Институт детства, отрочества, юности / 100-летие ТЮЗа им.А.А.Брянцева

Выпуск №6-246/2022, Дата

Институт детства, отрочества, юности / 100-летие ТЮЗа им.А.А.Брянцева

К 100-летию ТЮЗа имени А.А. Брянцева

Александр Брянцев, Леонид Макарьев, Борис Зон, Зиновий Корогодский, Адольф Шапиро - эти и другие режиссерские имена объединяет одно: служение ТЮЗу имени А.А. Брянцева и интерес к мировоззрению подрастающего поколения. 23 февраля 2022 года ТЮЗу исполняется 100 лет. Награжденный высокими государственными наградами: орденом Ленина, премиями Правительства СПб в области культуры и искусства, званием Театр года, ТЮЗ имени А.А. Брянцева активно развивается. Сейчас в труппе 50 артистов, репертуар насчитывает свыше 50 спектаклей для детей и взрослых. В театре идут постановки как заслуженных мастеров, так и режиссеров разных поколений: Георгия Васильева, Александра Морфова, Виктора Крамера, Уланбека Баялиева, Александра Кузина, Григория Козлова, Дмитрия Волкострелова, не раз становившиеся номинантами и лауреатами престижных премий. Ежегодно ТЮЗ проводит три грандиозных фестиваля: «Радуга», «Брянцевский фестиваль» и «Б'ART'O», ведет огромную гастрольную деятельность по всему миру.

Зарождение ТЮЗа относится к 19 сентября 1921 года, когда Александр Брянцев был назначен главным режиссером будущего детского театра, а также были утверждены смета и производственный план перестройки существующего архитектурного объекта под потребности театрального здания. Незадолго до этого было принято решение о создании театра для детей и подростков, который будет совмещать в себе и художественную, и педагогическую функции. Именно поэтому театр возглавила команда педагогов, имеющих опыт работы с молодежью. Это были: А. Брянцев, Н. Бахтин, П. Горлов, Е. Пашкова-Горлова, В. Бейер, Н. Стрельников, С. Маршак.

До 1962 года ТЮЗ располагался в здании Тенишевского училища на Моховой улице, д. 34, где сейчас функционирует Учебный театр РГИСИ. Эта площадка, представляющая собой античный амфитеатр, помнит таких артистов как Н. Черкасов, Б. Чирков, В. Полицеймако, П. Кадочников, Б. Фрейндлих, Г. Тараторкин, Н. Иванов, И. Соколова, И. Шибанов и других. Открылся ТЮЗ 23 февраля 1922 года спектаклем «Конек-Горбунок», который сохранился в репертуаре театра, став его визитной карточкой. Сказовое начало, удивительное партнерство всей труппы и музыкальное сопровождение симфонического оркестра превращает любимую всеми историю в масштабную картину русского быта, полную чуда. Спектакль выдержал семь возобновлений, но сохранил в себе брянцевскую концепцию театра «детской радости».

Александр Брянцев воспринимал театр как институт формирования личности, в работе учитывал знания о развитии ребенка и практический опыт общения с детьми. Именно поэтому 14 февраля 1924 года создается Делегатское собрание, объединяющее ленинградских учеников, представителей различных школ и педагогов театра. На встречах после спектаклей устраивались бурные обсуждения постановок, школьники погружались в историю развития театра, а затем несли знания и любовь к искусству в массы. С детьми работали опытные педагоги Н. Бахтин, К. Кустарева, Л. Сурина и другие. Для них было исключительно важно учитывать детскую психологию при формировании репертуара, раскрывать перед сотрудниками театра особенности восприятия детьми искусства, а также работать со зрителем напрямую, грамотно направляя его. Уже тогда начали собирать зрительские отклики на спектакли - в виде рисунков, отзывов, творческих работ и сочинений. Все это тщательно анализировалось и становилось практической базой для написания научных статей. Помимо этого проводились педагогические лаборатории для изучения зрителя, а также существовал Кружок школьных драмработников, состоящий из артистов театра, параллельно являющихся руководителями детских драматических студий в школах.

