михаил Лазарев, феноменальный актер и потрясающий человек. Года полтора спустя, волею судьбы в новогоднюю ночь они оказались в фойе театра за одним праздничным столиком, потом он провожал ее домой. Эти провожания стали ежевечерними вплоть до майских праздников, а затем они назло всем приметам поженились...

После студии Любовь Альбицкая год проработала в Ульяновском театре драмы, где сыграла Королеву в романтической комедии Е. Хелтаи «Немой рыцарь». А затем, вернувшись в Куйбышев, четверть века, с 1967 по 1991 год, была одной из ведущих актрис известного на весь Советский Союз театра драмы.

Клеопатра в «Цезаре и Клеопатре» Б. Шоу, Ирина в «Трех сестрах» А.П. Чехова, Аглая в «Настасье Филипповне» по роману Ф.М. Достоевского «Идиот», Мария в «Законе вечности» Н. Думбадзе, Дорина в «Тартюфе» Ж.-Б. Мольера, Беатриче в «Любовь, джаз и черт» Ю. Грушаса, Машка в «Левше» Б. Рацера и В. Константинова, Клеопатра в «Игре теней» Ю. Эдлиса, Линда в «Гостинице «Астория» А. Штейна, Донья Анхела в «Даме-невидимке» П. Кальдерона, - в этих и многих других созданных актрисой образах критики отмечали удивительную манкость, внутреннюю наполненность, темперамент, сценическое обаяние, то, что остается в памяти навсегда. То, что не всегда можно объяснить словами.

В «Гамлете» У. Шекспира у нее были две роли. Сначала, когда Гамлета играл Юрий Демич, она сыграла Офелию, бесконечно любящую, девушку-судьбу. Затем ей довелось сыграть роль королевы Гертруды. Об этой своей работе она говорила скупо, однажды обмолвилась, что видела эту героиню иной, чем в спектакле Петра Монастырского.

В Инне из «Традиционного сбора» В. Розова за внешней циничной холодностью скрывалась незащищенность легко ранимой души девочки, в Инге из «Соловьиной ночи» В. Ежова сквозь затравленный взгляд исподлобья пробивались человеческое достоинство и женское очарование, а острая на язык Дорина из мольеровского «Тартюфа» во многом была сродни то Фигаро, то Труффальдино. Про ее Соню в чеховском «Дяде Ване» писали, что Любовь Альбицкая несет в себе поэтику спектакля: с ее появлением на сцене параллельно с развитием сюжета словно начинает звучать не всеми слышимая мелодия, объединяющая все хорошее, доброе, светлое...

Как отмечали критики, роль Калерии в спектакле Петра Монастырского по пьесе М. Горького «Дачники» строилась на противоречиях. Яркая внешность, выразительная пластика были знакомы по предыдущим ролям и отлично соответствовали образу поэтессы-декадентки. Однако все это было слегка утрировано, жесты замедленны, голосовые интонации аффектированы. Калерия Любови Альбицкой казалась в чем-то неземной. В чем? Явного ответа на этот вопрос не было. Мужчин к таким женщинам тянет, словно магнитом, несмотря на их откровенную колкость. Декадентствующая старая дева в тот момент, когда максималист и правдолюб Влас жестко пародирует ее стихи, вдруг становилась абсолютно искренней, ранимой, хрупкой, несчастной женщиной, которую было жалко до слез...

В кинематографе Любовь Альбицкая дебютировала в 1972 году в фильме Юрия Райзмана «Визит вежливости» И режиссер вспоминал, что она поражала его невероятной правдой внутренней жизни своей героини. Казалось бы, Альбицкую ждала прекрасная кинокарьера, но нет, позже она снялась всего в двух фильмах - в «Красной скрипке» (совместное производство «Таллинфильма» и студии «Дефа») и на «Беларусьфильме» в трехсерийной картине «Встречи на далеком меридиане».

В родном городе, на сцене любимого ею театра под руководством народного артиста СССР Петра Монастырского Любовь Алексеевна играла самые разные роли - и главные, и второго плана, и драматические, и острохарактерные, и комедийные. У этой хрупкой женщины с низковатым волнующим голосом были железные принципы и характер. Только она знала, чего ей стоило решение из-за конфликтной ситуации уйти из Куйбышевского академического театра драмы, как удалось пережить смерть любимого супруга, народного артиста России Михаила Гавриловича Лазарева, имя которого носит Самарский Дом Актера.

