Что день грядущий мне готовит... / "Война и мир" в Государственном академическом театре имени Евг.Вахтангова

Выпуск №4-244/2021, Премьеры Москвы

Что день грядущий мне готовит... / "Война и мир" в Государственном академическом театре имени Евг.Вахтангова

«Война и мир» на Вахтанговской сцене - больше, чем грандиозная постановка по случаю столетнего юбилея легендарного театра. Римас Туминас отказался от хрестоматийного подхода к великому роману Льва Толстого с всеохватной позиции «мысли народной» и предложил посмотреть на его героев как на конкретных людей, обреченных жить в эпоху перемен.

Споры о том, нужно ли оставлять «Войну и мир» в школьном курсе русской литературы, длятся уже лет тридцать. До сих пор эпопея Толстого сохраняется в программе только благодаря волевому решению соответствующих образовательных инстанций, действующих по методу Глеба Жеглова: «Будет сидеть, я сказал!» Убедительного ответа на вопрос - что дает чтение романа молодежи XXI века, нет ни у чиновников, ни у учителей. Появление спектакля Римаса Туминаса вселяет надежду, что в обозримом будущем он все-таки появится, и не только у тех, кто причастен к школьному образованию. Проблема ведь совсем не в объеме текста - такие произведения в принципе невозможно взять кавалерийским наскоком. Большинство нынешних читателей, в том числе и далеко не школьного возраста, не способны найти общий язык с героями Толстого - они не понимают мотивов их поступков, не разделяют их восторгов и страхов, а значит, не в состоянии сопереживать этим людям. Но, если в душе читателя не рождается сочувствие и сострадание, русская классика превращается для него в тот самый дорогой рояль, который заперт, а ключ потерян.

Как и большинство шедевров русской литературы, «Война и мир» обладает свойством самонастройки на время, в котором существует каждое следующее поколение читателей. «Ключи» к роману, которыми пользовались предшественники - будь то современники Толстого или граждане Страны советов - сегодня не работают, а выковать новые никто не озаботился. Римас Туминас попытался это сделать. В советские времена к «Войне и миру» подходили как к художественному воплощению идеи служения Родине, переживающей нелегкие времена, и отношение к персонажам романа в значительной мере определялось тем, насколько они осознают, что являются частью чего-то большего, чем они сами.

Туминас перенастроил оптику - ему судьбы отдельных людей важнее великой идеи, героями, жертвами или заложниками которой они являются. В романе Толстого около трети персонажей - двести из почти шестисот - являются реальными историческими лицами. Ни одно из них в спектакле не появляется.

Режиссера волнует не слом эпох как таковой, а что в момент катаклизма (предельно метафоричная сценография Адомаса Яцовскиса вызывает ужас и восхищение в одно и то же время) происходит с обычными людьми, которые едят, пьют, носят свои сюртуки, мундиры и ампирные платья (костюмы Марии Даниловой изящны и неуловимы - подчеркивают эпоху, оттеняют игру актеров).

В русской ментальности идея жертвенности поднимается до высот сакральности: любые жертвы оправданы, если служат высшей цели. Туминас же берет на себя смелость задать публике неудобный вопрос, кстати, вполне в духе времени: так ли уж непреложна эта истина? В нашем восприятии война - это, преимущественно, героический благородный порыв. Но ведь есть еще страх, кровь, боль, страдание, смерть. Итог любой, самой победоносной войны - огромное количество покалеченных судеб. Спектакль заканчивается до того, как герои успевают обрести вожделенное счастье: режиссер сознательно лишает их того, чем наградил в финале романа писатель - с точки зрения Туминаса, война не закончилась. Она продолжается и поныне, поскольку вообще не имеет ни начала, ни конца.

Война бесконечна? И это не произвол фантазии художника?! Да, как ни печально, это одна из базовых характеристик человеческой цивилизации. Историки подсчитали, что за минувшие четыре тысячелетия своей истории человечество прожило без войн всего 240 лет. Таково математическое соотношение Войны и Мира. «Но пораженья от победы ты сам не должен отличать», - поэтический эквивалент. И, возможно, самое горькое прозрение вахтанговского спектакля - слова князя Андрея, адресованные Пьеру: «Если бы все воевали по своим убеждениям - войны бы не было, но так никогда не будет». Интуитивное ощущение бесконечности Войны, пронизывающей Мир сверху донизу, в той или иной степени присуще всем героям спектакля. И, похоже, замысел режиссера - убедить зрителя в том, что бесконечная война бессмысленна, как и жертвы, которых она требует. А главное, отсидеться в тихом месте, пока воюют другие, не получится. Ни у кого.

Анализируя семантику романа, слово «мир», «откорректированное» революционной орфографией, обычно рассматривают в трех ипостасях: как отсутствие войны, мироздание и общину. Туминас предлагает принять во внимание четвертую - внутренний мир человека, откликающийся на вызовы мира внешнего. И в этой системе координат все метания и страдания, упоения и исступления толстовских героев становятся совершенно понятными сегодняшнему зрителю, потому что он, в сущности, мечется, страдает, приходит в упоение или исступление по тем же самым причинам - он ищет счастья и всеми силами пытается избежать несчастий. А следовательно, так же, как все эти Пьеры и Андреи, Наташи и Сони мучительно пытается заглянуть в завтрашний день, повлиять на ход событий, получить хоть какие-нибудь доказательства того, что все сложится именно так, как ему больше всего хотелось бы.