Постепенно появилось деление спектаклей по возрастному цензу: формировался особенный репертуар для дошкольников, младших школьников и юношества. Ставились спектакли по классической и современной драматургии - в театре шли первые пьесы С. Маршака, Л. Макарьева, В. Каверина, К. Паустовского и других. В репертуаре значились названия: «Золушка», «Проделки Скапена», «Похождения Тома Сойера», «Дон Кихот», «Принц и нищий», «Бунтари», «Брат героя» и другие. Какое-то время при ТЮЗе существовал кукольный Театр Петрушки и театр «Марионетки» (позже объединившиеся в Театр им. Деммени), музыкальный квартет, исполняющий современную музыку, живые газеты «Комсоглаз» и «Красный галстук», совмещающие художественные и социальные функции, и передвижной «Первый Ленинградский Театр Рабочей Молодежи», куда вошли артисты Е. Гаккель, П. Горлов, В. КачалинА. Оранский, В. Преображенский, художники М. Григорьев и М. Левин, а также литераторы А. Бруштейн, С. Дрейден, П. Устинович.

В 1931 году при театре был создан учебно-производственный Тюзовский техникум с актерским и педагогическим отделениями под руководством Леонида Федоровича Макарьева, через пять лет вместе с Ленинградским институтом сценических искусств и школой Академического театра драмы реорганизованные в Центральное театральное училище. 1 сентября 1957 года при ТЮЗе открылась Драматическая студия (тоже под руководством Л.Ф. Макарьева), которая в 1971 году была реорганизована в отделение детских театров актерского факультета ЛГИТМиКа. Режиссер, педагог и драматург, заслуженный деятель искусств Л.Ф. Макарьев - автор множества научных трудов, воспитавший целую плеяду актеров и режиссеров. Народный артист России был бессменным представителем ТЮЗа на всевозможных конференциях, на которых делился опытом театрального педагогического процесса, масштабируя тюзовское движение по всей стране. В театре шли пьесы драматурга, такие как «Тимошкин рудник» и «Бунтари».

Особым периодом в жизни театра стало время Великой Отечественной войны. Многие ушли воевать на фронт, некоторые начали выступать на передовых. Началась блокада, которая не помешала работе театра, открывшего сезон сказкой «В гостях у Кащея» и ежедневно показывающего спектакли. В январе 1942-го ТЮЗ был эвакуирован в город Березники, на два с половиной года ставший его домом и сценической площадкой. Первым спектаклем, который был показан, стал «Кот в сапогах». За весь период работы в Пермском крае было представлено 709 спектаклей, которые посетили 346 000 зрителей. Афиша театра содержала 57 названий, 15 концертных программ и 6 спектаклей кукольного репертуара. В январе 1943 года артисты Л. Макарьев, М. Шифман, В. Зандберг, Н. Казаринова, Л. Бондаренко, К. Копченова, А. Дилинас, В. Дзеревяго выехали на Ленинградский фронт по распоряжению председателя Комитета по делам искусств при СНК СССР М.Б. Храпченко.

