КРАСНОДАР. «Сын полка» и национальная идея

Выпуск №5-245/2022, В России

КРАСНОДАР. «Сын полка» и национальная идея

Краснодарскому Театру Защитника Отечества исполнилось пять лет. Образованный распоряжением губернатора Краснодарского края в 2016 году, театр был призван средствами сценического искусства сохранять и развивать духовно-нравственные и культурные ценности, воспитывать патриотов России. Основная целевая аудитория театра - дети и молодежь. К своему маленькому юбилею театр подготовил спектакль «Сын полка» по повести Валентина Катаева (инсценировка Леонида Эйдлина).

Существует ли в современной России национальная идея? Споры об этом ведутся многие годы. Так президент России Владимир Путин неоднократно подчеркивал, что национальной идеей в нашей стране должен быть патриотизм. Во всяком случае, трудная, но вместе с тем героическая история государства российского насыщена примерами беззаветного служения своей земле и своему народу настоящих патриотов, независимо от их социального положения, пола, национальности и даже возраста. Вспомните суровые годы Великой Отечественной войны. Против коричневой чумы поднялся весь Советский Союз. Никогда еще мир не знал такого народного единодушия и отваги: тысячи и тысячи добровольцев, сотни мальчишек бежали на фронт и становились бойцами Красной Армии. Более 3500 юных патриотов стали «сыновьями полка».

Война искалечила тысячи детских судеб, отняла светлое и радостное детство. Юные герои, как могли, приближали Победу в меру своих, хоть и маленьких, сил. Вот почему главный режиссер Краснодарского Театра Защитника Отечества Александр Николаев решил обратиться именно к теме детей на войне. В декабре 2021 года на сцене театра состоялась премьера «Сына полка».

- Александр Геннадьевич, случаен ли ваш выбор пьесы «Сын полка»? Тема: ребенок и война - насколько она актуальна сегодня?

А.Н.: С самого первого моего дня работы в Театре Защитника Отечества мне хотелось поставить именно эту пьесу. И вот время настало. Театр имеет свою сцену, и состав труппы позволяет осуществить сегодня эту постановку. Мы начинаем отходить от малой формы, а материал пьесы позволяет показать масштабные и даже батальные сцены. Вообще «Сын полка» -вещь хрестоматийная. На мой взгляд, никто не смог превзойти Валентина Катаева в воплощении темы: ребенок на войне. И у него это не просто ребенок, а мальчик, который становится защитником Отечества. Разве это не созвучно самой идее Театра Защитника Отечества?

- Почему юный зритель Краснодара просто обязан посмотреть ваш спектакль?

А.Н.: На мой взгляд, повесть Катаева должен знать каждый гражданин России. А вот обязан ли юный зритель посмотреть наш спектакль? Я не уверен. Но мы хотим, чтобы наш спектакль - история, рассказанная языком сцены, зародил у юных желание взять с полки книжку и прочесть эту замечательную повесть. Рефреном к спектаклю звучит фраза: «Это многих славный путь». И мы хотим, чтобы для нашего зрителя просмотр спектакля тоже стал частью пути к прочтению этой бессмертной книги.

- Чем этот спектакль способен удивить искушенного зрителя?

А.Н.: Со дня своего основания Театр Защитника Отечества старается удивить зрителя, используя современные технические средства. Этот спектакль - не исключение. Используется видеопроекция, дым-машина - генератор тумана, необходимая для показа батальных сцен. Удачно, на мой взгляд, художник спектакля придумал условное сценическое пространство для показа объемных сцен. Но главное - не в спецэффектах, а в искреннем, доверительном разговоре режиссера, актеров и всех, причастных к сценическому волшебству с нашим зрителем. Зрителем Театра Защитника Отечества.


А это небольшое интервью с исполнительницей главной роли в спектакле «Сын полка» Марией Васюхно:

- Маша, вы такая женственная, симпатичная, наверное, трудно играть роль мальчика?