Князь Курагин (Владимир Симонов) из кожи вон лезет, дабы устроить будущее своих беспутных отпрысков - слишком дорого обходятся ему детки, которые «оба вышли des imbeciles». Хлопоты, столь много сулившие, оказываются пустыми. Анатоль (Владимир Логвинов), скуки ради разбив сердце восторженной девочке, получит отпор там, где менее всего ожидал. Элен (Яна Соболевская), заполучив завидного мужа, из которого можно веревки вить, в один непрекрасный день убедится, что власть ее хладных чар над доверчивым сердцем мужа не безгранична. Пламенные тирады Анны Павловны Шерер (Анна Дубровская) по адресу Бонапарта - не что иное, как попытка защитить права узкого мирка, к коему она принадлежит, на безмятежное существование, которому угрожает «безродный узурпатор». Но мирок рушится на глазах, и его обломки предает огню низведенная судьбой со своего пьедестала некоронованная владычица высшего света фрейлина Марья Игнатьевна Перонская (Людмила Максакова).

Жернова судьбы мелют медленно, но вращение их неотвратимо, и только у сильных духом хватает мужества принять неизбежное. Старый князь Волконский (Евгений Князев) буквально теряет разум от сознания того, что все, во что он верил и чему служил, попрано и предано. Замыкается в своих фантазиях граф Илья Андреевич Ростов (Андрей Ильин), не имея сил взглянуть в глаза действительности. Уходит земля из-под ног и у хозяйки дома Ростовых - Натальи-старшей (Ирина Купченко), потому что правила, при помощи которых она столько лет держала в узде свое темпераментное семейство, перестали работать, а иных у нее нет. Измученная предчувствиями Лиза (Мария Бердинских), буквально физически ощущает, как из нее по капле уходят веселость и беззаботность, опустошая настолько, что не остается силы жить.

Где взять эти силы? В надежде? В понимании того, что счастье может быть совсем не похожим на то, что рисовалось в мечтах? Княжна Марья (Екатерина Крамзина), словно заглянув за край бездны, отвергает безлюбый брак с лощеным негодяем, посвящая себя служению близким. Отказывается от вымечтанного счастья и Соня (Мария Волкова), которой только и остается, что жаркая молитва Царице Небесной с просьбой «научить всех прощать и любить». Присоединяется к этой мольбе и лишенная материнской любви Вера (Ася Домская), и залюбленная матерью Наташа (Ольга Лерман), преображенная для счастья жестокой душевной мукой.

Собственно, для Туминаса, как и для Толстого, эта метаморфоза и является единственным залогом обретения счастья, то есть, по сути - душевного мира. Мгновенно возмужавший наивный мальчик Николай Ростов (Юрий Цокуров) посреди жестокой бойни понимает, что у него нет права отнимать жизнь у человека, который ему лично ничего плохого не сделал. Неистовый гордец князь Андрей (Виктор Добронравов) у порога смерти открывает для себя чудо всепрощающей любви. Подчеркнем, что к этому персонажу, которого по традиции рисуют образцом благородства, рыцарем без страха и упрека, режиссер подошел с наибольшей строгостью, решительно сдернув с эгоиста и честолюбца тогу идеального героя. И наконец, Пьер (Павел Попов), пройдя через все обольщения юности, через горнило суровой дружбы и легкомысленного предательства, попав в «балаган, загороженный досками», открывает для себя простую истину: бессмертную душу невозможно заточить в земное узилище, как невозможно отнять у человека внутреннюю свободу...

Однако у «Войны и мира» Римаса Туминаса, на мой взгляд, есть еще одно измерение, к роману Толстого непосредственного отношения не имеющее. Этот спектакль - страстный монолог художника о сегодняшнем театре. Кровь, грязь, жестокость, унижение человеческого достоинства - все то, что к сегодняшнему дню так прочно утвердилось на подмостках - для Туминаса НЕТЕАТР! На том простом основании, что служители его совершенно равнодушны к судьбе человека. Им интересны только они сами, и для доказательства собственной значимости они готовы использовать любые средства - Туминасу нет необходимости что-то кому-то доказывать. Он может сцену великосветского бала передать единственным вальсом, в котором летит над пустой сценой Наташа, а картину Бородинского сражения - единственным штыком, воткнутым в землю Николаем Ростовым, и дюжиной серых солдатских шинелей. Если есть подлинные чувства, то ничего больше не нужно - ни плазменных экранов, ни головоломных инсталляций, ни зубодробительных спецэффектов.

 

Фото Я.Овчинниковой, А.Морковкина, А.Торгушниковой, А.Иванишина, Ю.Губиной предоставлены Вахтанговским театром

Фотогалерея