22 августа 1944 года театр возвращается на свою родную площадку. В репертуаре появляются новые названия: «Двенадцать месяцев», «Ворон», «Сын полка», «Девочка ищет отца», «Пашка», «Красный галстук», «Не было гроша, да вдруг алтын», «Хижина дяди Тома», «Морская дружина», «Ромео и Джульетта»... Сказки соседствуют с зарубежными историями и советской литературой. ТЮЗ активно участвует в различных мероприятиях: Всесоюзных смотрах театров для детей, творческих встречах с молодежью, фестивалях детских театров, а в 1951 году в ТЮЗе открывается Театральный лекторий для школьников, в рамках которого рассказывают об истории театра и знакомят с выдающимися режиссерами и актерами. ТЮЗ работал «с разных фронтов», желая стать ребенку лучшим другом и наставником. Высокая планка - стать «театром особого назначения», была определена уже в самом начале пути и никогда не опускалась. А. Брянцев основал такой театр, в котором работали художники сцены, умеющие мыслить как педагоги, и педагоги, способные чувствовать как художники. Народный артист СССР поставил в ТЮЗе 48 спектаклей, дал дорогу таким творческим личностям как: Б. Зон, Е. Гаккель, А. Бруштейн, Е. Лепковская, П. Вайсбрем, Н. Рашевская, Г. Каганов, С. Димант, М. Григорьев, М. Левин, Н. Иванов, ДПопов, В. Бейер, сотрудничавших с театром. А.А. Брянцев участвовал в различных международных конференциях, активно делился накопленным опытом и способствовал открытию Новосибирского театра для детей и юношества (1930) и Архангельского ТЮЗа (1933).

После смерти Александра Брянцева и назначения на пост главного режиссера Зиновия Корогодского в театре начинается новая эра. Знаменуется она и получением новой долгожданной сценической площадки: 19 мая 1962 года театр переезжает по адресу Пионерская площадь, д. 1. Здесь ТЮЗ находится и доныне. Театр спроектирован архитекторами А. Жуком и Т. Коротковой в стиле итальянской неоклассики 30-х годов, специально под потребности юного зрителя. Корогодский проработал в театре с 1962 по 1986 год, создал более 100 постановок, выдающимися спектаклями стали: «Коллеги», «После казни прошу...», «Наш цирк», «Наш, только наш», «Наш Чуковский», «Открытый урок», «Месс-Менд», «Борис Годунов», «Глоток свободы». З.Я. Корогодский был известным режиссером и педагогом, народным артистом России и заслуженным деятелем искусств, повлиявшим на театральную культуру всей страны. Его концепция творчества заключалась в обучении через игру, высокая художественная планка спектаклей позволила привлечь в театр и взрослых. ТЮЗ становится одним из самых популярных театров города, спектакли манят своей честностью, эстетикой и высоким профессионализмом. До сих пор в труппе театра работают ученики Корогодского: народные артисты России И. Соколова, В. Дьяченко, А. Введенская, заслуженные артисты России Н. Боровкова, С. Жукович, Н. Шумилова, С. Шелгунов, актриса М. Соснякова. Для мастера было важно вырастить из артиста самостоятельную личность, творца, преданно служащего искусству. Во времена З. Корогодского с театром начали сотрудничать Л. Додин, В. Фильштинский, Э. Кочергин, А. Порай-Кошиц, М. Китаев, Э. Капелюш, В. Туманов, Б. Окуджава, А. Володин, В. Дашкевич, В. Познер, Ю. Ким и многие другие.

В 1969 году за заслуги в развитии советского театрального искусства и коммунистического воспитания подрастающего поколения ТЮЗ был награжден почетным орденом Ленина. ТЮЗ знают по всему миру: театр начал гастролировать с 1932 года, побывал на Кавказе, в Болгарии, Польше, Грузии, Москве, Югославии, Азербайджане, Эстонии, активно путешествовал по Ленинградской области и советским городам. В 1971 году прошли знаковые для ТЮЗа гастроли в Лондоне, где на Международном фестивале детских и юношеских театров были показаны спектакли «После казни прошу...» и «Наш цирк». В 1983 году театр участвовал в IV Международном фестивале театров для детей и юношества в Лионе (Франция).

29 декабря 1971 года в ТЮЗе открылась экспериментальная студия «Театр 5 этажа», где артисты могли представлять свои этюды, зарисовки и творческие номера. Множество спектаклей Большой сцены вышло из таких показов самостоятельных работ, которые раскрывали творческие грани артиста и позволяли сыграть то, о чем давно мечталось.

