The show must go on! / II Межрегиональный фестиваль им. А.Н. Толстого «Время театра» (Сызрань)

Выпуск №3-243/2021, Фестивали

The show must go on! / II Межрегиональный фестиваль им. А.Н. Толстого «Время театра» (Сызрань)

С 6 по 12 сентября в Сызранском драматическом театре имени Алексея Толстого при поддержке Администрации городского округа Сызрань, Союза театральных деятелей Российской Федерации и Самарского отделения СТД состоялся II Межрегиональный фестиваль им. А.Н. Толстого «Время театра».

На торжественном открытии исполняющий обязанности главы городского округа Сызрань Анатолий Лукиенко напомнил, что впервые фестиваль «Время театра» прошел в октябре 2018 года и был посвящен 100-летию Сызранского драматического театра имени Алексея Толстого. В фестивале участвовали театральные коллективы из Самары, Пензы, Тольятти, Саранска, Копенгагена. Намеченный на 2020 год второй фестиваль был перенесен на год из-за ограничений, связанных с пандемией коронавируса. Приветствуя участников и гостей фестиваля, Анатолий Евгеньевич заявил о необходимости дальнейшего регулярного проведения фестиваля, как уникального для Сызрани события.

Секретарь Союза театральных деятелей Российской Федерации, лауреат Национальной премии «Золотая Маска», заслуженный артист России Владимир Гальченко обратил внимание собравшихся на лабораторную составляющую фестиваля, на разборы спектаклей членами жюри, обмен мнениями, мастер-классы, возможность развития новых творческих контактов между театрами самых разных регионов страны.

Почетный гость фестиваля, руководитель творческого проекта театров Российской Федерации «Театральная провинция» Ирина Москаленко передала участникам фестиваля приветствие от имени руководства Центрального Дома Актера имени А.А. Яблочкиной, пожелав театральным коллективам удачи, а зрителям - ярких впечатлений от спектаклей.

Мне вновь выпала честь работать в жюри фестиваля, на этот раз вместе с театральным критиком Викторией Пешковой. Возглавил жюри кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств, лауреат Государственной премии России, лауреат премии имени С. Дягилева Сергей Коробков.

Открыл фестивальный показ Сызранский драматический театр имени Алексея Толстого. Спектакль по пьесе Мартина Макдонаха «Калека с острова Инишмаан» в постановке Юрия Ардашева не имеет ничего общего с жестким парадоксализмом и черным юмором драматургии Макдонаха. В центре внимания режиссера не «вывихнутость» сознания персонажей и не откровенная ненормальность окружающего мира, а некая образно-метафоричная странность жизни. При этом тетушкам Кейт (Татьяна Дымова) и Эйлин (Татьяна Леднева), Джонни Патимайку (Владислав Штиль), Доктору (Сергей Малышев) явно не хватает объема, второго плана. Увлекшись одним настроением, режиссер окрасил практически всех действующих лиц одной краской. Так бывает, когда спектакль ставит бывший актер. Почти красотка Хелен (Мария Зинова) оказывается лишенной обаяния стервочкой, калека Билли Александра Антонова (приз жюри фестиваля «Дебют») и Бартли Анатолия Карпова настолько закрыты режиссером сложным рисунком демонстрации физических недостатков, что за ними едва заметны их душевные как достоинства, так и изъяны. Сценография Анны Митко образна, костюмы фольклорны, бутафория забытовлена. В спектакле очень много внешнего, стилистически несоединимого. Как метафора остров в нем отсутствует.

Сердце замирает от Нины Барковской в образе недолюбившей, но наполненной истинным чувством Мамаши (приз «За лучшую женскую роль второго плана») и от Евгения Морозова в роли Бобби (приз «За лучшую мужскую роль второго плана»). Их героям веришь, им сочувствуешь, сострадаешь, задумываясь об искалеченности человеческих душ. Прав был Иосиф Бродский: «Если выпало в Империи родиться, лучше жить в глухой провинции у моря...»

