Встретились Розов, Арбузов, Вампилов / IV Всероссийский театральный фестиваль имени В.С. Розова (Ярославль)

Выпуск №3-243/2021, Фестивали

Встретились Розов, Арбузов, Вампилов / IV Всероссийский театральный фестиваль имени В.С. Розова (Ярославль)

Всероссийский театральный фестиваль имени В.С. Розова уже четвертый раз проходит в Ярославском театре юного зрителя, носящем имя его основателя В.С. Розова. Со временем «Розовфест» превратился в лабораторию и даже активную образовательную площадку. Под знаком творчества Виктора Розова он объединяет деятелей театра и культуры, а также театральное студенчество Ярославля и Москвы. И в афише его лучшие спектакли не только по пьесам Розова, но и по произведениям его современников и последователей. Да, Розовский фестиваль стал мостом, объединяющим прошлое, настоящее и будущее в единое художественное пространство. А символ его - красный журавлик, который вручался всем участникам фестиваля. Еще в обязательном порядке дарилась эмалированная кружка советского образца и плетеная «авоська» былых времен, с которой кое-кто даже прогуливался по городу.

Спектакли, как всегда, шли параллельно на большой и на малой сценах театра - что, к сожалению, затрудняло знакомство с полным фестивальным репертуаром. Всякий раз приходилось мучительно выбирать между какими-нибудь театрами. Так что расскажу лишь о том, что удалось увидеть.

В этот раз «Розовфест» ознаменовался режиссерским дебютом студентов ГИТИСа, принявших участие в студенческой лаборатории «Розов. Эскиз-2020». Вот одна из этих работ - спектакль «Кабанчик» молодого режиссера Ники Платоновой, поставленный на сцене Ярославского ТЮЗа. История о том, как дети пытаются искупить грехи своих отцов, решена в доброй традиции театра старой школы, театра русского психологизма и правды жизни, с неторопливым и вдумчивым подходом к сюжету, героям и обстоятельствам. Такая стилистика была и будет востребована самым широким зрителем, ищущим в театре «отражения жизни» и задушевного разговора о себе самом. Главного героя, юного Алексея, мучительно переживающего то, что он оказался сыном высокопоставленного вора, играет Евгений Кузнецов. Его игра остра и напряженна, бунтующий внутренний мир героя на грани саморазрушения. И мы удивляемся, как удалось молодому человеку нового времени так остро проникнуться проблемами своего ровесника совсем иных времен, иного менталитета.

Антон Городецкий явил противоположный полюс режиссуры, поставив пьесу «В поисках радости» так, что все мы с трудом узнавали знакомых с детства героев и их жизнь. Этому мифологическом сюжету, запечатленному и в театре, и в кино, была предложена другая оптика, исследовавшая послевоенных розовских мальчиков, вступивших во времена, где нет места подвигу, но упорно стремящихся к личностному становлению и решающих свой вечный вопрос: «Для чего я живу?» Перед нами и впрямь был некий оптический обман: мы знаем пьесу, но не узнаем ее. Полное пренебрежение «сюжетом» и «рассказом»: герои - символы, ситуации - символы, место действия - абстрактное «лобное место» (или «соборная площадь»), где разыгрываются ключевые позиции фабулы при молчаливом свидетельстве остальных, на всеобщем обозрении и суде. Молча судят мещанские устремления одних и одобряют романтический бунт других... Мы не видим ни разбившийся аквариум с рыбками, ни знаменитую рубку мебели - все в звуках и намеках, словно игра на память физических действий, идущая в призрачном пространстве далеким отзвуком былого.

Розовская пьеса «В дороге» ставится редко, но увидеть ее на сцене нынешним молодым будет любопытно и полезно. Театр юного зрителя города Заречного привез спектакль в постановке Андрея Шляпина, погрузив нас в жизнь страны начала 60-х годов прошлого века. Это повесть-путешествие по городам, весям и быту Советского Союза от Москвы до самого Урала. Путешествует молодой человек Владимир (Сергей Скворцов), который, убегая от родительской опеки, пускается в собственное плавание по жизни. Его путешествие, конечно же, и духовное. Он проходит собственную школу жизни, путь собственного становления. Ради этого и написана пьеса. И какой размах: Москва - Урал - города, села и реки - железнодорожные пути, станции, вокзалы - стройки коммунизма, общаги - металлургический завод, где в финале останавливает свой бег по жизни человек. Рядом с ним простая девушка Сима (Кристина Денисова), ставшая его судьбой.... И эта хроника скитаний и взросления - как учебник для всякой юной души, рвущейся вдаль. Да, трудно, опасно, холодно, тяжело. Попробуй.