ТЮЗ продолжает стремительно развиваться, желая систематизировать накопленный опыт и обогатить свои знания о театральном процессе. В 1974 году принимает участие в первой Всесоюзной неделе «Театр и дети», а в марте 1979 года организует теоретическую конференцию «Брянцевские чтения», на которой присутствуют деятели искусств Германии, Чехословакии и Болгарии. В октябре 1979 года в ТЮЗе проходит «День директора», нацеленный на сближение директоров школ и театра. В Ленинградском дворце работников искусств начинает работать Университет «для родителей», организованный ТЮЗом и Ленинградским отделением ВТО, цель которого - взращивание эстетически образованных наставников.

С 1986 года, в течение 10 лет, главным режиссером театра был Андрей Андреев, ученик М.О. Кнебель. К работе в театре он привлекает композиторов С. Курехина, В. Пигузова, художника В. Фирера, режиссеров Д. Астрахана, Г. Васильева, Г. Козлова, Г. Дитятковского, Р. Виктюка. Знаковыми работами мастера становятся: «Неделя, полная суббот», «Ундина», «Мадам Маргарита», «Пришло-прикатило», «Рождество Христово», «Маленький принц». Спектакль Г. Васильева «Записки Поприщина», главную роль в котором играет народный артист Валерий Дьяченко, был признан сенсацией Авиньонского фестиваля 1995 года и до сих пор находится в репертуаре театра.

С 1994 года и на протяжении 28 лет директором театра является Светлана Лаврецова. Общественный деятель, профессор, кандидат педагогических наук, чуткий и энергичный руководитель создает крепкую команду профессионалов и инициирует новые творческие проекты. Театр приступает к сотрудничеству с зарубежными мастерами: М. Патурцо (Италия) ставит спектакль «Пиноккио», Х. Хоригучи (Япония) - «Бекканко-они», Ф. Поулсен (Швеция) - «Тяжелая трава», М. Шебель (Германия) - «Звездный талер», К. Жоли (Франция) - «Пыль в глаза». Начинается динамичная гастрольная деятельность в рамках международных фестивалей. ТЮЗ посещает Турцию, Литву, Германию, Румынию, Республику Беларусь, Великобританию, Эстонию, Австрию, Финляндию, Латвию, Чехию, Китай, Сербию, Францию, Казахстан, Дагестан, Шотландию, Черногорию, Италию, Республику Кипр и много выступает в театрах России. 23 ноября 2009 года С. Лаврецовой присваивается звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации».

Анатолий Праудин, лауреат Государственной премии РСФСР - главный режиссер ТЮЗа с 1996 по 1998 год. Режиссер пытался воплотить в ТЮЗе программу «театр детской скорби», которая была не принята всей системой образования Санкт-Петербурга. За это время случается два громких события: премьера спектакля мастера «Покойный бес» и открытие Малой сцены театра. 22 декабря 2021 года Малой сцене ТЮЗа и спектаклю Г. Васильева «Старосветские помещики» исполнилось 25 лет. В спектакле заняты народные артисты России Ирина Соколова и Валерий Дьяченко, заслуженный артист России Борис Ивушин. Постановка «Старосветских помещиков» стала лауреатом премии «Золотой Софит» и входит в золотой фонд истории театра.

В 1999 году на пост режиссера был назначен Сергей Каргин, ученик Л. Додина. За три года работы он выпустил спектакли «Русалка», «Дом, где разбиваются сердца», «Айболит и Бармалей». С театром начинают сотрудничать режиссеры В. Богатырев, И. Селин, В. Сазонов. Спектакль И. Латышева «Рождество 1942, или Письма о Волге» объездил весь мир, вызвав невероятный успех у публики.

