Совершеннолетие - тоже юбилей! / Отделение актерского мастерства Чайковского музыкального училища

Выпуск №4-244/2021, Мастерская

Совершеннолетие - тоже юбилей! / Отделение актерского мастерства Чайковского музыкального училища

Восемнадцатилетие в жизни человека - это возраст совершеннолетия, в нашем случае с детством попрощалось и отделение Актерского мастерства Чайковского музыкального училища...


Визитка

Отделение родилось в 2003 году по инициативе директора училища Александра Семеновича Рощупкина. И весьма своевременно! В течение нескольких лет невыполнение планов набора первокурсников-музыкантов «подточило» студенческий контингент училища. Да и труппа Чайковского театра драмы и комедии давно требовала «омоложения». Рецидив «старения» был виден невооруженным глазом: сужение границ тематики репертуара и полупустой зрительный зал, ведь средний возраст артистов приближался к той критической отметке, когда реальны стали бы лишь постановки типа комедии Ф. Булякова «Выходили бабки замуж» (1998)...

Основателями актерского отделения считаются режиссер Народного театра юного зрителя Дворца молодежи, заслуженный работник культуры России Марина Георгиевна Корзун, Сергей Владимирович Ишутин (основы сценического движения) и хореограф Любовь Владимировна Насонова. Председателем цикловой комиссии была назначена Галина Александровна Старикова, преподаватель истории театра и сценической речи. Она бессменно руководила отделением в течение десяти лет.

Первые годы (а в последующие только у курсов М.Г. Корзун) актерская исполнительская практика проходила во Дворце Молодежи на базе Народного театра юного зрителя, которому в нынешнем году исполняется 45 лет. Студенты играли в спектаклях «Дурочка» Лопе де Веги, «Веселый Роджер» Д. Салимзянова и других. Трижды на Халльском театральном фестивале в городе Швебиш-Халле (ФРГ) объединенная труппа ТЮЗа и студентов актерского отделения музыкального училища приятно удивляла публику пластическими спектаклями «Весенние ощущения» (2013), «Преодоление» по мотивам повести И. Бунина «Митина любовь» (2015) и «Метаморфоза» на либретто М. Корзун (2017). В Москве, на Международном театральном фестивале «Золотое сечение» пластический спектакль «Весенние ощущения» принес его исполнителям звание лауреата I степени.

В 2005 году на работу преподавателем актерского отделения был принят Валерий Анатольевич Конев. Набранный им первый курс представлял собой секстет девушек в составе Ларисы Запеваловой, Марии Картазаевой, Яны Кошенковой, Марины Новиковой, Александры Ложкиной и Евгении Стариковой. Будучи главным режиссером Чайковского театра драмы и комедии, В.А. Конев предоставлял сцену своим воспитанницам для прохождения актерской практики. Прежде всего, в качестве исполнителей действующих лиц в своих постановках: в комедии Э. де Филиппо «Цилиндр», булгаковской «Зойкиной квартире» и авторской «Сказке про Бабу-Ягу, ее сына Цыпу, царевну Матвевну и сундук с вениками». Для участия в спектаклях начинающих актрис приглашали и другие режиссеры. К примеру, замечательный актер и режиссер-сказочник Сергей Борзенко - «чайковский Андерсен», как его уважительно называли дети («Принцесса Кру» В. Ольшанского и «Волшебник Изумрудного города» А. Волкова). Уже в то время было замечено: выпускники актерского отделения сравнительно быстро осваивали «чужие» сцены...


Учебный театр

Секрет успеха - в организации актерской исполнительской практики как в ТЮЗе, так и в учебном театре, открывшемся в музыкальном училище в 2006 году.

- Наш театр был открыт пятнадцать лет назад, - рассказал его организатор В.А. Конев. - Он был небольшим, с камерной сценой, но оборудованной по законам театрального пространства. В этой школе будущей профессиональной деятельности приходится делать все самим: от подбора и изготовления реквизита, пошива костюма, оформления сцены - до организации зрителя. А точкой отсчета следует считать премьеру «Гоголиады», курсовую работу на тему «Петербургских повестей» Н.В. Гоголя.

На этом материале студенты освоили школу «от упражнения - к этюду, от этюда - к спектаклю». В разные годы «конечными точками» этого «девиза» стали спектакли: «Женитьба Бальзаминова» по мотивам пьес А.Н. Островского, «Дом Бернарды Альбы» Ф.-Г. Лорки, «Иркутская история» А. Арбузова и «Шампанского! Шампанского!» по одноактным водевилям А.П. Чехова. От постановки к постановке зрительская аудитория расширялась, а учебный театр становился известным и востребованным.

- Как еще один культурный центр, - уточнил Валерий Анатольевич, - он заявил о себе в городе и крае с назначением на должность директора музыкального училища Розалии Ахнафовны Болтаевой. И все благодаря ее подвижнической воле и недюжинным организаторским способностям!

