Несравненная Жанна / Жанна Романенко (Самара)

Выпуск №4-244/2021, Лица

Несравненная Жанна / Жанна Романенко (Самара)

То, что Жанна Романенко любит цветы, а цветы любят ее, в Самаре знают все. Про ее коллекцию слоников тоже знают многие. Купив однажды первого миниатюрного слоненка, актриса заметила, как в жизни наступила не светлая, а абсолютно солнечная полоса. Когда этот слоник куда-то запропал, жизнь стала серой. С тех пор в квартире у Жанны один за другим прописались слоники из дерева и фарфора, пластилина и хрусталя, вязаные и плюшевые...

Об одесситах говорят, что все они прирожденные артисты. Хотя будущая народная артистка России Жанна Романенко и родилась в Одессе, но о театральных подмостках в детстве не мечтала. Хотела быть то врачом, то музыкантом, то геологом, то балериной. Папа был кадровым военным, семья часто переезжала из одного гарнизона в другой. В Витебске, когда Жанна заканчивала десятый класс, гастролировал Минский драматический театр. Весь месяц она пропадала на спектаклях. Познакомилась с одним молодым актером, и тот вскружил ей голову рассказами о театре, репетициях, занятиях фехтованием, сценической речью. Влюбившись в 17 лет в мир театра, она отправилась в Москву, где без всякой посторонней поддержки, без знакомств поступила в Высшее театральное училище имени М.С. Щепкина при Малом театре. Художественным руководителем курса был Виктор Иванович Коршунов, ведущим преподавателем - Юрий Мефодьевич Соломин. Коршунову было 36 лет, Соломину - 28, студенты воспринимали их как мэтров, беспрекословных авторитетов. Юрий Соломин развил в Жанне, самой юной на курсе, то, что она по сей день называет актерской цепкостью. Речь не только о житейской наблюдательности и сценической характерности, но и об анализе роли, о внимании к каждой детали, о трудоспособности, без которых никуда. Сокурсниками Жанны были Валерий Баринов, Валентина Панина, Вячеслав Дубров. В свободное от занятий время она пропадала на спектаклях столичных театров и в музеях, без которых невозможно представить ее жизнь. Студенткой выходила на сцену Малого театра в спектаклях с участием Михаила Царева, Элины Быстрицкой, Нелли Корниенко. Как позже напишут театроведы, в окружении мастеров Малого театра, в духе его традиций, в опоре на уникальную актерскую школу формировалась творческая индивидуальность Жанны Романенко.

В студенческом спектакле по роману Максима Горького «Мать» она сыграла возлюбленную Павла Власова, в «Преступлении и наказании» - мать Родиона Раскольникова. Блеснула и драматическим, и комедийным дарованиями в первой в жизни главной роли в студенческом спектакле «Девушка-гусар».

На режиссерском факультете учился красивый, невероятно талантливый молодой человек. Встреча с ним стала для Жанны судьбоносной. О Сергее Надеждине в двух словах не скажешь. Он был опорой для Жанны, она - его музой. На дипломные спектакли начинающих режиссеров в столицу из Куйбышева приехал Петр Львович Монастырский, сразу заметивший и Сергея, и Жанну. Ей он сказал прямо: «Жанночка, мы вас ждем!»

Вера Ершова, Николай Михеев, Михаил Лазарев, Николай и Нина Засухины, Олег Свиридов, Светлана Боголюбова, Елизавета Фролова, Ванда Оттович, Любовь Альбицкая, Владимир Борисов - всех и не перечислишь! - труппа Самарского (тогда - Куйбышевского) театра драмы имени Горького была одной из самых ярких в Советском Союзе! Жанна не затерялась в этом созвездии талантов. Ее дебютом стал «Обыкновенный человек» по пьесе Леонида Леонова. Она - юная Аннушка, в роли ее отца - Николай Засухин, опекавший вчерашнюю студентку в первой работе на куйбышевской сцене.