В 2000 году в театре проходит первый Международный фестиваль «Радуга», концепцией которого является представление спектаклей для молодежи и знакомство с современной драматургией. Программа фестиваля включает мастер-классы, драматургические лаборатории, творческие встречи, круглые столы, лекции, обсуждение спектаклей со зрителями. За это время было проведено 22 фестиваля, на которых побывали коллективы из США, Великобритании, Германии, Франции, Бельгии, Эстонии, Болгарии, Греции и многих других стран.

ТЮЗ является инициатором фестивальных проектов: «Радуга-Балтия» (2011) и «Радуга в странах Балтии» (2014), «Радужный мост» в Ялте и Симферополе (2015), в рамках которых были показаны громкие спектакли фестиваля «Радуга» разных годов. В 2016 году Международный проект «Радуга» был награжден Премией Правительства РФ в области культуры.

Григорий Козлов, лауреат Государственной премии России, ученик Н. Наумова, занимал пост главного режиссера ТЮЗа с 2002 года и на протяжении последующих пяти лет. В это время на Малой сцене функционирует «Творческая Мастерская» Г. Козлова, в рамках которой идут спектакли мастера «Дневник провинциала в Петербурге», «Легкое дыхание», «Темные аллеи», а студенты театральной академии играют свои дипломные и курсовые работы. Постановка «Бедные люди», номинированная на «Золотой Софит», до сих пор играется на Малой сцене театра. Параллельно в театре ставят Н. Лапина, Г. Тростянецкий, А. Кладько, И. Ларин, О. Рыбкин.

С 2007 года, более 14 лет, художественным руководителем проектов ТЮЗа становится Адольф Шапиро, ученик М.О. Кнебель. Театральный педагог, драматург, профессор, заслуженный деятель искусств, лауреат Государственной премии Латвийской ССР, президент Международной Ассоциации театров для детей и молодежи (АССИТЕЖ) активно работает над привлечением в театр талантливых молодых режиссеров и популяризует интерес к современной драматургии.

9 февраля 2017 года в ТЮЗе спектаклем «Розенкранц и Гильденстерн» Д. Волкострелова открывается третья сценическая площадка - Новая сцена, на которой работают исключительно молодые режиссеры. Она представляет собой камерное лофт-пространство, оформленное в черно-белых тонах. Сам Шапиро выпускает спектакли «Король Лир», с участием народного артиста России Сергея Дрейдена и музыкального коллектива Billy's Band, и «Вино из одуванчиков», поставленный с заслуженными мастерами сцены и студентами руководимого им курса. Молодые талантливые артисты, среди которых Анна Мигицко, Федор Федотов, Дмитрий Ткаченко, пополнили труппу театра, ежегодно заняты в главных ролях в премьерных спектаклях, являются лауреатами крупных молодежных премий Петербурга и «Золотого Софита».

ТЮЗ бережно относится к воспитательной функции театра и помнит, насколько важна связь поколений. Именно поэтому в 2014 году задумывается телевизионный проект «Герой нашего времени», нацеленный на то, чтобы знакомить молодежь с выдающими деятелями культуры, науки и спорта. В 2021 году эфир был посвящен врачам: в программе приняли участие известные актеры и их реальные прототипы. В мае 2018 года проект был отмечен Премией Правительства Санкт-Петербурга в области культуры и искусства.

В 2016 году на Пионерской площади открывается «Аллея звезд», призванная воздать дань уважения талантливым деятелям искусства. Сейчас там значатся имена Льва Додина, Бориса Эйфмана, Юрия Темирканова, Ирины Богачевой, Алисы Фрейндлих, Олега Басилашвили, Ирины Соколовой, Михаила Боярского.

Другим масштабным проектом театра оказывается фестиваль «Санкт-Петербург - Авиньон. Санкт-Петербургские Сезоны - 2016» (Франция), на котором французский зритель познакомился с петербургским театральным искусством в многообразии жанров. Были показаны оперные, балетные, драматические, кукольные постановки, организованы выставки и образовательная программа при участии специалистов театральных академий. В продолжении события в Черном зале Новой сцены Александринского театра состоялась конференция «Россия и Франция: опыт двух стран. Подготовка театрально-технического персонала», нацеленная на обмен опытом и знаниями в сфере театрального искусства двух стран.