Результатом скрупулезного изучения и освоения современных технологий театральных представлений стала премьера авангардного спектакля «Подвиг цветка» в стиле Буто - японского танца шестидесятых годов прошлого века.

Действо разворачивалось исполнителями танцующими и музицирующими. Постепенно они менялись местами: танцоры превращались в оркестрантов и наоборот. В этой магии не было слов - только пластика и музыка. Оркестранты сочиняли ее на барабанах, трещотках, треугольниках, всплесками воды в ведре и т.п. Сцены из «Подвига цветка» были показаны на театральном фестивале «Живая Пермь-2013». Позднее был рожден экспериментальный спектакль «Малевич. Кандинский» по мотивам картин великих художников XX века. Вот когда зрители возвели учебный театр в ранг «нового», «экспериментального»!

В чем слагаемые успехов студентов актерского отделения? В том, что преподавательская «дружина» собрала единомышленников со схожими жизненными позициями, с единой профессиональной школой и системой требований. Здесь царит живая педагогика. В работе с воспитанниками преподаватели формируют в них систему ценностей для совместного творчества. Опираясь на человеческие достоинства каждого студента, в нем поощряется все лучшее, позитивное, деятельное.

Шестнадцатый год преподает Светлана Геннадьевна Тетенова. Ее портфолио позавидуешь: дважды «краснодипломница» режиссерского отделения Пермского колледжа искусств и культуры, затем - Пермского государственного института искусств и культуры (класс профессора В.А. Ильева). А в Чайковском театре драмы и комедии она - актриса и режиссер с двумя десятками ярких постановок детских спектаклей. И, наконец, Светлана Геннадьевна - преподаватель высшей квалификационной категории Чайковского музыкального училища. Но главное - другое. В Тетеновой-преподавателе органично сочетаются необыкновенная доброта и природная интеллигентность с материнской строгостью к воспитанникам и требовательностью к себе. Недавно она была назначена председателем цикловой комиссии.

Несколько лет обучает сценическому танцу художественный руководитель Образцового хореографического ансамбля «Мозаика» Ольга Борисовна Захарова. Ни один концерт, городской, тем более - училищный, не проходит без танцевального номера с участием ее студентов! На отделении появились и свои педагогические кадры. Недавно в преподавательский коллектив органично влилась Аделия Робертовна Гиззатуллина, затем и Людмила Сергеевна Зоткина - обе выпускницы актерского курса В.А. Конева. К слову, воспитанницы М.Г. Корзун сестры Ишутины - Анна и Ольга Сергеевны - преподают в студиях ТЮЗа.


Сладкие грезы

Для преподавателей отделения, да и всего училища в целом, они «реализуются» благодаря удачным карьерам воспитанников курсов В.А. Конева и М.Г. Корзун. В значительно помолодевшей актерской среде Чайковского театра драмы и комедии есть выпускники театральных факультетов вузов и отделений колледжей Ижевска, Перми и Саратова, Киева, Екатеринбурга и Хабаровска. Отрадно, что после окончания вузов свои страницы в летопись театра достойно вписывают и выпускники отделения «Актерское мастерство» Чайковского музыкального училища.

Блеснув в роли Принца в «сказке для взрослых» А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» в режиссуре Алексея Орлова и еще в ряде спектаклей, Яна Кошенкова стала преподавателем театрального отделения Чайковской детской музыкальной школы №2. А затем - студенткой кафедры режиссуры Пермского государственного института культуры. Счастливо складываются артистические судьбы Марии Картазаевой и Кирилла Максимова. Сегодня в их репертуарах десятки больших и малых разнохарактерных ролей в спектаклях чайковских и челябинских режиссеров и положительные отзывы членов экспертных бригад театроведов и театральных критиков «Пермских театральных весен» - ежегодных краевых смотров лучших премьер сезонов профессиональных театров. Благодаря авторитету Марии Юрьевны в коллективе ей доверили заведование труппой. Уверенно восходит к вершинам актерского мастерства и однокурсник К. Максимова - Денис Зуев.

Дальше - больше! После окончания в 2009 году актерского отделения Александра Ложкина - ведущая актриса Государственного Русского драматического театра Удмуртии им. В.Г. Короленко (Ижевск) продолжила совершенствовать свое профессиональное мастерство в Высшей школе сценических искусств Константина Райкина. Выпускник Екатеринбургского государственного театрального института Денис Тураханов стал директором Екатеринбургского театра «Центр Современной Драматургии / Коляда-Центр». Окончивший тот же вуз режиссер Евгений Балтин осуществил ряд постановок в драматических театрах Екатеринбурга, Серова, Шадринска и Нижнего Тагила; ныне - директор творческого объединения #Театр_чё (Москва).

«Летите, голуби, летите, // Для вас нигде преграды нет!» - ненароком вспомнишь слова патриотической песни И. Дунаевского на стихи М. Матусовского, наблюдая за дерзновенными полетами выпускников отделения «Актерское мастерство» Чайковского музыкального училища...

 

Фото из архива Чайковского музыкального училища

Фотогалерея