Магический круг Андрея Борисова (Якутск)

Выпуск №3-243/2021, Лица

Магический круг Андрея Борисова (Якутск)

Писать об этом человеке невероятно трудно, но и невероятно увлекательно, потому что если даже много лет не видишь новые его спектакли - в тебе продолжает жить, вспыхивая яркими искрами увиденное десятилетия назад: эпизоды спектаклей, лица артистов, волны темперамента, захватывающие зрительный зал, мощь образов...

Наверное, уже два десятилетия прошло с той поры, когда я писала статью об Андрее Саввиче Борисове, замечательном режиссере, в ту пору министре культуры и духовного развития Республики Саха - Якутия. Статья называлась «Шаман», и сегодня я не могу думать об этом человеке по-другому - для меня он был и остается шаманом, владеющим поразительным даром заглядывать в прошлое и прозревать будущее. Потому что он отмечен не только профессиональным даром человека насквозь театрального, но и чертами подлинного философа, умеющего предвидеть, как отзовутся неусвоенные уроки истории в жизни других поколений. А еще он обладает способностью, почти утраченной сегодня деятелями культуры и искусства: хранить высокие духовные традиции и передавать их тем, кто будет жить в этом мире после нас...

В одном из недавних интерью Андрей Борисов говорил: «Есть такое явление как эффект бабочки, когда бабочка крылом махнула, оно подняло маленький ветерок, а затем поднялся большой ветер, буря, а потом - катастрофа. Возможно, катастрофа в духовной сфере, в культуре куда страшнее, чем катастрофы в природной сфере, потому что человек тогда уже перестает быть человеком.

Есть такая гениальная фраза китайского философа Лао Цзы: «В незнании незыблемого - зло бессмысленного становления». То есть, когда ты не знаешь и не культивируешь незыблемые законы мироздания культуры, человечества, отношений, незыблемые законы природы, тогда все становление общества, человечества становится злом, бессмысленным становится. Поэтому надо знать незыблемые законы. Театр для этого нужен: незыблемые законы нравственности, природы, общества, человека, культуры. Это я называю «сознанию роковому вопреки». Поэтому деятели культуры, как Александр Матросов, лежат на амбразуре с тем, чтобы пропускать через себя эти пули. Хотя бы на время мы можем задержать этот процесс деградации. Эстетику распада хоть как-то можем остановить».

И это не просто слова. Это - символ веры художника и человека.

Об Андрее Борисове написано очень много - о том, как многие годы и десятилетия отдал он созданию и развитию совершенно особого театра, театра олонхо, о его спектаклях, в которых открываются удивительные, глубочайшие смыслы и самые простые истины, о его человеческом обаянии, мгновенно вовлекающем любого в свой магический круг. Причем, это обаяние распространяется и на категорию памяти, что совсем непопулярно в наше время. Так, несколько лет назад Борисов отвечал на вопросы интервью корреспоненту в Казани во время фестиваля:

- Вы смотрите российские спектакли?

- Редко, но смотрю. Но мне кажется, что российский театр катастрофически утрачивает русский театр. Я не говорю об этнографическом театре, нет. Не о квасном патриотизме.

- Почему это происходит?

- Маятник нашей увлеченности качается в разные стороны. Через польский театр вошла диффузия европейского театра на российскую сцену. Такого духовного явления, как русский театр, в мире еще не было, и он утрачивается. Мы храним русский театр, татары его хранят, но сам российский театр его утрачивает. Ко мне из Санкт-Петербурга приезжает мой друг художник, и он говорит, что приезжает ко мне за русским театром. Все в российской культуре смикшировали под Европу, но театр еще держится. Надо его защищать!

А в другом интервью произнес слова, которые почти невозможно представить себе в устах современного режиссера:

- Сейчас в Москве в какой бы театр пошли?

- В Москве все очень меняется. Все очень европеизировалось. А вообще бы пошел в Театр на Юго-Западе к Валерию Беляковичу. Мы учились с ним вместе в ГИТИСе. К сожалению, он недавно умер. Я знал его всю жизнь, видел его спектакли и оказалось, что завидовал ему. Мне казалось, что это чувство у меня отсутствует. Но вот когда его не стало, я понял, что завидовал ему. Это была белая зависть. Он сам прекрасный актер, построил свой театр, ставил спектакли... это все есть и у меня. Но я понял, что именно он был таким драйвером, который заставлял меня идти дальше. И вот я говорю, что я бы пошел в Театр на Юго-Западе.