Вводы на роли, премьеры. В «Доходном месте» А.Н. Островского она сыграла Юленьку, Инну в «Традиционном сборе» и Искру в «Гнезде глухаря» Виктора Розова, Аннушку в драме Сергея Найденова «Дети Ванюшина», Машеньку в «На всякого мудреца довольно простоты», Лидию Чебоксарову в «Бешеных деньгах» А.Н. Островского, Хету в «Доме на скале» Хеллы Вуолийоки. Когда через год театр гастролировал в Москве на сцене МХАТа, столичные критики отметили искренность, красоту и талант молодой актрисы.

Не раз и не два в своих интервью Жанна Романенко подчеркивала, что, по ее мнению, золотой век Самарского театра драмы был связан с Петром Львовичем Монастырским, сочетавшим в репертуарной политике русскую и мировую классику с пьесами современных драматургов, видевшим в актерах и единомышленников, и сотворцов. С Монастырским актриса проработала два десятка лет, сыграв Альку в пьесе Ирины Тумановской «Кто ты, Женька?», Дон Жуана в комедии Самуила Алешина «Тогда в Севилье», Сону в «Хануме» Авксентия Цагарели, Блоху в «Левше» Николая Лескова, Анну в «Варварах» и Юлию Филипповну в «Дачниках», Крупскую в пьесе Михаила Шатрова «Синие кони на красной траве», Любоньку в «Господах Головлевых» М.Е. Салтыкова-Щедрина, Тамару в «Пяти вечерах» Александра Володина, леди Мильфорд в драме Фридриха Шиллера «Коварство и любовь». Все, кто видел ее Элизу Дуллитл, вспоминают, что в «Пигмалионе» был явлен образец английской леди. Сама актриса не скрывает, что этот образ созвучен ее человеческой и актерской природе.

Только вдумайтесь: с 1968 года Жанна Романенко выходит на сцену Самарского академического театра драмы имени Горького! Перечислить все ее роли в спектаклях разных режиссеров - невозможно.

Случившийся в 1987 году по семейным обстоятельствам отъезд на несколько лет в Крымский русский драматический театр мы оставим за скобками. От судьбы не уйдешь: не вернуться в Самару, на сцену ставшего ей родным театра Жанна Романенко не могла!.. Кстати, о судьбе. Как известно, у актеров она зависит от массы самых разных обстоятельств и от его величества случая. Какие бы противоречия ни сотрясали Самарский театр драмы при Петре Монастырском, как бы ни штормило труппу при появлении Вячеслава Гвоздкова в должности художественного руководителя, Жанна Анатольевна всегда была если не в стороне от этих конфликтов, то выше них. Для нее важнее всего любимое дело, процесс: репетиции, спектакли...

Вячеслав Гвоздков обратил на нее внимание благодаря приехавшему на постановку Дмитрию Астрахану, в спектакле которого по пьесе Олега Данилова «Подари мне лунный свет» Жанна была прекрасна в дуэте с Владимиром Борисовым. Став одной из любимых актрис Гвоздкова, она участвовала в премьерах по пьесам Франсуазы Саган «Замок в Швеции» и «Лошадь в обмороке», в «Месье Амилькаре» Ива Жамиака и в «№ 13» Рэя Куни, сыграла Анну Андреевну в «Униженных и оскорбленных» Ф.М. Достоевского, Мелиссу Гарднер в «Любовных письмах» Альберта Гурнея, Вайолет Уэстон в «Август. Графство Осэйдж»...

