ВОЛОГДА. «После жизни разлуки»

Выпуск №4-244/2021, В России

ВОЛОГДА. «После жизни разлуки»

«...и чтобы не исчезло имя

умершего между братьями его...»

(Ветхий Завет, Руфь, 4, 10)


Вологда - город с богатой театральной историей, традиция которой уходит корнями в век ХVIII, в середине ХIХ здесь работала постоянная труппа, а с конца ХХ века город принимает Международный театральный фестиваль «Голоса истории». Помимо государственных театров, известных в России, с 2011 года здесь существует маленький, скромный, но очень интересный театр - «Сонет». Его название точно отражает сферу деятельности и роль этого творческого коллектива в жизни города. Сонет - стихотворная форма, вмещающая глубокий смысл. Театр ведет огромную просветительскую и социально-культурную деятельность. Помимо профессиональной труппы здесь на постоянной основе работают творческие группы для детей и взрослых. Вот уже десять лет театр выполняет свою миссию, молодой талантливый коллектив известен в городе. Благодаря энтузиазму основателя и первого художественного руководителя Людмилы Васильевны Алёшиной, педагога большого таланта и опыта, и сменившей ее на этом посту выпускницы Ярославского театрального института Любови Николаевны Губернаторовой, театр работает плодотворно и многогранно.

Мне посчастливилось стать зрителем спектакля «Руфь» (режиссер Любовь Губернаторова) по одноименной пьесе Евгения Козловского, написанной в 1987 году. В ее основе - подлинная судьба французской пианистки, вышедшей замуж за русского революционера.

Места для зрителей - а их в условиях пандемической рассадки всего десятка два - расположены на возвышении, сценическая площадка - внизу, словно пространство зрительного зала вывернуто наизнанку. Приглядевшись к нагромождению ветхих вещей и конструкций, будто бы случайно сваленных здесь, понимаешь, что невольно преодолеваешь временную и пространственную границы и попадаешь в некое убогое закулисье сельского дома культуры середины ХХ века: стол, табурет, скамейка, печка-буржуйка с островками дровишек. А над всем этим возвышается фанерная изнанка серпа и молота, с лицевой стороны покрашенного в красный, что производит впечатление кровавых подтеков по абрису, знакомому с детства (художник Галина Шмелева).

В спектакле всего три персонажа - Пианистка, Дама и Завклубом. Драматург поставил их в очень жесткие временные рамки - лишь полтора часа до начала концерта. Постоянно подгоняют внешние обстоятельства - собирающиеся на концерт зрители или настойчивые сигналы автомобиля, раздающиеся извне. Сами герои, в диалогах постоянно уходящие в воспоминания, живут здесь и сейчас. Их время - это не только краткие полтора часа до концерта, это еще и мгновение «после жизни разлуки».

Образ Пианистки в исполнении Любови Губернаторовой поражает с первых минут появления на сцене. Существует какой-то навязчивый стереотип «сценической иностранки», который Пианистка Л. Губернаторовой полностью разбивает. Уже через несколько минут начинаешь ей верить, и где-то внутри возникает чувство, что ты готов идти за правдой этой женщины на край света. Ее француженка совсем не похожа на Мари Ламбаль-Рязанову из кинофильма Валерия Ахадова (1989) в исполнении Ани Жирардо, основная черта образа которой - преданное служение искусству, музыке, а библейские мотивы в фильме не играют практически никакой роли. История библейской Руфи для Пианистки в вологодском спектакле звучит как эпиграф ко всей ее жизни. Это она, иностранка, так и не научившаяся говорить по-русски без акцента, растратившая в лагерях европейский лоск, молодость, нежность, несет в себе те веру и одержимость, которые помогли когда-то язычнице-моавитянке стать прабабушкой царя Давида. В ее поведении резки переходы от официального «милейший» к грубому: «Зато шалашовку поняли отлично!» Но эта резкость всего лишь защита. Прошедшая унижение лагерей и зон, женщина вдруг становится наивной, доброй и совсем-совсем родной, утешая свою племянницу: «Тихо, милая, тихо. Если мы сейчас примемся выливать все наши слезы... Улыбнемся? Смотри-ка на меня! Видишь, как хорошо? Дай вытру тебе слезки». И как в детстве, доверчиво приникает к ней Маша. Соединяя гармонично в своей героине и «мадам» и «тетушку», Любовь Губернаторова без надрыва, без ложного пафоса рассказывает эту непростую, героическую судьбу.

