Совершенству не прикажешь: "Замри!" / Международный конкурс Ю.Григоровича "Молодой балет мира" (Сочи)

Выпуск №3-243/2021, Мир музыки

Совершенству не прикажешь: "Замри!" / Международный конкурс Ю.Григоровича "Молодой балет мира" (Сочи)

Уважаемый в театральном сообществе Международный конкурс Юрия Григоровича «Молодой балет мира» прошел в Сочи (где он и начинался 15 лет назад), игнорируя мрачные прогнозы и тревожные ожидания. «Люди балета выбирают путь продолжения жизни, и принимают ее только такой, какой она должна быть - полной радости творческого труда, общения с любимыми, близкими и профессионалами. Конкурс балета, на который съехались молодые, им в этом поможет. Заложенные в него идеи просты и вечны: путь к совершенству лежит через великий труд, бывает, через самоограничение и отказ от многих привычных житейских удобств. Но настоящих артистов это никогда не останавливало», - простые напутственные слова Мэтра - Юрия Николаевича Григоровича, многое объясняют. В первую очередь, энтузиазм нового поколения артистов балета, даже еще не вполне артистов, если иметь в виду младшую группу конкурсантов (до 19 лет), только готовящихся выйти на сцену.

Требования по-прежнему высокие, скидок никаких, это классика, и даже пандемия не отменит канонические позиции рук, ног, тела. Она может отменить приезды на конкурс. Но горячее желание участников перевешивало предлагаемые обстоятельства, они добирались в Сочи окольными путями, запасаясь ПЦР-тестами на разных языках. Ради чего? Чтобы танцевать на сцене Зимнего театра перед международным жюри требуемую программу - три па-де-де или несколько вариаций, а также номер современной хореографии. Чистый идеализм трудно понять стороннему наблюдателю. Но балетное сообщество и не объясняет никому и ничего. Все новые и новые соискатели выходят на сцену в балетном костюме и исполняют то, что до них исполнялось сотни раз. В их упорстве жива великая вера в продолжение жизни. И чтобы в ней обязательно был балет, ибо «без балета - какая жизнь!» Эти слова Григоровича много раз сейчас цитировали, и не зря. Мы не можем отменить театр и музыку, слово и танец.

И потому - почти 50 конкурсантов из 10 стран мира соревновались в трех турах по сложной программе, доминантой которой был классический танец. Кажется, он не претерпел видимых изменений или деформаций. Это радует. Так и должно быть. Изменился контекст классического танца. Сложные его элементы, которые раньше могли делать лишь опытные премьеры, сегодня показывают выпускники балетных школ. Техническое поколение почти штурмом берет технические высоты. Иногда им кажется, что в них и есть цель стремления. Жертвами такого заблуждения стали некоторые соискатели, стремившиеся поразить воображение жюри и зрителя своими широкими возможностями. Забыв при этом, что танцевальная форма - содержательна. Любой элемент, любое движение не существуют сами по себе - они носители более высоких задач и их выражают. Нацелившись на знаменитое и недостижимое Классическое па де де на музыку Даниэля Обера в хореографии Виктора Гзовского, соискатели лишь подчеркнули уровень начинающих и наивность юношеских мечтаний. Примеры не единичны.

Выиграли те, чьи амбиции не спорили с их сегодняшними возможностями; чья школа и мудрость педагогов гармонично раскрывали индивидуальность, выявляя то, что можно выявить, и намечая то, что проявится в будущем. Абсолютными лидерами с этой точки зрения стали питомцы Московской государственной академии хореографии: Софья Маймула и Макар Михалкин (1-е премии), Ксения Трохова, Артемий Титаренко и японец Абоси Синтаро (2-е премии), Ангелина Юркевич (3-я премия), все - в младшей группе.

В традициях любого конкурса - необъявленный смотр балетных школ или театров. Вокруг них, как правило, группируются «центры силы». Данила и Алексей Хамзины (1 я и 2 я премии) ныне артисты Большого театра, воспитанники Пермской школы, как и Дарья Чугунова (3 я премия). Отлично дебютировали воспитаники Академии танца Бориса Эйфмана из Санкт-Петербурга Екатерина Варламова (2 я премия) и Дмитрий Уксусников (Диплом). Свежестью репертуара, обаянием и уверенным мастерством отличились солисты Театра «Русский балет» Екатерина Мартинес (2 я премия), Арутюн Аракелян и Олег Карацев (оба - 3 и премии).

Успех на всех трех этапах конкурса сопутствовал паре из Челябинского театра оперы и балета японке Лири Вакабаяси и киргиза Кубаныча Шамакеева, вызвавших единодушный восторг зала и жюри; как и англичанина, ныне солиста Казанского балета Алессандро Каггеджи (2 я премия).

Все их и их товарищей усилия составили прекрасную панораму балетной новизны, готовой ступить на сцену или делающей на ней уверенные первые шаги. Конкурсная составляющая «Молодого балета мира» шла параллельно с его проблемным аспектом. Педагоги, критики, члены международного жюри (М.К. Леонова - председатель, М.С. Дроздова, В.М. Гордеев, Ю.В. Васюченко, В.Н. Елизарьев, В.Я. Писарев, С.А. Усанов, Оливье Пате и Маргерита Парилла) ждали назревшие вопросы педагогики и конкурсного движения. В том числе его парадоксы: опережающий рост технического мастерства и традиционное отставание интеллектуально-эмоциональной сферы сценического танца; мало кто из конкурсантов может осмыслить классическое движение в его образной сути. При этом само движение, каким бы сложным оно ни было, дается им порой с завидной легкостью. Растет также число желающих принять участие в конкурсах балета, но при этом лишенных поддержки театров, которые дистанцируются от финансовых расходов, хотя и стремятся принять в труппу готовых, крепких профессионалов. Уже вовсе не парадоксальной, скорее, закономерной выглядела художественная несостоятельность тура современной хореографии. Редки проблески новизны и смысла на этом направлении. Выгодно на нем, как и в прошлый раз, отличился Алессандро Каггеджи (Специальный приз за хореографию).

Соревновательный дух, общее стремление к победе, уроки мастерства, усвоение сценического опыта, победы явленные, а для кого-то пока отложенные, - все это составило рельеф «Молодого балета мира». Движение идет, и ему нельзя сказать: «Замри!» Неудачи временны - радость наша вечна.


Фото Романа ПРИТУЛЫ

Фотогалерея