Она и сегодня, выходя на сцену, волнуется. Приходит в театр за три часа до спектакля, настраивается на роль. «Хотя в день спектакля, - признается актриса, - я с самого утра уже не совсем я, а моя героиня. Не умею, не могу впрыгивать в роль, вбегать в спектакль на ходу. Мне во многом повезло: с театром, который я люблю, с очень разными и глубоко мыслящими режиссерами, работать с которыми - это настоящее счастье! Мне повезло на коллег, рядом с которыми постоянно открываешь в себе что-то новое. Повезло с ролями, в чем-то мне близкими, в чем-то далекими, но всегда яркими, неординарными. Говорят, что везет тому, кто везет. Наверное, это так. Я могу устать от работы физически, но не морально. От волнения могу накрутить себя так, что буду отходить от этого пару дней. Бывали у меня и весосжигающие спектакли, как, например, «Месье Амилькар», «Любовные письма», «Август. Графство Осэйдж». Я оптимистка и трудоголик. До головокружения люблю театр! Ни о чем другом я не мечтала и не мечтаю!..»

В 2000 году Жанна Романенко была награждена почетным званием «Народной артистки России». В марте 2017 года в номинации «За вклад в развитие театрального искусства Самарской области» стала лауреатом проводимого Самарским отделением Союза театральных деятелей России областного профессионального актерского конкурса «Самарская театральная муза», а в мае, в Тамбове, на XI межрегиональном театральном фестивале имени Николая Рыбакова была награждена премией в номинации «Актриса России».

Одни роли возникали в ее жизни чуть ли не случайно, к другим она шла, преодолевая обстоятельства. Когда Александр Кузин репетировал комедию А.Н. Островского «Лес», она обратилась к художественному руководителю театра Вячеславу Гвоздкову с просьбой, чтобы Кузин обязательно поставил еще что-нибудь. «Что - что-нибудь?» - переспросили тогда Гвоздков и Кузин. - «Все, что угодно! - тут же ответила им Жанна. - Я готова играть хоть восьмой гриб за девятым столбом!» Но когда Кузин предложил ей подумать о «Визите дамы» Дюрренматта, замерла. Роль Клары Цеханассьян и манила, и отталкивала. В результате она сыграла странную миссис Сэвидж в спектакле по одноименной пьесе Джона Патрика. Ее Сэвидж не расстается с белым плюшевым медвежонком. Не такая, как все, она одинока, как, по большому счету, одинок каждый из нас. Словно на пуантах, вся в белом, со шлейфом аромата «Шанель № 5» - такой героиня Жанны Романенко остается в памяти и через день, и через неделю, и через месяц после спектакля, раскачивающегося, словно на качелях, от комедии до мелодрамы и вновь от мелодрамы к комедии.

Каждый режиссер работает по-своему. Вячеслав Гвоздков мог уйти в загадочность, мог взорваться, мог нежно приобнять. Александр Кузин на репетициях излучал к Жанне невероятное доверие! Когда она хотела о чем-то намекнуть, не без кокетства произносила: «Знаете, я от волнения не спала всю ночь, а потом мне приснилось, что...» Кузин, конечно, понимал, что к чему, но всегда очень чутко прислушивался к ощущениям и ожиданиям актрисы...

В спектаклях Валерия Гришко Жанна Романенко сыграла и комедийные, и драматические роли: Графиню в «Женитьбе Фигаро» П. Бомарше, Иду в «С тобой и без тебя» Айвон Менчелл, Монику Рид в «Любимце публики» Ноэла Кауарда, Маму в «Шести блюдах из одной курицы» Ганны Слуцки, Элинор Аквитанскую в «Льве зимой» Джеймса Голдмена. Какой будет ее Памела Кронки? Юбилею актрисы посвящена предстоящая премьера спектакля «Все любят Памелу» по комедии Джона Патрика «Дорогая Памела». В измененном театром названии читается абсолютная и совершенно нескрываемая любовь к бенефициантке.

«Все течет, все изменяется», - говорил еще за 500 лет до нашей эры Гераклит. Александр Блок считал, что каждые 20 - 25 лет человек живет новую жизнь. Не знаю, не считал и не собираюсь считать, сколько жизней прожила на сцене и за ее пределами несравненная Жанна. Знаю, что все эти жизни она прожила и живет для публики, для многочисленных поклонников ее таланта.

 

Фото из архива Жанны РОМАНЕНКО

Фотогалерея