Алексей Арбузов удивительно вписался в контекст фестиваля своей оптимистической комедией «Мое загляденье», показанной Пензенским областным драматическим театром им. А.В. Луначарского. Молодой режиссер Кирилл Заборихин блеснул снайперски-точным чувством стиля, прочитывая арбузовский текст с невероятным наслаждением и изяществом. Арбузовское «легкое дыхание» царило на сцене и вдохновляло зрителей, не перестававших удивляться нелепым и милым героям, живущим со странной наивностью и простодушием. Какие прекрасные идеалисты, оказывается, существовали в прошлом веке! Теперь таких нет. Чудак и чудик Вася Листиков (Артем Тихомиров), легко раздающий все, что у него есть, ближнему. Чокнутая студентка Милочка-3 (Юлия Кузнецова), влюбленная в Васю и готовая вместе со своим высокопоставленным отцом (Владислав Матюкин) на любые жертвы ради этой любви. Внезапно Васю предает любимая жена Милочка-2 (Юлия Кузьмина), уйдя к его лучшему другу Севе (Юрий Землянский). Но и это не лишает Васю неискоренимого оптимизма, любви к жизни и веры в людей.

Собственно, вся эта история как раз и состоит из подобных личностей - трогательных, безоблачных и безумных, обладающих какой-то особой, волнующей привлекательностью. Веселый кошмар их недоразумений кончается всеобщей любовью, дружбой и обожанием - преподав нам прелестный романтический урок любви к ближнему.

Розовский фестиваль был бы неполон и без Вампилова: его пьесу «Прощание в июне» в постановке Андрея Сидельникова показал Санкт-Петербургский театр «Суббота».

История любви двадцатилетних с испытанием юной души на стойкость (дилемма: «карьера или любовь?»), избежав назидательности, стала авантюрным разгулом молодежной энергии. На сцене уличный оркестр, бурление песен, зонгов, танцев, приколов и розыгрышей - не прекращающийся ни на миг студенческий шабаш. Тут все - главные персоны, все рвутся проявить себя креативно и лихо, надевая маски зверей и птиц и превращая зрелище в карнавал. Карнавальность - оплот «Субботы». Зритель «поджигается» легко и радостно: ликуя, притопывая и посвистывая в зале. Герои рвутся к микрофону с собственными зонгами, а одинокий мент всё рыдает по какой-то Виолетте... Люди, в общем, празднуют свою жизнь.

Поверх сюжета накладывается стихия собственного режиссерского вымысла - однако и сюжет прочитывается с чувством. Любовь студента Колесова (Иван Байкалов) и дочери декана Тани (Кристина Якунина) трогает, а вопросы чести, совести и предательства, обсуждаемые здесь, вечны.

Одним из триумфаторов фестиваля стал спектакль Бориса Гранатова «Как Зоя гусей кормила», поставленный по пьесе Светланы Баженовой в Вологодском Театре для детей и молодежи. Столетней Зое (Валентина Бурбо) врачи предрекли два последних дня жизни, и все уже готовы к ее уходу, кроме самой Зои, которая все так же страстно живет, волнуется и опекает своего седовласого сына Вову (Эдуард Аблавацкий), сломленного жизнью отставного ученого, исполняющего последнюю миссию возле умирающей мамы. Меж тем товарищ Вовы, Плоцкий (Денис Долбышев), привозит ему из деревни девушку Женю (Екатерина Чаукина), чтобы та скрасила его одиночество. Против Жени, конечно, восстает мама, черпая в этом протесте новые жизненные силы.

Все эти герои безудержно артистичны и карнавальны, с наслаждением разыгрывая фарсовые ситуации, в которых они оказались, и предлагая нам некую увлекательную «игру жизни»: и сладкоулыбчивая вампирша мама, и Женя с сумасшедшей природной энергией, и уклончиво-инфантильный Владимир. Подобно эксцентрикам, они жонглируют гротесковыми красками, соревнуясь в саркастичности и креативе - одновременно нащупывая пути навстречу друг другу... Но даже когда показалось, что все как-то более-менее устраивается, вожделенная всеми гармония внезапно рушится и наступает трагический финал. Доказывающий нам то, что в жизни все опасно и тесно переплетено - и веселье, и трагизм, и упования, и крушения.

Фотогалерея