ЯРОСЛАВЛЬ. Цена разбуженной души

Выпуск №7-247/2022, В России

ЯРОСЛАВЛЬ. Цена разбуженной души

В Ярославском Камерном театре состоялась премьера спектакля по пьесе Вячеслава Рогожкина и Александры Иванчиковой «История про Любу», которая до этого еще не имела своего сценического воплощения. Пандемия, обрушившаяся два года назад и остановившая на время кинопроцесс в стране, нарушила планы всех кинодеятелей. Столь неожиданно возникшую паузу сценарист и кинорежиссер Вячеслав Рогожкин решил использовать для осуществления нескольких своих давних замыслов - написания пьес. Так из-под его пера вышло три драматических произведения, одно из которых - «Историю про Любу» - он сам и задумал поставить в театре, как только в жестких ковидных ограничениях начали появляться послабления.

Этот спектакль стал дебютным и для Вячеслава Рогожкина в качестве постановщика, и для Ярославского Камерного театра, решившегося на сотрудничество с новым для себя и театрального мира режиссером, и воплощение совершенно не апробированной современной драмы. Риск был. Но, как показал зрительский успех и разлетевшиеся из кассы вслед за премьерными на два месяца вперед билеты на «Историю про Любу», он оказался оправданным.

Спектакль получился сильным и страстным. Режиссер сумел не только собрать и сплотить вокруг себя коллектив единомышленников, но и своей энергией заразить талантливый актерский ансамбль, а через него и публику. Я уже и не припомню, как давно настолько погружалась в сценическое действо. По своей журналисткой привычке, как только начался спектакль, я стала делать заметки в блокноте. И вдруг минут через двадцать почувствовала, что мне не хочется отвлекаться, что-то записывать, происходящее на сцене полностью овладело вниманием, давая пищу для размышлений и сопереживаний.

Это подаренное режиссером и актерами зрителям, сидящим в зале, потрясающее чувство, когда растворяются границы между сценой и залом, сегодня встречается не так часто. Бесспорно, интересных постановок немало. Но по большей части публика в этом случае смотрит на действо отстраненно, от всего сердца восхищаясь талантливой игрой артистов, находками режиссера или сценическим решением художника-постановщика.

На премьере в Камерном произошло то редкое театральное волшебство, когда граница между освещенной сценой, по которой двигаются актеры, и небольшим темным залом, где чувствуется и дыхание, и локоть соседа, перестала существовать. Зритель из наблюдателя превратился в соучастника происходящего. Публика в Камерном театре ловила каждое слово, импульс, дыхание актера.

Ведь зритель нередко хочет быть умней и сообразительней режиссера, стараясь заранее угадать финал. Но в «Истории про Любу» этого сделать просто невозможно. Драма в двух действиях и без того изобилует совершенно неожиданными поворотами сюжета, за каждым из которых открываются все новые и новые тайны, связанные с двумя центральными героинями - преподавателем по вокалу Ксенией Федоровной Прозоровой (Татьяна Гладенко) и решившей взять у нее уроки вокала Любови Савраскиной (Ольга Казакова). Развязка истории ошеломляет. Дальнейшее же осмысление спектакля для зрителя продолжается и много дней спустя. «История про Любу» так просто не отпускает. И зритель еще долго будет нет-нет, а возвращаться к ней в мыслях, пытаясь объяснить поступки героев драмы.

Действие «Истории про Любу» происходит в наши дни. Вячеслав Рогожкин сумел очень глубоко и точно ощутить и передать суть агрессивного нынешнего времени с его новыми ценностями в мире культуры. Автор-режиссер заставляет размышлять о реалиях и теневой стороне той жизни, за которой так любит и старается следить в соцсетях и телепередачах публика. В программке, прекрасно оформленной тамбовским художником Алексеем Медведевым, дано начало той истории, которая столь стремительно и непредсказуемо развернется в спектакле.