Советские начинания театрального руководства грамотно реализуются и в наши дни. Стремление к плотному контакту со зрителем и интерес к его мнению спровоцировал ежегодное проведение конкурса изобразительного искусства «Театр глазами детей», творческих встреч со зрителем, экскурсий по цехам театра. Осенью 2021 года стартовал новый проект ТЮЗа - поэтический фестиваль детского творчества «Б'ART», где воспитанники драматических кружков не только показывали свои творческие работы, но и присутствовали на лаборатории «ПЬесочница», где проходили режиссерские читки пьес современных драматургов, участвовали в обсуждении увиденного и выбирали пьесу-победителя. Театр все больше внимания уделяет объединению детей, занимающихся театром, их профессиональному становлению и личностному росту. Как в рамках фестиваля «Б'ART'О», так и в рамках Международного «Брянцевского фестиваля», с 2000 года собирающего творческие коллективы детей со всего мира, проводятся мастер-классы по актерскому мастерству, сценическому движению и речи. Для руководителей устраиваются круглые столы, на которых можно не только обсудить постановки, но и поговорить о глобальных проблемах в сфере детского театра. В мае 2017 года Международный «Брянцевский фестиваль» был награжден Премией Правительства Санкт-Петербурга в области культуры и искусства.

В начале юбилейного театрального сезона состоялась громкая премьера спектакля «Антигона» Александра Морфова. Для режиссера с мировой славой это уже вторая работа в ТЮЗе: ранее поставленный спектакль «Ромео и Джульетта» был номинирован на «Золотой Софит». В ближайшее время ожидается премьера еще четырех спектаклей: «Иванов» Д. Хусниярова, «Лжец» Ф. Меризи (Италия), «Счастливый неудачник» И. Пачина, «Вечера с Петром Великим» В. Кузнецова. ТЮЗ работает с российскими и зарубежными мастерами, творцами с ярким проявлением индивидуального стиля, стремится в своем репертуаре комбинировать классические произведения и новый современный материал. К 100-летию театра планируется большая праздничная программа, включающая в себя сбор участников Делегатского собрания разных лет, спектакль-концерт «Планета ТЮЗ» В. Сазонова, режиссера-постановщика праздника выпускников «Алые паруса» и спектакль «Конек-Горбунок» с участием артистов разных времен. В марте 2022 года будет проведен XXIII Международный Брянцевский фестиваль, а в мае - XXIII Международный фестиваль «Радуга».

ТЮЗ имени А.А. Брянцева совмещает в себе все необходимые функции детского театра: представляет постановки известных режиссеров, позволяет раскрыться молодым талантам, работает с современной драматургией, по-новому прочитывает классические произведения. Проводит фестивали детского творчества, знакомит петербуржцев с яркими зарубежными премьерами, гастролирует по миру, проводит конференции и лаборатории для профессионалов и юных театралов. Труппа театра постоянно совершенствует свои навыки на мастер-классах от зарубежных творцов и обогащается опытом работы с театральными режиссерами различных художественных школ. ТЮЗ - это не только большая и дружная семья, это настоящий институт детства, как нельзя лучше отражающий современный театральный художественно-педагогический процесс. При этом важно, что в ракурсе интереса остаются все поколения зрителей, вплоть до взрослых. Театр стремится объединить людей всех возрастов и подарить им радость совместного эстетического проживания спектакля, взрастить в их душах добро, свет, надежду. Один из первых профессиональных детских театров мира помнит заветы А. Брянцева и З. Корогодского, чутко прислушивается к настоящему и открыт к новому, поэтому так любим жителями города и страны.

 

Фото предоставлены театром

Фотогалерея