Актрисе Ольге Бороздиной удалось трогательно и эмоционально верно передать ту удивительную перемену, которая за маленький отрезок времени произошла в душе Маши, Дамы, племянницы Пианистки, приехавшей в эту глухомань только для того, чтобы вырвать у своей «тетушки» подпись под письмом. Это письмо Маша должна «передать знакомому дипломату... атташе по культуре, который навсегда улетает в Париж». Решительная, даже немного грубоватая в репликах максималистка, постоянно подгоняемая сигналами автомобиля невидимого Боба, она уверенно и четко ведет словесную дуэль со своей вновь обретенной родственницей. Круглый, лишенный острых углов стол, что разделяет их, порой напоминает арену, где вечное движение по кругу ускоряет темпоритм. И эта Дама, словно сошедшая с картинки из другой жизни (а она даже в это помещение приходит через иную - не как остальные персонажи - дверь!), в финале спектакля вдруг растворяется, а вместо нее возникает обиженная, недолюбленная, захлебывающаяся слезами девочка Маша с тоненькими косичками, до поры скрытыми под тяжелым париком. Это перерождение происходит под эмоциональные звуки Прелюдии № 5 соль минор Сергея Рахманинова. Девушка стаскивает с фанерного молота тетушкину шаль и натягивает ее себе на плечи, словно вместе с судьбой далекой Руфи, собирательницы колосков, родившей от нелюбимого сторожа-инвалида двух детей.

Старая заношенная шаль, как судьба моавитянки из древней истории, удивительным образом соединяет в себе судьбы двух женщин середины ХХ столетия: и француженки Пианистки, добровольно и безропотно принявшей все, что уготовано ей на родине мужа, и маленькой москвички Маши, родившей от нелюбимого мужа будущих героев.

В спектакле существует еще один персонаж. Казалось бы, небольшая роль, Завклубом, благодаря таланту актера Игоря Ломановича, становится тоже одной из главных. Завклубом существует как бы рядом с основной действенной линией, олицетворяя собой то вечное русское долготерпение, которое помогает выжить и выстоять в самых страшных условиях и войны, и лагерей. Его неведение граничит со святостью. Он не знает, какие страсти кипят здесь и сейчас в перепалках Пианистки и Дамы, он лишь иногда появляется, чтобы еще раз убедиться, что все идет как надо, что сельские ребятишки, пришедшие пешком по снегу и пурге за семь километров со своим учителем, все-таки услышат настоящий фортепианный концерт. И у зрителя наворачиваются слезы на глаза, когда, смущаясь, Завклубом, так долго и трепетно ждавший этого концерта, сделавший, пожалуй, все возможное и невозможное, чтобы концерт состоялся, говорит, что «...детишек всего трое, так что...» Игорь Ломанович, создавая образ представителя сельской интеллигенции, не ищет нарочитых «деревенских» интонаций, не унижает своего героя, а возводит его образ в ранг истинных святых земли русской.

Еще об одном важном герое спектакля хочется сказать особо. Это Время. Время как незримое действующее лицо присутствует здесь, торопит или заставляет остановиться, вспомнить, подумать, взглянуть друг другу в глаза. Время как главный герой ведет себя порой своевольно и не считается с желаниями и нуждами остальных персонажей: оно сжимается и растягивается, застывает и ускоряет свой бег. Время играет в свои жестокие игры, расставляя героев, как шахматные фигурки на доске судьбы, отбрасывает их в далекое прошлое революции и даже библейской истории, затем швыряет обратно, в постхрущевские времена близящегося застоя. В спектакле вологодского театра «Сонет» все подчинено неумолимому велению Времени.

Пока писалась эта рецензия, пришла радостная новость: Государственная молодежная премия Вологодской области в сфере культуры и искусства в 2021 году присуждена Молодежному экспериментальному театру-студии «Сонет» за создание инклюзивного спектакля по повести Ш. Дрейпер «Привет, давай поговорим!». Постановка осуществлена силами «Театр рабочей молодежи» (руководитель Ольга Бороздина). Театр живет и достигает новых высот...

 

Фото предоставлены театром

Фотогалерея