Балаковский театр юного зрителя имени Евгения Лебедева удивил и публику, и жюри неординарным и, к сожалению, во многом далеким от совершенства сценическим прочтением романа Ф.М. Достоевского «Идиот». Длящийся больше трех с половиной часов спектакль заявлен автором инсценировки, сценографом, автором костюмов и композитором, самарским режиссером Александром Мальцевым в жанре «История болезни романа». Актеры вводят зрителя в спектакль чтением авторского текста, но с остранением от него, с переключением на образы своих героев у них большие проблемы. Выстроенных образов в спектакле нет, как нет и ансамбля. Огромные монологи не прожиты, текст остается текстом, как ни прикрывай артистов дымом или схожими с цирковыми разноцветными лучами света. Увы, в балаковском «Идиоте» нет настоящих чувств, но вдоволь актерского наигрыша, демонстрирующего неготовность труппы работать с материалом такого уровня. К тому же прочтение «Идиота» в этой сценической композиции во многом расходится и с буквой романа, и с его духом: только в первом действии я насчитал больше десяти таких «ляпов». Со зрителем то говорят об ужасе потери веры и цитируют книгу Екклесиаста, то устраивают вульгарный антирелигиозный танцевальный шабаш с масками уродливых созданий, то в финале изображают православный театр.

В генерале Епанчине (Роман Леденев) вы не найдете ничего ни от генерала, ни от отца семейства - перед нами лишенный характера и биографии человек в мундире, безвольно присутствующий рядом с супругой. Да и сама Лизавета Прокофьевна в исполнении Анастасии Годиной лишь временами напоминает ту женщину, о которой писал Достоевский. Образы дочерей Епанчиных Александры (Мария Сморкалова) и Аделаиды (Ирина Афанасьева) сведены к эпизодическим функциям, как и Тоцкий Максима Потапова, как и Дарья Алексеевна Ольги Князевой. Ганя Иволгин (Александр Стюфляев) исполнен самолюбованием. Буффонадно-цирковым, псевдодьявольским персонажем активно перемещается по сцене Фердыщенко (Михаил Тимошевский). Сюжетная линия Ипполита (Степан Старченко), занимающая во втором действии добрые полчаса, прервав основной сюжет, тормозит и без того безнадежно монотонное течение событий. Ни о Настасье Филипповне (Ксения Головцова), ни о напоминающем пьяного извозчика Рогожине (Денис Иванов) сказать нечего. По воле режиссера на сцене не раз является Душа Настасьи Филипповны в исполнении Елизаветы Репьевой, самым банальным образом иллюстрируя душевный разрыв Настасьи Филипповны на светлое и темное начало. Князь Мышкин в исполнении Максима Ткача словно вышел из школьной самодеятельности, все в нем упрощено до трафаретности, вместо светлой кротости - «дурковатость» с гипертрофированным акцентом. Лишь Аглая Дарьи Абоимовой (приз фестиваля в номинации «Надежда») откровенна, в чем-то наивна, временами порывиста, и этим интересна.

Спектакль идет то под звуки установленной на сцене барабанной установки, то под отбивание актерами ритма движения поезда. Плакатно читается сценическое оформление, мизансцены меняются одним и тем же приемом перестановки стульев. Прерывающие огромные фрагменты текста романа пластические миниатюры Евгении Курочкиной смотрятся с гораздо большим интересом как некий спектакль в спектакле.

Самарский Молодежный драматический театр «Мастерская» представил на фестивале спектакль Ольги Парфеновой по пьесе Аси Волошиной «Гибнет хор». В пьесе три действующих лица: Михаил, Софи и Хор, речь которого основана на записях воспоминаний солдат Первой мировой войны из книги Софьи Федорченко «Народ на войне». Роль Хора исполняет Владимир Мухтаров, а большая часть текста Хора передана девяти актерам, представленным в образах, придуманных режиссером так называемых Героев былых времен. Как отметила на обсуждении спектакля Виктория Пешкова, режиссер явно провоцирует зрителя на ту или иную эмоцию не работой с актерами, а внешними, повторяющимися приемами использования света, звука, визуальных образов, забывая, что в массовом действии интересны актерские индивидуальности, а не схожие друг с другом белые рубахи. Все погибшие персонажи попали на войну по-своему, у каждого из них была своя жизнь, своя любовь, но режиссера больше интересует лишенный психологического разнообразия пазл коллективного портрета. Сергей Коробков отметил отсутствие танцевальной точности в хореографических миниатюрах Алексея Жандарова и то, что при всем уважении к хормейстеру Александре Шнейдер театру нужен педагог по вокалу, в разложенном на голоса народном пении фальшивить нельзя.

