АБАКАН. Героическое путешествие в прошлое

Выпуск №6-246/2022, В России

АБАКАН. Героическое путешествие в прошлое

Таким заголовком можно точно охарактеризовать спектакль «Хубай - сын охотника» Хакасского театра драмы и этнической музыки «Читiген». И еще это хороший пример того, что, даже не зная языка, в данном случае хакасского, любой зритель поймет, о чем идет речь и какие проблемы затронуты автором пьесы.

В Республике Хакасия 2021 год был объявлен Годом хакасского эпоса. Как оставить такое событие без подходящей легенды? Пьеса «Хубай - сын охотника Солагая» Светланы Чаптыковой оказалась самой подходящей. Для ее воплощения на сцене директор театра «Читiген» Ирина Чустугешева пригласила Бориса Манджиева, имеющего большой опыт постановок в национальных театрах нашей страны. Тем более, как признался сам режиссер, он давно хотел поработать в Хакасии с подобным материалом.

- Текст пьесы любопытный, но в то же время коварный, потому что многое надо постигать, расшифровывать, узнавать, - говорит Борис Манджиев. - Я часто у актеров уточняю какие-то моменты, чтобы не нарушить каноны обычаев, традиций хакасского народа. Однако какие-то элементы нужно было показать иначе.

О чем же рассказывали зрителям со сцены рабочие на стройке, ловко лазающие по строительным лесам и потом неожиданно превратившиеся в героев хакасской легенды? Отец посылает на охоту своего юного сына. Наставляет его, дает советы как правильно вести себя в тайге, как относиться к Чир Чайану - духу Земли. Но азарт юного охотника, особенно во время третьей охоты, приводит к гибели животного мира, леса. В итоге природа начинает мстить, случается катастрофа. При этом декорации не меняются, глубину истории, ее драматичность и красоту раскрывают национальная музыка и танцы, игра света. Сцена из строительных лесов превращается то в лесную опушку, то в оркестровую яму, которой ловко и безжалостно управляет владыка Нижнего мира Ирлик-хан.

Основанная на легенде история перекликается с современными реалиями. Уже много веков человек творит разрушения, и сегодня мы наблюдаем результат: леса горят, их вырубают, случаются наводнения, загрязняется атмосфера, исчезают многие виды животных... Да и сами люди мельчают, потому что все взаимосвязано. И главный герой - молодой охотник Хубай, которого играет Георгий Таскараков, только в конце понимает, что он натворил и за что изгнан из общества. В финале спектакля встает вопрос: вернется ли он к людям? Изменит ли свое отношение к природе?

Говорят, благими намерениями вымощена дорога в ад... У Хубая так и вышло. Все его действия продиктованы желанием помочь другу исполнить его мечту. И не важно, что для достижения этой цели нужно что-то разрушить. Герою не важны средства, он не думает о последствиях. Очень знакомый образ, согласитесь. Люди и в обычной жизни, желая помочь, не задумывается, какие беды это принесет. Может, и не стоит такие желания исполнять? Например, качать нефть и тут же загрязнять ею реки и моря. Но мы же хотим цивилизованной жизни. А природа терпит, терпит... До тех пор, пока не наступит критический момент, не вспыхнет пламя. Такое горячее, что вместо привычного оранжево-желтого предстанет белым.

Духи существуют на сцене вместе с людьми, пусть и не видимые ими, но такие человечные. Между ними выстраиваются взаимоотношения, они хотят любить, помогать, быть понятыми, услышанными, но свои эмоции выражают иначе. Так говорится в легендах, и в этом отношении Борис Манджиев не стал отходить от первоисточника. Роль владыки Нижнего мира - Эрлик-хана исполняет народный артист Хакасии Валерий Топоев. Как настоящий дирижер, коварно улыбаясь, контролирует происходящее на сцене, играет на желаниях и страстях героев. Но главное - Эрлик-хан везде. Он как наш личный, внутренний демон. Если с ним бороться, повелитель тьмы становится маленьким и уязвимым. Или наоборот, вырастает в монстра и полностью заменяет человека. В каком-то смысле постановка постепенно становится абсурдной: если показывать сюжет в первозданном виде, его могут воспринять как сказку. Особенно у молодого зрителя такое отношение к легендам и сказаниям. А режиссер явно хотел показать обратное.

Кроме уже названных актеров в спектакле ярко существуют Алексей Сагатаев, народный артист Хакасии Георгий Сагалаков, заслуженная артистка Хакасии Элмира Аманбаева, Вероника Ивандаева, Алина Майнашева, Сергей Чепсараков, Айсили Майнагашева, Евгения Костякова, Валерий Боргояков, Юлия Минина и Олег Чугунеков.

Не менее важную роль сыграла основанная на фольклорных мотивах музыка заслуженного деятеля искусств Калмыкии Аркадия Манджиева и заслуженного деятеля искусств Хакасии Олега Чебодаева, выигрышно звучавшая в пространстве камерной сцены. Среди авторов постановки - художник Мария Чаптыкова, режиссер по пластике и балетмейстер, заслуженная артистка Башкортостана, лауреат национальной театральной премии «Арлекин» Рамиза Мухаметшина. Музыку исполняет фольклорный ансамбль «Айланыс», живые голоса инструментов придают спектаклю особую эмоциональную окраску, особенно в переломных, драматических моментах.

Пьеса Светланы Чебодаевой явно показалась режиссеру слишком серьезной, потому что жизнь, на его взгляд, никогда не идет «по прямой». Борис Манджиев наполнил спектакль юмором, придумал интересные комедийные сцены. В итоге зритель получил действительно национальную во всех отношениях постановку, в которой связь легенды и современности напоминает о том, что у каждого действия есть последствия, оказывающие влияние не только на самого человека, но и на окружающий мир. И это вовсе не сказка.

 

Фото предоставлены театром

Фотогалерея