Заслуженный деятель искусств республики Саха - Якутия (1985). Главный режиссер Якутского государственного драматического театра им. П. Ойунского (1983), лауреат Государственной премии СССР (1986) и Государственной премии РФ (1999) в прошлом министр культуры Якутии, ныне - советник Президента Якутии. За этими сухими перечислениями - путь не только самого Андрея Борисова, но якутского театра и якутской культуры. Окончив якутскую студию Высшего театрального училища им. М.С. Щепкина как артист драматического театра, а затем мастерскую Андрея Гончарова в ГИТИСе как режиссер, Андрей Борисов поставил дипломный спектакль «Желанный голубой берег мой...» по повести Ч. Айтматова «Пегий пес, бегущий краем моря». Став лауреатом нескольких престижных театральных фестивалей, спектакль был удостоен Государственной премии СССР в 1986 году. Так началось восхождение Андрея Борисова к вершинам профессионального мастерства.

Видя его спектакли по мере того, как они приходили к публике, я уже несколько десятилетий переживаю встречи с «Женитьбой» Н.В. Гоголя, «Алампа, Алампа...» Н. Лугинова, «Добрым человеком из Сезуана» Б. Брехта, «Кудангсой Великим» П. Ойунского - незабываемым спектаклем, в котором режиссер соединил мифологию, осмысленную якутским классиком, и его трагическую судьбу, «Николая Дорогунова - дитя человеческое» П. Ойунского, «Чайку» А.П. Чехова, «Короля Лира» Шекспира (спектакль был удостоен Государственной премии РФ). В 1989-м Андрей Борисов поставил на сцене МХАТа им. М. Горького «Прощание с Матёрой» В. Распутина. На сцене Государственного театра оперы и балеты Якутии - оперу М. Жиркова и Г. Литинского «Ньюргун Боотур Стремительный», «Бориса Годунова» М.П. Мусоргского, «Одиссею инока Якутского» В. Федорова на сцене Русского драматического театра им. А.С. Пушкина (Якутск). Ранее на сцене Русского театра появился философский спектакль «Три разговора» по «Повести об Антихристе» Вл. Соловьева...

«С именем Борисова связан ярчайший за 70-летнюю историю существования Якутского драматического театра период, подлинный расцвет якутского сценического искусства, - справедливо писала Анна Степанова. - Используя средства условного метафорического театра, фольклорные ритуалы, в том числе таинства шаманизма, мотивы национального эпоса, создал на сцене мифопоэтическую картину мира якутов. В спектаклях Борисова сочетаются традиции русского психологического театра и эпические обобщения, национальное своеобразие и общечеловеческий универсализм».

Сам же Андрей Борисов говорил в интервью, отвечая на вопрос: «Что значит Театр Олонхо именно для вас?

- Театр Олонхо - это азиатский театр. Это классический театр народа Саха. Классических театров в мире не так уж много: китайский, японский, индийский, был монгольский театр, но сейчас его уже нет. То есть это классический театр, который выражает всю эстетику, мировоззрение, философию и культурные отличия от всех других культур мира. В Театре много говорят на якутском языке, включая представителей разных народов. И, естественно, он основан на эпосе. А эпос - это самое глубинное, подлинное, еще не замутненное глобализацией, явлениями другой культуры, артефакт народа. Потом этот Театр - это, скорее, оперный театр, это пение. Все диалоги поются, все монологи поются. Это не совсем горловое пение, не Тувинское, не Хакасское, Алтайское, а своеобразные форшлаги, мелодия, которая сочиняется, происходит на ходу.

Но... я знаю одну истину, которую высказал Михаил Бахтин: «Искусство должно быть сплошь ответственным перед жизнью. Но и жизнь должна быть ответственной перед искусством». Искусство влияет на умы людей и театр, естественно, здесь не исключение. Впечатление может остаться на всю жизнь. И поэтому сам художник в своих творениях ответствен перед жизнью».

