Эмоциональные «единицы хранения»/Вечер памяти Андрея Трапани

Выпуск № 10-120/2009, Вспоминая

Эмоциональные «единицы хранения»/Вечер памяти Андрея Трапани

 

75-й день рождения Тамбовская «Куколка» в этом сезоне отмечала не единожды. Так решил коллектив и все поклонники театра кукол. Вот почему еще до конкретной даты состоялась премьера цикла мероприятий, посвященных 75-летию, которое будет праздноваться в течение нескольких месяцев. В рамках цикла состоялся и вечер памяти Андрея Трапани. В истории Тамбовского театра кукол немало достойных имен. Но Андрей Петрович Трапани, по мнению театроведов, историков, современников этого режиссера и педагога, а также и его учеников, – самая выдающаяся личность. Именно с ним связано становление нашей «Куколки». К тому же в прошлом году в Тамбове отметили 100-летие со дня рождения А.Трапани, а в текущем, 7 февраля была другая годовщина – день его памяти, 30 лет со дня кончины.

К этой череде событий устроители вечера отнесли и другое, не менее важное явление в культурной жизни нашей области – выход в свет книги С.Ландау, супруги А.Трапани, «Парабола жизни», которую она посвятила своему мужу и в которой поведала о его судьбе. Монография Симоны Густавовны, известного театроведа, получила большой резонанс в культурной среде тамбовщины. Но, как ни странно, презентации ее не было. Эту несправедливость и решили ликвидировать устроители вечера памяти, который стал своеобразным представлением книги Ландау. Ибо в ней прекрасно отражена и жизнь замечательного кукольника, и его вклад в развитие театра. Причем не только тамбовского, но и в историю театра кукол вообще. Недаром имя А. Трапани вошло как в Театральную энциклопедию, так и в российские учебники по режиссуре кукольных театров.

«Ты, который с таким глубоким проникновением в суть «искусства играющих кукол» вел театр по пути неуклонного развития его творческих и нравственно-воспитательных задач, – написано в «Параболе жизни» С.Ландау. – Ты, который так умело избегал на этом трудном пути как плоского натурализма, так и абстрактно-трюкаческого формализма… Ты, который прозорливо понимал, чего этому театру еще не хватает, и был полон замыслов, способных обогатить его новыми открытиями… Хотя и не испанский идальго XVII века, а скромный русский кукольник века ХХ, но так же, как он, сражавшийся со все новыми враждебными «стенами» – ты жил действительно сердечно полной жизнью… И ты остался. Остался! Потому, что рядом с Тамбовом и далеко от него работают хорошие театры твоих любимых кукол. Там Вадим Жуков, там Роман Ренц, там Верочка Глаголева-Белуш, Георгий Мартьянов и многие еще. А ты даже не знаешь, что Эмира Уракова в Омском театре кукол получила звание заслуженной артистки РСФСР и на вопрос журналиста, как она этого достигла, ответила: «Оттого, что мне повезло на хороших людей, и у истоков моего пути стоял такой учитель, как Андрей Петрович Трапани».

То, что им несказанно повезло с учителем, подтвердили и другие ученики Трапани, прибывшие на вечер памяти как из Тамбова и области, так и из Сибири, Израиля, Украины. Вел эту встречу друзей и единомышленников доктор политических наук, профессор, член Общественной палаты В.Пеньков. Он сам в юности работал актером театра кукол, и ему «посчастливилось знать одного из тех людей, кто на протяжении многих лет отдавал свои энциклопедические знания, опыт, умения, выверенные безукоризненным художественным вкусом, свое доброе сердце работе в детском театре».

Поразительное дело, та доброта, которой одаривал Трапани своих коллег и учеников (недаром на памятнике Трапани запечатлены слова «Режиссеру, педагогу, рыцарю добра»), с годами не только сохраняется, но и множится. Свидетельство этому – удивительная атмосфера в зале «Куколки», где шел вечер. Прошло тридцать лет, а все знавшие Андрея Петровича говорили о нем с таким невероятным восторгом, радостью и воодушевлением, как будто учитель куда-то на минутку отлучился, а они стараются успеть поделиться с публикой всем тем хорошим, что о нем думают, но при нем сказать не решаются, ибо учитель строг и при себе не позволит таких сантиментов.

Фейерверк рассказов. Каждый, как яркая вспышка приятных воспоминаний о работе над теперь уже легендарными спектаклями (в Тамбовском театре кукол Трапани осуществил 53 постановки) «Волшебная лампа Алладина», «Снежная королева», «Чебурашка и его друзья», «Царевна-лягушка», «Рыжик», «Конек-горбунок», «Поросенок Чок» и другие. Хотя этот последний, самый рекордный по числу показов – за тысячу, сегодня решено восстановить. Сделана новая редакция и куклы, прошла премьера. В память о Трапани «Поросенок Чок» вновь будет радовать маленьких зрителей.

На сцене «Куколки» В.Пеньков, И.Поляков, Р.Юдина, С.Левандовский, И.Дудник, Т.Суровикина, С.Болотов, Т.Павленко, Т.Осипова и другие вспоминали, как Трапани учил их быть не просто актерами, но людьми широко образованными, интеллигентными, всецело, как и он, преданными театру, даже если впоследствии их ждал иной творческий путь. Звучал неоднократно во время вечера и голос верного спутника, единомышленника и друга Андрея Петровича Симоны Густавовны Ландау. К сожалению, в прошлом году она ушла из жизни. Но благодаря тому, что журналист областного радио Л.Шмелева сохранила в архиве передачи о театре, записанные ею вместе с театроведом С.Ландау, сегодня мы можем услышать не только озвученные ею страницы истории театра кукол, но и размышления о культуре.

Видеозапись донесла до собравшихся и слова президента Центра С.В.Образцова, Б.Голдовского, который считает, что « В «Параболе жизни» С.Ландау смогла не только рассказать о прошлом. Ее книга обращена в будущее, увлекая читателя размышлениями о путях развития театрального искусства – особенно обращенного к детям, – его коренных, основополагающих педагогических, воспитательных, эстетических, нравственных задачах… Трапани был провидец, что по-древнегречески звучит как – «прометей». У Андрея Трапани судьба сложилась Прометеева: как и древнегреческий титан, он всю жизнь учил людей наукам и искусствам, за что тоже был нелюбим начальством. Подобно Прометею, по легенде «сотворившему людей из земли и воды», творил из воды и глины театральных кукол».

И куклы стали равноправными участниками вечера памяти. Андрей Петрович огромное внимание уделял образности, выразительности кукол, они являлись соавторами его спектаклей. Они были яркими воплощениями и добродетелей, и пороков человека. Поэтому и сегодня они не устарели и смотрятся очень современно. Немало во время вечера зрителям демонстрировалось и прекрасных архивных фотографий, которые подобрал сын Андрея Петровича, московский режиссер Сергей Трапани, приехавший на вечер с внуком Трапани.

В фойе Театра кукол руководитель музея истории театра Э.Степанова и В.Пеньков развернули обширную выставку, также посвященную жизни и деятельности Андрея Трапани. Создатели экспозиции увлекают публику в мир семей Трапани-Ландау с помощью замечательных снимков, афиш, документов, вещественных экспонатов. И бесспорным украшением выставки стали удивительной красоты куклы тех лет. Их невольно воспринимаешь как «очевидцев» «золотой трапаниевской поры». Рассказы, видеоряд, музейная экспозиция, атмосфера добра и стали, как верно выразился Владимир Пеньков, важными эмоциональными «единицами хранения», которые после вечера памяти каждый унес в своем сердце.

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.