Самарскому Молодежному драматическому театру идет четвертый год. В основе коллектива - актерский курс Института культуры под руководством Ирины Сидоренко и Александра Мальцева. Спектакль во многом держится на ярком, сложившемся еще в студенческой аудитории ансамбле с его по-юношески искренним единением (приз жюри «За лучший актерский ансамбль»). По большому счету, «Гибнет хор» - это увлеченно сделанный большой этюд. Видно, что творчески развивающийся театр потенциально перерос подобные постановки.

Спектакль по пьесе Ольги Мухиной «Олимпия» идет в Тольяттинском драматическом театре «Колесо» имени Глеба Дроздова на малой сцене и впервые был сыгран на фестивале в совершенно ином, более масштабном пространстве, от чего только выиграл. Первый акт был прекрасен точностью актерского существования, оригинальностью музыкального и визуального рядов, иронией повествования, легкостью дыхания! Замечательны Елена Радионова в роли Бабушки Алеши (приз «За лучшую женскую роль второго плана»), Андрей Амшинский в роли генерала Токарева, Андрей Чураев в роли Папы Алеши (приз «За лучшую мужскую роль второго плана»), да и юные артисты удивительным образом точны в образах героев той эпохи, свидетелями которой они в силу возраста не были. Высшей точкой спектакля стал завершающий первый акт ветер перемен нового времени, отраженный в видеоклипе группы «Queen» «The show must gon». Во втором акте режиссер Михаил Чумаченко (приз фестиваля «За лучшую режиссерскую работу»), словно не заметив системной ошибки драматурга, пошел на поводу у нарастающего в тексте откровенного морализаторства, и спектакль отчасти потерял свою высоту.

Видно, что, лишившись в межсезонье разом и художественного руководителя, и главного режиссера, и директора, Тольяттинский театр «Колесо» выстоял. Хочется верить, что во главе с новым директором Вячеславом Тиуновым и с вернувшейся в коллектив в качестве художественного руководителя народной артисткой России Натальей Дроздовой труппа еще не раз заявит о себе.

Если верить афише, комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль» поставлена Алексеем Козловым в Драматическом театре города Вольска в жанре комедии, в реальности - абсолютно мимо жанра: с элементами то балагана, то лубка, то комедии нравов, то комедии положений, то буффонады. Широкие жесты, голоса на грани крика, актерский наигрыш с разной степенью вульгарности, частушки, пляски под простенькое, если не сказать, примитивное музыкальное оформление. Сценография Дарьи Каракуловой откровенно напоминает работу Эдуарда Кочергина в легендарном «Холстомере» БДТ. Остается только догадываться, зачем театр приехал на фестиваль со столь беспомощной постановкой, направленной на развлечение зрителя чем угодно и как угодно.

Специальным призом жюри «За верность традициям психологического театра» были награждены актеры Рыбинского драматического театра Владимир Калюкин за роль Виктора и Наталья Левина за роль Гелены в спектакле «Варшавская мелодия». Выступивший в этой постановке в качестве режиссера актер Владимир Калюкин подверг пьесу Леонида Зорина не во всем оправданной переработке, используя прием театра в театре, сочинил эпизоды, переносящие часть действия в наши дни. В итоге спектакль не выиграл ни от столь насильственного осовременивания сюжетной линии, ни от довольно странного музыкального оформления, ни от иллюстрирующих происходящее визуальных средств.

Спектакль Центрального академического театра Российской Армии по пьесе Анатолия Крыма «Дом под снос» стал на фестивале настоящим событием! Незамысловатая житейская история, сдобренная массой по-настоящему смешных реприз, в исполнении народной артистки России Алины Покровской и заслуженного артиста России Сергея Колесникова стала не только лирической комедией, но эпически масштабным повествованием о том, как волею судьбы два одиночества столкнулись во Вселенной.

Тончайшая нюансировка актерского дуэта в режиссуре Андрея Бадулина и музыкальном пространстве Рубена Затикяна не оставила равнодушными ни публику, ни критику. По итогам фестиваля единогласным решением жюри спектакль «Дом под снос» был награжден Гран-при и призами за лучшую мужскую и женскую роли.

Во время фестиваля «Время театра» Указом Президента Российской Федерации город Сызрань был награжден почетным званием «Город трудовой доблести». В праздничной атмосфере состоялось закрытие прекрасно организованного театрального форума, планы по развитию которого намечены и, хочется верить, будут реализованы.

 

Фото Елены ДЕМИДОВОЙ

Фотогалерея