М.В.: Безусловно, это очень необычный и интересный опыт для меня. И как для актрисы, и как для девушки. И знаете, работая над ролью, с каждым днем я все больше и больше погружаюсь в психологию мальчика и мне это очень интересно, потому что с помощью этой роли для меня открывается новый мир. Мир мальчишки, в чье детство вероломно ворвалась война.

- Внучка писателя Валентина Катаева рассказывала, как ее подружке в школе задали сочинение о том, что именно Катаев вложил в образ Вани из повести «Сын полка». Подружка пришла к Катаевым в гости и спросила об этом самого писателя, взяв его слова за основу своей работы. В итоге за сочинение она получила тройку с минусом с комментарием, что Катаев думал совсем о другом. А вы не пытались, создавая образ Вани Солнцева, угадать, о чем думал автор?

М.В.: С этого я и начала. Дело в том, что наша задача с режиссером и другими артистами спектакля была донести до зрителя образы, которые создал именно автор. Поэтому первое, что я сделала перед началом работы - это прочитала несколько раз книгу. И, кстати, книга написанная яркими, сочными красками меня очень заинтересовала. Я пыталась смотреть на разведчиков и, естественно, на своего героя глазами фронтового корреспондента Валентина Катаева. Но уж как получилось, судить зрителю.

- Вы, наверняка, читали эту повесть Катаева еще в детстве. А вам самой не хотелось стать, ну, не сыном, а дочерью какого-нибудь полка? Все-таки такая романтика?

М.В.: Да, я читала ее в детстве. И, конечно, в своих фантазиях ставила себя на место Вани и думала справлюсь ли я с этими испытаниями, которые выпали на долю мальчика. В моих фантазиях я ходила с разведчиками на боевые задания и даже отражала с артиллеристами танковую атаку. И всегда справлялась, всегда побеждала потому что характер у меня всегда был не «девичий». Мне очень хочется, чтобы наш юный зритель, посмотрев спектакль или прочитав книгу Катаева, тоже мог мечтать о подвигах. Но только пусть эти подвиги остаются исключительно в детских мечтах, чтобы никогда на нашей земле не было бы войн и понятие «сын полка» оставалось лишь на страницах книги и на сценических подмостках.


Наш очередной собеседник - художник-постановщик спектакля Олеся Смахтина.

- Олеся, трудно было работать над этим спектаклем?

О.С.: Проделана просто титаническая работа. Я в этом спектакле выступаю сразу в трех ипостасях: сценограф, художник по костюмам и создатель проекционных фонов. Для спектакля необходимо было изготовить восемь фонов (проекционных задников). Мы решили представить их в виде иллюстраций к книге Валентина Катаева. Сделано 13 костюмов времен Великой Отечественной войны, в том числе и для персонажей, изображающих немецких солдат. Причем, мы не ставили задачу создать историческую реконструкцию, но максимально приблизиться, с учетом театральных особенностей, к историческим реалиям.

- Что вы подразумеваете под театральными особенностями?

О.С.: Ну, например, мы решили одеть Ваню Солнцева не в солдатскую, а в офицерскую шинель, тем самым подчеркивая особое отношение, поистине отцовскую заботу старших бойцов к своему «сыну полка». Разведчики оберегают пастушка, лелеют его как собственного сына. Еще раз повторю: работа проделана колоссальная, и мы очень надеемся, что спектакль понравится юному зрителю.


Тема спектакля «Сын полка» близка и понятна детям, молодежи. Ведь это рассказ о сверстниках, о мальчишках, умеющих взять на себя ответственность за судьбу своей страны. Вот почему в зрительном зале на премьере спектакля не было скучающего и равнодушного зрителя. Является ли патриотизм национальной идеей? Не знаю, но постановочной группе театра чрезвычайно важно, чтобы молодежь не забывала уроки истории, через которые нашей стране и нашему народу пришлось пройти. И спектакль «Сын полка» - не просто дань уважения фронтовикам, это признание в любви коллектива Театра Защитника Отечества нашим отцам и дедам, подарившим будущим поколениям жизнь.

 

Фото предоставлены театром

Фотогалерея