Идет время, что-то уходит из памяти без следа, забываются лица, интонации, пластика, а спектакли Андрея Борисова помнятся во всей полноте и чувственности, завораживающей силе своего ансамбля. Может быть, потому что его искусство, действительно, «ответственно перед жизнью»? Да и можно ли забыть, спустя три десятилетия, спектакль «Желанный голубой берег мой...», в котором мифологический строй мышления, стремление соединить традиции национального искусства олонхо и европейского театра (проявленные, к слову сказать, впервые), космичность мышления явились с невероятной мощью и заставили говорить об этом театральном событии всех, кто видел его.

Как нельзя забыть поставленный в 1990 году спектакль по произведению классика якутской литературы Платона Ойунского «Кудангса Великий» - мощное философское полотно, в котором традиции театра олонхо выявились крупно, зримо, внятно.

Но Андрей Борисов никогда не замыкался в рамках национального искусства. Человек широко образованный, мыслящий и чувствующий, он умело вписывал эти традиции в европейские, создавая ни на один другой не похожий театр. Его спектакль «Король Лир» мне посчастливилось видеть четырежды, и всякий раз я испытывала подлинное потрясение от соприкосновения с трагедией очень простой, очень человеческой по своей сути...

О каждом спектакле Андрея Борисова можно писать подробно, наслаждаясь деталями, упиваясь ощущением того, «из какого сора» прорастают его мощные и поистине космические образы, как неожиданно поворачивается иной гранью знакомый сюжет, как этика режиссера и гражданина естественно, органично сочетается с эстетикой театрального зрелища. Но для этого не хватит журнальных страниц.

По мысли Андрея Борисова, «знаки и символы правят миром и человеком. И идеи правят миром, а не деньги и не начальники. И человек - это идея, божественная идея, космическая - он всегда находится в замысле... У меня сознание образное и часто бывает, что мои идеи не до конца сформулированы, но вот бывают картинки, которые становятся четкой идеей...Традиционная народная культура - просветительство - образование новой культуры».

В 2000-м году в честь открытия здания Саха театра (как стал официально называться Якутский государственный драматический театр) состоялся фестиваль «Театр на рубеже веков», где зрителям были показаны спектакли «Женитьба», «Желанный голубой берег мой...», «Споткнувшийся», «Николай Дорогунов - дитя человеческое». Мне посчастливилось быть на этом празднике. И насладиться не только спектаклями (невозможно было представить себе, что замечательный, уникальный артист Ефим Степанов, играющий короля Лира, выйдет на подмостки в своей первой роли - мальчика Кириска из «Желанного голубого берега моего...», и почти никто не узнает известного артиста, решив, что режиссер нашел очень похожего на Степанова молодого человека!), но и теми знаками и символами, которыми так дорожит Андрей Борисов.

Площадь вокруг театра была окружена лентой, увешенной оберегами - никаким злым духам, как и недобрым мыслям не дано было проникнуть в очерченный режиссером магический круг. Над зданием высилась какая-то причудливая антенна. Борисов на мой вопрос ответил совершенно серьезно, без доли шутливости: «Она собирает энергию космоса и передает ее нам...» Обереги привлекали внимание и в фойе театра, и в зрительном зале. Они не выглядели навязчивыми - казались совершенно естественными в мире, построенном Андреем Борисовым во имя соединения прошлого и будущего.

Это был его магический круг, который манил и впускал в свое невидимое свечение...

Навсегда.

К сожалению, мне не довелось видеть театральные работы Андрея Борисова последних нескольких лет, но посчастливилось видеть его художественный фильм «Тайна Чингис Хаана», который поразил широтой охвата - отнюдь не только исторического, но психологического, тонко живописующего каждый характер во всех подробностях. И в кино я узнала ту напряженную мысль, то горячее чувство Андрея Борисова, которые почти тридцать лет назад навсегда отдали мою душу этому режиссеру...

28 ноября Андрею Борисову исполнилось 70 лет. Не знаю, что пожелать этому мудрому, энергичному, деятельному режиссеру, этому человеку, твердо знающему границы между Добром и Злом, Созиданием и Разрушением, Памятью и беспамятством. Только добра и сил!.. Миссия Андрея Борисова благородна и высока.

Фотогалерея