Неизбежное принять, возможное совершить / Лев Сундстрем (Санкт-Петербург)

Выпуск №3-243/2021, Лица

Неизбежное принять, возможное совершить / Лев Сундстрем (Санкт-Петербург)

Он родился 1 ноября 1941 года в эвакуации, в Куйбышеве, а вскоре после снятия блокады его семья вернулась домой, в Ленинград. Очень рано увлекся театром. Посещал кружок театра кукол Ефима Львовича Левинсона в Доме пионеров на углу Фонтанки и Белинского, совсем рядом с Моховой. Позднее был принят в Народный театр Выборгского Дворца культуры, где под руководством Леонида Исааковича Менакера, Евгения Павловича Злобина, Кирилла Николаевича Черноземова учился, а потом играл в спектаклях. Одним из режиссеров постановщиков был Михаил Левшин, с которым судьба связала Сундстрема на десяток лет. Они вместе с группой единомышленников перебрались в Театральную студию ДК Дзержинского, здесь создавались спектакли с участием, в частности, Николая Лаврова (впоследствии артиста МДТ), среди художников-постановщиков этой любительской студии была студентка Ленинградского театрального института Ирина Бируля, а некоторые спектакли шли в сопровождении джаз-ансамбля Давида Голощекина.

Неудивительно, что после окончания средней школы для начала трудовой деятельности он избрал место ученика электромонтера в Большом драматическом театре им. Горького, вступившем тогда в период творческого взлета. Отслужив три года в армии в Архангельской области, вернулся в БДТ, где приходилось работать и электриком, и агентом по снабжению, а в случае необходимости садиться и в световую ложу.

Под воздействием театра Георгия Александровича Товстоногова периода «Идиота», «Пяти вечеров», «Горя от ума», «Римской комедии», «Варваров», «Мещан» в значительной степени сформировались его театральные вкусы и предпочтения.

Окончив Ленинградский электротехнический институт связи им. М.А. Бонч-Бруевича, работал в конструкторских бюро, но продолжал заниматься в любительском театре. В 1970 году оставил закрытое конструкторское бюро «Зарница» и по приглашению Анатолия Зиновьевича Юфита перешел на должность инженера в лабораторию экономики Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии. Из лаборатории выросла кафедра, которая сегодня носит название кафедры продюсерства в области исполнительских искусств, и которой он, защитив диссертацию (одним из оппонентов был Товстоногов), заведует с 1982 года. Сундстрем закономерно оказался в кругу ровесников-организаторов театра и педагогов, созданном в Ленинграде и Москве усилиями Б. Ю. Сорочкина, рядом с В.С. Жидковым, Ю.М. Орловым, Е.А. Левшиной, Г. Г. Дадамяном, А. Я. Рубинштейном, Л.А. Сазоновой и другими.

В 1993 году Лев Сундстрем был избран ректором ЛГИТМиКа. Он провел институт через 18 непростых лет, через рифы экономических сложностей, период растерянности переходного периода. В те годы в институт (тогда - академию) были приглашены в качестве руководителей курсов Лариса Грачева, Григорий Козлов, Лев Эренбург, Эдуард Кочергин, Валерий Полуновский, Руслан Кудашов, Яна Тумина и многие другие замечательные режиссеры и художники. Из некоторых курсов родились новые театры. В эти годы был с огромным трудом (и большой любовью) отреставрирован Учебный театр, было реконструировано здание Тенишевского училища.

Пост ректора и пятый кабинет он покинул в день, когда ему исполнилось 70. Вернулся на продюсерский факультет, на пятый этаж, став к тому же секретарем Союза театральных деятелей России (членом бюро правления его Санкт-Петербургской организации он является много лет). Под его руководством СТД осуществил целый ряд проектов, например, были приняты Концепции развития театрального дела в России, благодаря которым удалось создать систему государственной поддержки гастрольной деятельности и негосударственных театров. Он продолжает работать, увлеченно преподает более полувека, осваивает новые предметы, редактирует сборники, и полторы тысячи выпускников факультета, которые сформировали костяк профессиональной корпорации театральных организаторов, - его ученики.


***

Первые, студенческие ассоциации с Сундстремом - прокуренные тогда комнатки пятого этажа. Еще стучали неумолчно машинки, а компьютеры только появлялись, и он первый за компьютером с пузатым монитором. В одной из комнаток всегда сидит, уже некурящий. Работоспособность немного пугающая. Приходишь с утра - здесь, уходишь затемно - он еще здесь. Пунктуальность и педантичность какая-то офицерская, дедовская, в наше время воспринимается как странность. Улыбается, всегда учтив. Студенты входят все время, до ночи, в кабинет заведующего кафедрой и в кабинет ректора. Чаю не пьет, только воду. Ест в одно и то же время. Пока ректором был, в студенческой столовой.

На фотографиях 1950-1970-х Сундстрем всегда веселый, сияет, иногда с гитарой. Круг друзей: Николай Лавров, Борис Гершт, позднее Андрей Толубеев.

С тех, оттепельных времен осталась подлинная влюбленность в театр. Возможно, некоторый эксцентризм. Ну это актерское. А в институт его не взяли правильно: на то же место претендовал Сергей Дрейден. Какая удача, думаешь, что все сложилось именно так, как сложилось. А не наоборот.

Врожденное чувство собственного достоинства вызвало в нем обостренную, иногда удивительную снисходительность к человеку. Другой бы сказал «подлость», Сундстрем: «слабость...» Там, где, кажется, очевидно предательство, он грустно улыбается: «трудно русскому человеку спорить с начальством, встать на слабую сегодня сторону...» Самому ему - не трудно. Мастер компромисса и рационалист, он проявляет андерсеновскую стойкость там, где отступить не считает нужным.

Все старается сделать сам. Помогает малознакомым людям, с легкостью. Отдать все свое время другим ему не жалко. Почему - не очень понятно. Наверное, просто привычка. Порядочность никогда не проповедует, просто так живет. Слов возвышенных избегает. То же с порицанием. От него осуждение самое решительное: «вялый», «безвкусная», «ограниченный». Да и это редкость. Кажется, не требует от людей многого.

Может быть, это мудрость и есть: неизбежное принять, возможное совершить, лишнего не ждать.

Со временем понимаешь, что все ему дается не так просто, как кажется. Может, с возрастом? Но Сундстрем не унывает. Ходит в театр, с интересом смотрит самое разное. Ест конфеты с орехами: «в моем организме страшно не хватает шоколаду». Улыбается. Троллейбусу машет приветственно, как старому знакомому. Похож на того, с фото. Хоть и без гитары.

Фотогалерея