Жизненные принципы Валерия Гришко (Самара)

Выпуск №3-243/2021, Лица

Жизненные принципы Валерия Гришко (Самара)

Кажется, судьба Валерия Гришко определилась рано и навсегда: в школьные годы много играл в театральном кружке, опоздав по недоразумению на экзамены в ЛГИТМиК в родном городе, где вырос. Не отчаялся, а поступил в Ленинградский государственный институт культуры им. Н.К. Крупской на курс режиссеров народного театра. По окончании, в армии руководил Народным театром Советской Армии при Кандалакшском гарнизонном Доме офицеров. А затем все-таки поступил на режиссерский факультет Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии, на курс Георгия Александровича Товстоногова, который закончил с отличием.

В одном из интервью Валерий Викторович вспоминал: «Я был единственным из его студентов, кому он доверил ставить спектакль в БДТ на малой сцене, это была пьеса Теннесси Уильямса «Крик».  К сожалению, спектакль так и не вышел, потому что началась военная кампания в Афганистане, и все американские пьесы тогда ставить запретили. После этого я поехал мотаться по матушке-России. Дипломный спектакль поставил в курском театре у Владимира Бортко-старшего, потом работал в Кемерово, в Вильнюсе, в Саратове. А в 1983 году мне позвонила Лариса Малеванная, с которой мы делали спектакль в БДТ, и говорит: «Валера, мне предложили набирать театральный курс, я сказала, что согласна при условии, если со мной будет Валерий Гришко». Так я вернулся в родной Питер».

И это возвращение тоже произошло «под крылом» хранившей его судьбы: «Рубен Сергеевич Агамирзян, вечная ему память, народный артист, руководитель Театра им.  В.Ф. Комиссаржевской, пригласил меня на стажировку на два года - рассказывал Гришко. - И вот он мне предлагает: «Делай Горького, «Зыковы». Я ему летом показал прогон первого акта, он говорит: «Все хорошо, Валерий, работай дальше. Покажешь, когда будет два акта готово». Осенью я показал ему два акта, он посмотрел и говорит: «В следующий раз я приду, когда уже будут декорации и свет». Это был особенный день. Прошел финальный прогон спектакля, и тут Рубен Сергеевич меня удивил. «Я должен был быть художественным руководителем этой постановки, - сказал он. - Но я увидел, что это зрелая, хорошая, профессиональная работа. Моего имени на афише не будет, только твое».

После стажировки меня оставили в штате режиссером-постановщиком, а в начале 90-х Рубен Сергеевич предложил мне поработать в Германии у своего друга Фридриха Шюттера в Ernst-Deutsch-Театре. И там я поставил много замечательной русской классики: «Собачье сердце» Булгакова, «Три сестры» Чехова «Месяц в деревне» Тургенева... В общей сложности сотрудничество с гамбургским театром длилось почти 10 лет. Но я никогда не связывал свое будущее с Германией, поэтому при первом же удобном случае вернулся в Россию. У меня вообще кочевая жизнь. Еще перед Самарой были Новосибирск, Краснодар. Как-то раз Вячеслав Гвоздков (однокурсник Валерия Гришко - Ред.) попал на прогон спектакля «Амадеус» в новосибирском театре. Он тогда меня за горло взял: «На следующий год ставишь у меня этот спектакль!» И я его поставил с Александром Амелиным и Олегом Беловым в главных ролях».

Но судьба внезапно решила сделать неожиданный поворот и - превратила прирожденного театрального режиссера в популярного артиста кино. Произошло это в 2003 году, и сегодня фильмография Валерия Викторовича насчитывает несколько десятков лент, а среди его киногероев Сергей Королев, депутат Государственной Думы Александр Гучков, Апраксин, патриарх Никон, Брежнев, Архиерей, нейрохирург Николай Семенов и многие другие - от простых крестьян до генералов...

Острую критику вызвала роль Архиерея в фильме «Левиафан». Яростно набросились не только на режиссера Андрея Звягинцева, но и на Валерия Гришко, и на ленту в целом. На критику Валерий Гришко отвечал: «Я крещеный человек. И все, что касается православной веры - это часть меня, а что касается церковной жизни - не часть меня. Мне кажется, очень важно показать дистанцию между подлинно верующим человеком и чиновником от церкви, который мало чем отличается от наших господ и депутатов. Люди думающие поймут это правильно, а люди, у которых есть лишь нерушимые догмы, возмутятся. Но это только плюс для фильма».

Что же касается театра, более 10 лет Валерий Гришко являлся главным режиссером, а после ухода из жизни Вячеслава Гвоздкова стал художественным руководителем. На прославленной сцене Самарской драмы он поставил много интересных, ярких спектаклей (о них можно прочитать в статье «Портрет театра» в этом номере - Ред.). Но главное видится в другом: «Мои жизненные принципы - это Любовь, Добро и Понимание, - говорил Гришко в интервью. - Это клише, что режиссер - профессия жесткая, что режиссер орет на артистов. У меня другой принцип - добиваться своего хорошим отношением и добрым словом. Цветы никогда не расцветут, если на них кричать и ругаться. Цветок чувствует!  Нужно говорить с ним нежно, ласково, по-доброму, и тогда он предъявит всю свою красоту. Так же и актер. Его можно поругать, но он должен понимать, что если ты его критикуешь за что-то, то это не потому, что у тебя плохое настроение, а потому что ты хочешь, чтобы он еще больше расцвел».

12 ноября Валерию Викторовичу Гришко исполнилось 70 лет. Продолжаются съемки второго сезона сериала «Знахарь», ожидаемого зрителями с нетерпением, идет работа в театре, куда Гришко пригласил главным режиссером молодого Михаила Лебедева, чьи спектакли пользуются большим успехом. Труппа работает неустанно... И мы можем только присоединить свои слова благодарности и надежды к пожеланиям многочисленных поклонников режиссера и артиста. Здоровья, энергии, сил!

Фото предоставлены Самарским отделением СТД РФ

Фотогалерея