В театре «СамАрт», где Любовь Алексеевна проработала в 1991-1997 годах, она сыграла мудрую Голду в «Поминальной молитве» Г. Горина, трогательную Кормилицу в «Ромео и Джульетте» У. Шекспира, Юлию в «Ромуле Великом» Ф. Дюрренматта.

Когда директор театра «СамАрт» Сергей Соколов и режиссер Анатолий Болотов предложили ей роль Бабушки в спектакле «Деревья умирают стоя» А. Касоны, актриса даже думать об этом не хотела: «Какая из меня бабушка! Мне до восьмидесяти лет еще жить и жить!» Ее тактично и довольно долго убеждали, дескать, старость играть не надо. Так в ее жизнь вошла одна из лучших ролей...

В откровенно гротесковой мадам Розпетл в спектакле Андрея Дрознина по пьесе А. Копита «Папа, папа, бедный папа» перед публикой предстала абсолютно незнакомая Альбицкая. Посвятившая себя психологическому театру, актриса фонтанировала изобилием красок и интонаций в совершенно иной эстетике, в почти клоунском образе, в сложном пластическом рисунке. Смотреть на ее Розпетл было и смешно, и страшно.

Позже Любовь Алексеевна сотрудничала с коллективом негосударственного театра «Понедельник» (Феона в «Не все коту масленица» А.Н. Островского, Бабушка в «Двери хлопают!» М. Фермо, Майя Ивановна в «Браво, Лауренсия!» Н. Птушкиной), запомнилась сыгранными на сцене Дома Актера «Я стою у ресторана: замуж - поздно, сдохнуть - рано» Э. Радзинского и изящным дуэтным существованием с заслуженным артистом России Олегом Свиридовым в спектакле по пьесе Н. Коляды «Старая зайчиха». «Человеческий голос» Жана Кокто в постановке Владимира Муравца прошел на сцене Самарского Дома Актера всего несколько раз. Так же, как с реальными партнерами, актриса взаимодействовала в этом моноспектакле с немногочисленными окружающими ее предметами. Любимый человек остался лишь в воображении. Телефон, так и не ставший связующей нитью между прошлым и настоящим, обрек на одиночество, на гибель. Героиня Альбицкой изнемогала буквально на глазах у зрителей. И, конечно же, рвал душу ее голос - трепетный, искренний, чувственный!..

... Однажды столь же искренне, столь же откровенно Любовь Алексеевна рассказала мне о себе. О своем детстве, о том, как много лет скрывала, что была крещена, о своей вере в Бога и в людей. При этом она считала себя стопроцентным фаталистом, верила в судьбу, в предначертанность встреч и расставаний, побед и поражений. А еще с грустью говорила, что в юности очень любила танцевать, не случайно в свое время восемь лет занималась аэробикой. Вспоминала, как поначалу завидовала успешности и красоте жизни западных киноактрис, как сомневалась в собственных артистических возможностях, как не раз «обжигалась» в театральном мире, сталкиваясь с завистью и интригами.

Каждый этап ее жизни, так уж сложилось, был связан с той или иной книгой. Она была поклонницей творчества Пушкина, Лермонтова, Горького, Чехова. Не создавала себе кумиров ни в искусстве, ни в жизни, хотя симпатизировала многим. Не любила шумных улиц, испытывала чувство неловкости, когда ее узнавали. А как она готовила плов, мясо по-французски, курицу! Шутила, что, наверное, все же ошиблась в выборе профессии...

Нас объединяло многое, в том числе и особое отношение к собакам. У Любови Алексеевны были тойтерьеры. Первая собака прожила четырнадцать лет, вторая - тринадцать. С их уходом из жизни она стала другой, в чем-то потерянной...

Будучи человеком с ярко выраженной гражданской позицией, еще в семидесятые годы Любовь Алексеевна избиралась депутатом Ленинского районного Совета депутатов. Десятилетиями позже, при наших встречах в библиотеке Дома Актера или просто на улице, она не раз говорила со мной о политике, о социальных проблемах, о смене морально-нравственных приоритетов в обществе, о том, что, судя по всему, человеку не так много и надо - жить заботами о семье, о близких, а государство пусть хотя бы немного, но тоже заботится о каждом из нас.

А еще она делилась размышлениями о ходе работы над книгой воспоминаний. Казалось, ничто не ускользало от ее взгляда. Казалось, время не властно над ней. Невозможно поверить в то, что Любови Алексеевны Альбицкой больше нет с нами.

 

Фото из архива Самарского отделения СТД РФ

Фотогалерея