Провинциальная певица Люба Савраскина приезжает в столицу, чтобы принять участие в самом масштабном вокальном конкурсе страны. Но девушка не мечтает о победе, понимая: она вряд ли возможна. Ее цели куда скромнее - «засветиться» на федеральном канале, что впоследствии ей обеспечит право царить на сценах своего родного города. Для этого она предприняла все, якобы необходимые по современным эстрадным канонам меры: придумала себе звучный псевдоним, подобрала весьма популярный у миллионов слушателей хит, записала фонограмму, заказала яркие костюмы, продумала эпатажную подачу себя и даже, если потребуется, возможность за деньги «подкрутить голоса» при голосовании слушателей.

Правда, все это ей обеспечат средства мужа-бизнесмена. Все, кроме одного. Чтобы осуществить задуманное, Любе, обладающей хорошими данными, надо, как ей посоветовали, всего-то ничего - подтянуть вокальное мастерство у самого известного столичного педагога. Так девушка и оказывается на пороге профессорской квартиры Прозоровой. Но Ксении Федоровне не интересна уверенная в себе, но не стремящаяся к победе девица, к тому же уже считающая себя певицей. Для Прозоровой есть незыблемое кредо: «Исполнить песню - значит вдохнуть в нее жизнь». К тому же Ксения Федоровна обучает, придерживаясь правила: «У моих учеников табу на слово «невозможно». Все это задевает Любу, и она соглашается на условия весьма странной преподавательницы, даже не представляя, чем впоследствии все это обернется.

Огромная доля успеха «Истории про Любу» - в выборе актрисы на роль Ксении Прозоровой. Татьяна Гладенко великолепна на протяжении всего спектакля. Ее Ксения Федоровна - безукоризненный образ профессорши из мира искусства: аристократические манеры, безупречная прическа, костюм, аксессуары. Но в то же время Прозорова мастерски... играет судьбой девушки. Да так, что зритель то смеется, то возмущается. В одни моменты он чувствует, как пробегают мурашки от уж совсем необъяснимых, раздираемых сознание, чувств, в иные начинает рассыпаться вся выстроенная им логическая цепочка. Гладенко - актриса психологическая, глубокая, многоплановая. Богатейшая эмоциональная палитра всевозможных оттенков и нюансов позволяют ей сделать образ героини неподражаемым. Мгновенные перевоплощения актрисы держат нерв и сложную линию всего спектакля.

Хороша в дуэте с Татьяной Гладенко и Ольга Казакова. Это первая большая роль актрисы на сцене Камерного театра, и она ей удалась. Образ Любы Савраскиной получился объемным и весьма органичным. Зритель верит перерождению героини. Суровые уроки наставницы разбудили ее душу. Люба смогла постигнуть свое истинное «я».

Перерождение произошло и с другим персонажем «Истории про Любу». Настройщик Алексей Фатеев, которого изумительно сыграл Алексей Ошурков, мямля и маменькин сынок. Ошурков создает хотя и комически нелепый, но симпатичный образ, его персонаж постепенно раскрывается как личность, способная на настоящие поступки. Не прямолинеен и муж-бизнесмен Юрий Савраскин (Сергей Генкин). Да, он из современных толстосумов-небожителей, которые за деньги могут купить все: и недвижимость, и жену, и, если надо, жюри конкурса. В небольших эпизодах-вспышках актер смог показать трансформацию, которую сотворили с его героем произошедшие в «Истории» события.

Надо отметить, что в спектакле вообще прекрасно подобран актерский состав. Уже названных героев замечательно дополняют еще два персонажа, которых играют Константин Силаков и Константин Снегов (или Алексей Дмитриев). Весь актерский ансамбль виртуозно, не срываясь на фарс, хотя трагикомических эпизодов в постановке немало, ведет к постижению сути истории, приключившейся с Любой Савраскиной.

Нельзя забыть и оригинальные декорации художников-постановщиков Александра Тормосова и Александры Рогожкиной, и замечательную музыку композитора Андрея Комарова, интересные костюмы художника Екатерины Дементьевой, да и всего обслуживающего спектакль театрального персонала. Потому что только слаженная работа этого коллектива позволила сделать спектакль столь ярким, воздействующим на зрителя. Камерный театр показал «Историю про Любу» без назидания. Спектакль наполнен юмором, постепенно гаснущим в драматизме финала. И все же история познания себя, цена разбуженной души, не отягощают, а дают необходимые уроки, чтобы жить дальше.

 

Фото Александры РОГОЖКИНОЙ

Фотогалерея